Серия уроков Флористический коллаж для обучающихся среднего школьного возраста

Методические рекомендации развития навыков творческой деятельности у учащихся среднего школьного возраста
В процессе развития навыков работы с природным материалом у учащихся развиваются чувства цвета, ритма, гармонии и на этой основе формируется художественный вкус. Представляя ребятам возможность работы с природными материалами, мы организуем условия способствующие воспитанию у них чувства цвета, и навыков творческой деятельности.
Занятия флористикой развивают навыки к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
В современном мире очень высоко цениться все, что сделано своими руками. Сравнительно несложные приемы изготовления изделий из природных материалов делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
Работа с природным материалом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Этот вид деятельности способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воспитывает усидчивость.
Работы, выполненные из природных материалов, привлекают к себе внимание, вносят разнообразие в быт ребенка, всякий раз, по-новому одухотворяя его.
Основной целью серии уроков является развитие навыков творческой деятельности учащихся среднего школьного возраста.
Задачи:
1. создание оптимальных условий для развития навыков творческой деятельности детей;
2. развитие трудолюбия
3. расширение художественного кругозора;
4. развитие и углубление интересов школьника;
5. развитие творческого мышления учащихся.
Методические рекомендации построены с учетом интересов учащихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую деятельность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства.
Особое внимание уделено эстетическим знаниям и художественно- творческому опыту, направленным на развитие навыков творческой деятельности.
Серия уроков включает в себя 10 занятий работы с природным материалом (смотрите приложение № 10).
Основные методы, которые используются на занятиях: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, включение в трудовую деятельность, развитие самостоятельных действий.
Основной формой работы являются занятия (вводные, традиционные, практические, повторения, обобщения). Немаловажной формой работы является экскурсия на природу и посещение выставок прикладного творчества. В проведении практических занятий используются индивидуальное и коллективное творчество.
Рекомендуемые темы в программе располагаются по их возрастающей сложности. На занятиях отдельные дети могут получать индивидуальные темы, более простые или более сложные по сравнению с остальными. Индивидуальный подход дает возможность раскрыться каждому ребенку.
Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Значительное место в беседе занимает рассказ педагога, и дети являются непосредственными её участниками.
Основное время серии уроков отводится практической работе по изготовлению флористического коллажа, в процессе которой развивается эстетический вкус, прививаются аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Отчет о работе учащихся проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Тематический план

№ п/п

Тема урока
Кол-во часов

1
Флористический коллаж и его стили
1

2
Инструмент, материалы и хранение природного материала
1

3
Композиционное построение флористического коллажа
1

4
Симметрия во флористическом коллаже
1

5
Ассиметрия во флористическом коллаже
1

6
Статичная композиция флористического коллажа
1

7
Динамика во флористическом коллаже
1

8
Замкнутая композиция флористического коллажа
1

9
Итоговое занятие «В мире флористики»
1

10
Выставка творческих работ учащихся
1

Итого
10 часов





Урок № 1. «Флористический коллаж и его стили»

