интегрированный урок по технологии и самопознанию в 5-ом классе на тему:Выполнение картины в технике коллаж «Времена года»


Интегрированный урок 5 класс
по предмету самопознание Тема: Природа - источник вдохновения.
по предмету технология Тема: Выполнение картины в технике коллаж
«Времена года»
Учитель: Ильина Ирина Викторовна (фрагменты урока)
КГУ ОШ № 117 г.Алматы Тема:
Природа - источник вдохновения. ( самопознание )
Выполнение картины в технике коллаж «Времена года» (технология)
(1 час)
Цель: расширить представления учащихся о значимости природы как общечеловеческой ценности,
создание на занятии атмосферы доброжелательности, сотрудничества, сотворчества.
Задачи :- раскрытие ценностного отношения к природе как источнику вдохновения; формирование навыков изложения своих мыслей в творческой форме, интереса к декоративно - прикладному искусству;
- развитие умения понимать красоту природы, развивать художественный вкус;
- воспитание бережного отношения к природе, аккуратности и усидчивости при творческой работе;
Оборудование : ножницы, клей, кисточки, картон цветной, бумага, копировальная бумага, природный материал, цветной лоскут, кукла « Мудрец»,П.И. Чайковский «Времена года», слайды «Природа родного края», фотографии «Явления природы»
Позитивный настрой «Концентрация на мысленную прогулку в лесу
Беседа
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения , и надо научиться видеть , слышать , понимать её. Когда человек осознает себя частью природы, она открывает ему все свои тайны. Иоган Гете говорил: « Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание». Очень важно что бы человек научился читать и понимать эту книгу
Как вы понимаете смысл выражения « человек – часть природы».
Является ли природа источником творческого вдохновения человека? Почему?
Читаем «Монолог Природы» С. Викулов
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, подарить тебе-
в моей все это власти!-
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой …
И, наконец, солнцем прокаленный,
рыжеватый хлебный колос!
Как всему венец…
Только ты мой дар мое ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год - твои шаги…
Мы с тобой дорогою одною
Мчимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
как не можешь быть и вне меня.
- В чем смысл этого стихотворения? ( Человек – часть природы и постигая ее красоту человек постигает красоту жизни, она вдохновляет его)
И тема нашего занятия сегодня « Природа - источник вдохновения».
Минута тишины и созерцания.
Каждая группа получает для созерцания на минуту тишины свой пейзаж природы, проникаясь необходимо определить тему.
- Рассмотрите, ребята, фотографии и определите тему.
А) знойный полдень
Б) снегопад
В) пробуждение листка
Г) листопад
- Какая тем , назовите ? Обобщите. ( Явления природы в разное время года)
Художник пишет картину, фотограф мгновения красоты может запечатлеть на фотографии, поэт напишет строки, композитор - музыку, а музыкант ее исполнит. Мы тоже будем с вами творцами.
Творческая деятельность
Природа – наш вдохновитель ,поможет нам стать творцами. (Сообщение темы по технологии)
Мы выполним с вами коллаж на тему « Времена года », а каждая группа уже знает какое время года у нее в гостях .Определение необходимых материалов в соответствии с темой.
Подготовка сюжета и эскиза.
Повторение техники безопасности
С ножницами
С клеем
Спецодежда
Работа в технике «коллаж» выполняется следующим образом.
Подбор размера картины соответственно сюжету.
Вырезание шаблонов по эскизу.
Раскрой по шаблонам из подобранных в соответствии с материальностью деталей эскиза.
Определение общего фона по цвету в соответствии с сюжетом.
Выполнение дальнего плана картины.
Выполнение ближнего плана картины.
Выполнение рамочки.
Демонстрация – защита.
- Сократ говорил: «Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили» А чем еще нас наделила природа?
- Двумя руками, дабы мы творили. Через работу рук человек растет и совершенствуется, а продукт его деятельность есть результат, вдохновения его и природы…
Работа в группе по подбору материала.