Цель урока:
дать понятие о флористике и флористическом коллаже и ее стилях;
развить эстетический вкус и творческие способности учащихся при оформлении работы;
воспитать интерес к нетрадиционным видам декоротивно-прикладного творчества.
Метод проведения. Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности.
Оснащение урока:
выставка готовых работ; инструкционные карты; раздаточный материал.
План урока
Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (2 мин.).
Беседа: объяснение нового материала (30 мин.)
Подведение итогов (5 мин.)
Ход урока:
1. Организационная часть урока
Приветствие учащихся, проверка явки, и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся
Примерные вопросы беседы.
Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
Есть ли в ваших домах такие работы?
Если есть, то кто выполнял эти работы?
С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
Украсят ли такие работы Ваш дом?
Беседа: объяснение нового материала
Как часто, гуляя по осенним улицам, мы любуемся великолепием красок золотой осени и жалеем, что не можем запечатлеть это очарование на холсте, сохранить осеннюю сочность красок до глубокой зимы.
Флора – (от лат. flora – богиня цветов и весны) означает совокупность видов растений населяющих какую-либо территорию.
Что такое коллаж?
Слово «коллаж» происходит от французского слова, обозначающего «наклеивание».
Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов.
Флористический коллаж (collage - склеивание или наклеивание)
Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов - засушенных листьев, цветков, стеблей, плоды, ветви, ягоды и т.д. На живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету, форме и фактуре.
Ребята а вы знаете где зародилась флористика?
Родиной флористики считается Япония страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как оживление цветов.
Флористический коллаж можно подразделить на пять стилей:
Пейзажный стиль.
Вегетативный стиль
Декоративный стиль
Формо-линейный стиль
Абстрактный стиль
В каждом стиле – свои средства художественной выразительности, свои приёмы и особенности.
Пейзажный стиль . В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т.п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т.п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток.
Вегетативный стиль. Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображения жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения.
Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон – небо с облаками – наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метёлками необычайно радующее, весёлое соцветие укропа, похожее на лёгкий зонтик, - это, скорее всего, пейзаж.
Декоративный стиль. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное – оригинальная идея. А воплощают её при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.
Формо-линейный стиль. Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры – круг, ромб, квадрат, треугольник и т.д., а также линии. Основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линии могут быть прямые, извилистые, изогнутые и плавные. Для создания активного напряжения в коллаже используется контраст разных по характеру движения линий.
Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.
Абстрактный стиль предназначен для выражения стихийных чувств, настроений и фантазий автора, принципиально отказавшегося от изображения реальных предметов.
Абстрактный стиль содержит простые геометрические формы, используемые в качестве частей фона и как растительный рисунок. Композиция свободная, набор растительного ассортимента сдержанный.
Цвета используются без тональных переходов.
И так, мы с вами рассмотрели стили флористического коллажа.
3. Закрепления нового материала
Что такое флористический коллаж? Где зародилась флористика? Какие стили флористического коллажа вы знаете?
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.


Урок № 2. «Инструмент, материалы и композиционное построение флористического коллажа»

Цель:
познакомить учащихся с композиционным построением, с инструментами и материалами при выполнении флористического коллажа.

Задачи:
научить правильно, собирать растительный материал и сушить его на воздухе и под прессом;
воспитывать чувства уважения к природе;
развивать чувство восприятия красоты природы.

Оборудование и материалы для учащихся:
ножницы, пакеты или коробки, старые книги или журналы, бечевка или толстые нитки.
План урока
1.Организационный момент. (2 мин.).
2. Беседа: объяснение нового материала (15 мин.)
3. Практическая работа (25 мин.)
4. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
2. Беседа: объяснение нового материала
Сегодня нам предстоит не только собрать растительный материал и подготовить его к работе, но и научиться правильно, строить композицию.

Для создания флористических коллажей, картин, панно подойдут такие материалы:

· засушенная листва деревьев и кустарников;

· целые мелкие или разделенные на лепестки головки крупных цветов;

· тополиный пух;

· чешуйки шишек;

· скорлупа яиц;

· семена овощей, цветов;

· косточки фруктов;

· срезы веточек кустарников и деревьев;

· соломка, береста.
Фоном может служить цветная бумага или раскрашенный в соответствии с темой лист бумаги, детали наклеиваются на фон клеем ПВА.

Наблюдение за состоянием природы в лесу. При сборе растительного материала необходимо соблюдать следующие правила:

Листья следует очень аккуратно срывать или срезать ножницами, не ломая веток, по 1-2 листочка с одной ветки.
Веточки следует собирать только сухие или поломанные.
Цветы собирать соцветиями или отдельными цветочками, аккуратно срезая, не нарушая при этом корневую систему.
Категорически запрещается собирать растения, занесенные в Красную Книгу, цветы с городских газонов, в ботанических садах и заповедных зонах.
Растения сушат как на воздухе так и под прессом.
Прежде чем приступать к составлению даже самой простой работы из прессованных цветов, желательно изучить хотя бы некоторые основные принципы составления композиции.
Ребята что такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
3. Практическая работа.
Сбор природного материала под руководством педагога. Сортировка растительного материала, определение названий растений совместно с учителем, и закладка его под пресс или связывание в пучки для сушки на воздухе.
4. Поведение итогов урока.
Какие инструменты и материалы понадобятся при создании флористического коллажа? Что такое композиция?
Домашнее задание

Урок № 3. «Композиционное построение флористического коллажа»
Цель урока:
выполнить композицию в технике флористический коллаж.
Задачи урока:
- знакомство с построением композиции;
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Оборудование и материалы для учащихся:

ножницы, природный материал, клей ПВА, картон или ДВП, цветная бумага.

План урока
1.Организационный момент. (2 мин.).
2. Беседа: объяснение нового материала (10 мин.)
3. Практическая работа (20 мин.)
4. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
2. Беседа: объяснение нового материала
Ребята давайте вспомним, что такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Существует несколько основных принципов флористики композиции:
1. Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину.
2. Пропорция - это соотношение пропорция между цветами, листьями, вазой, соотношение размера готовой композиции и помещения. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление - композиция выглядит соразмерной.
Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 должны приходиться на цветы, а 3 на вазу.
3. Фокусная точка - центр внимания композиции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мелких цветов, расположенных у краев вазы. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.
4. Ритм – это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.
5. Уравновешенность – имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.
6. Гармония – это эстетическое качество композиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.
7. Цвет - один из основных элементов правильно составленной композиции. Поможет здесь цветовой круг. Все цвета можно разделить на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый).
Теплые цвета оживляют композицию. Важное свойство теплых цветов– зрительно приближать окрашенные в них цветы.
Холодные цвета успокаивают. Важное свойство холодных цветов – зрительно отдалять окрашенные в них цветы.
3. Практическая работа:
Сегодня на урок вы принесли заготовленные вами засушенные растения, семена и т.д.
Прежде чем начать выполнение композиции в технике «Флористический коллаж» следует учесть цвет фона, на котором будет находиться ваша композиция. Она не должна сливаться с фоном.
При работе с природным материалом следует помнить, что он очень хрупкий.
Организуйте свое рабочее место так, чтобы не повредить растения.
Наносить клей необходимо тонким слоем, чтобы его излишки не выступали за край поверхности.
Нельзя передвигать уже приклеенные детали композиции.
4. Поведение итогов урока:
Что такое композиция? Что такое флористика? Какие принципы существуют флористической композиции
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.
Урок № 4. «Симметрия во флористическом коллаже»
Цель урока:
выполнить симметричную композицию в технике флористический коллаж.
Задачи урока:
- знакомство с симметричной композицией;
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Оборудование и материалы для учащихся:

ножницы, природный материал, клей ПВА, картон или ДВП, цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
Учитель объясняет учащимся, что есть разные типы композиций: симметричная и асимметричная, замкнутая и открытая, статичная и динамичная. Но рассматривать будем только симметричную композицию. И постараемся выполнить её.

2. Беседа: объяснение нового материала
Учащиеся вспоминают, что такое композиция. Далее учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением клинового листа, бабочки, снежинку. Учащиеся рассуждают и вместе с педагогом формулируют определение понятия «симметрия».
Далее учитель рассказывает, что такое симметрия ее правила законы.
После объяснения материала педагог предлагает учащимся рассмотреть схемы симметрии и выполнить самостоятельно третью в третьей графе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



3. Практическая работа:
Учащиеся выполняют симметрическую композицию.
4. Поведение итогов урока:
Что такое симметрия? Что такое композиция? Что такое флористика?
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.


Урок № 5. «Асимметрия во флористическом коллаже»
Цель урока:
выполнить асимметричную композицию в технике флористический коллаж.
Задачи урока:
- знакомство с асимметричной композицией;
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Оборудование и материалы для учащихся:

ножницы, природный материал, клей ПВА, картон или ДВП, цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с понятием асимметрия и будут выполнять асимметрическую композицию.
2. Беседа: объяснение нового материала
Учащиеся вспоминают, что такое композиция.
Далее учитель рассказывает, что такое асимметрия ее правила законы.
После объяснения материала педагог предлагает учащимся рассмотреть схемы асимметрии и выполнить самостоятельно третью в третьей графе.
3. Практическая работа:
Учащиеся выполняют асимметрическую композицию.
4. Поведение итогов урока:
Что такое асимметрия? Что такое композиция? Что такое флористика?
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.

Урок № 6. «Статичная композиция флористического коллажа»
Цель урока:
выполнить статичную композицию в технике флористический коллаж.
Задачи урока:
- знакомство с понятием статика;
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Оборудование и материалы для учащихся:

ножницы, природный материал, клей ПВА, картон или ДВП, цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с понятием статика и будут выполнять статичную композицию.
2. Беседа: объяснение нового материала
Учащиеся вспоминают, что такое композиция.
Далее учитель рассказывает, что такое статика ее правила законы.
После объяснения материала педагог предлагает учащимся рассмотреть репродукции художников, проанализировать их и объяснить чем они друг от друга отличаются.
3. Практическая работа:
Учащиеся выполняют статичную композицию.
4. Поведение итогов урока:
Что такое статика? Что такое композиция? Что такое флористика?
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.


Урок № 7. «Динамика во флористическом коллаже»
Цель урока:
выполнить динамичную композицию в технике флористический коллаж.
Задачи урока:
- знакомство с понятием динамика;
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Оборудование и материалы для учащихся:

ножницы, природный материал, клей ПВА, картон или ДВП, цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с понятием динамика и будут выполнять динамичную композицию.
2. Беседа: объяснение нового материала
Учащиеся вспоминают, что такое композиция.
Далее учитель показывает репродукции художников на которых изображено движение птиц. Вместе с педагогом учащиеся формулируют определение понятия «динамика». Учитель рассказывает, что такое динамика ее правила и законы.
3. Практическая работа:
Учащиеся выполняют динамичную композицию.
4. Поведение итогов урока:
Вопросы для закрепления. Что такое динамика? Что такое композиция? Что такое флористика? Чем отличается динамичная композиция от статичной?
Домашнее задание.

Урок № 8. «Замкнутая композиция во флористическом коллаже»
Цель урока:
выполнить замкнутую композицию в технике флористический коллаж.
Задачи урока:
- знакомство с понятием замкнутость ее приемы и правила;
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Оборудование и материалы для учащихся:

ножницы, природный материал, клей ПВА, картон или ДВП, цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся и будут выполнять замкнутую композицию.
2. Беседа: объяснение нового материала
Учитель показывает репродукции художников, учащиеся анализируют их. Вместе с педагогом учащиеся формулируют определение понятия «замкнутость». Учитель рассказывает, что такое замкнутая композиция ее правила и законы.
3. Практическая работа:
Учащиеся выполняют замкнутую композицию.
4. Поведение итогов урока:
Вопросы для закрепления. Что такое замкнутая композиция? Что такое композиция? Что такое флористика? Чем отличается замкнутая композиция от статичной, динамичной, асимметричной?
Домашнее задание.

Урок № 9. «Итоговое занятие «В мире флористике»»
Цель урока:
Провести игровую программу для закрепления знаний и навыков учащихся флористике и типах флористического коллажа.
Задачи урока:
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
2. Беседа:
Учащиеся делятся на две команды. Далее учитель предлагает каждой команде пройти сложный путь к планете «Флористика», где нужно будет отвечать на опросы, решать ребусы, кроссворды, выполнять творческие задания.
4. Поведение итогов урока:

Урок № 10. «Выставка творческих работ учащихся»
Цель урока:
Провести вставку творческих работ учащихся.
Задачи урока:
- формирование положительной мотивации к урокам ИЗО, формирование -гуманных отношений;
- развитие навыков выполнения творческой композиции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющие знания в новую ситуацию)

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка цели урока и объяснение задач
2. Беседа:
Учащиеся выполняют оформление своих работ, исправляют дефекты. Оформляют выставку.
4. Поведение итогов урока:
Награждение. Вручение грамот за лучшие работы.








Симметричная композиция