Домашнее задание
Подпор материала рамочки к коллажу «Времена года»
Подготовить защиту ( подобрать стихотворение, пословицы, поговорки , загадки, песни , пятистишие и т.д.)
- Вдохновения вам и творчества.
От сердца к сердцу. Природа - свет…, гармония…, учитель…, и т.д. ( Каждый учащийся продолжает , называя имя существительное – ассоциацию со словом природа)
Интегрированный урок 5 класс
по предмету самопознание Тема: Природа - источник вдохновения.
по предмету технология Тема: Выполнение картины в технике коллаж
«Времена года»
Учитель: Ильина Ирина Викторовна (фрагменты урока)
КГУ ОШ № 117 г.Алматы Тема:
Природа - источник вдохновения. ( самопознание )
Выполнение картины в технике коллаж «Времена года» (технология)
Тема:
Природа - источник вдохновения. ( самопознание )
Выполнение картины в технике коллаж «Времена года» (технология)
(2 час)
Цель: расширить представления учащихся о значимости природы как общечеловеческой ценности,
создание на занятии атмосферы доброжелательности, сотрудничества, сотворчества.
Задачи :- раскрытие ценностного отношения к природе как источнику вдохновения; формирование навыков изложения своих мыслей в творческой форме, интереса к декоративно - прикладному искусству;
- развитие умения понимать красоту природы, развивать художественный вкус;
- воспитание бережного отношения к природе, аккуратности и усидчивости при творческой работе;
Позитивный настрой Концентрация на мысленно прогулке в лесу
Я люблю природу, потому что …. (Продолжите)
Цитата
Пойми живой язык природы,-
И скажешь ты: прекрасен мир!
- Сегодня мы продолжим постигать красоту , гармонию, единство природы и человека .
1. Для чего человеку нужно познавать мир природы?
2. что человек может сделать что бы сохранить природу?
Просмотр видео слайд на тему «Красота родного края » под классическую музыку и слушание текста « Источник вдохновения». (Стр . 98 5 класс учебник « Самопознание»)
Почему автор сравнивает красоту природы с искусством.
Почему природа является источником вдохновения для человека?
Разыгрываем сценку Прослушайте диалог и завершите его обсудив в группе. (Используется при инсценировке кукла «Мудрец»)
Юноша: Раньше человек зависел от природы, а сейчас он ее хозяин!
Мудрец: Не хозяин, а ученик. Природа – великий учитель. Она открывает человеку тайны мироздания, пробуждает его творческие силы, дарит ему здоровье.
Юноша: Но сейчас многие люди большую часть своей жизни проводят в домах и офисах.
Мудрец: И все- таки природа каждого может научить чему- то важному .Юноша: Интересно, чему же природа может научить меня?
Мудрец: …
Каждая группа получает сердечко, на котором пишет ответ мудреца юноше, после его зачитывает.
Творческая деятельность
Организация групповой работы по принципу конвейера. После коллективного обсуждения и выбора размера картины, рамки, цвета основного фона в соответствии с сюжетом работы работа учащихся организуется следующим образом.
1 ученик – переносит с эскиза необходимые для раскроя детали на бумагу, при помощи копировочной бумаги.
2 ученик – вырезает шаблоны.
3 ученики - раскраивает детали по шаблонам.
4- ученик - раскладывает и наклеивает дальний план картины.
5- ученик – раскладывает и наклеивает ближний план картины.
6- работает по изготовлению рамочки.
Обсуждение группой необходимости в дополнении элементов, чтобы передать материальность или живость природного явления.
Защита коллажа « Времена года »
Используется выполненная работа и подобранный материал по теме коллажа : стихи , песни, загадки и т.д.
При защите звучит соответствующая по теме каждой группы музыка П. И. Чайковского
« Времена года»
Домашнее задание
Прочитать «Слушайте песню перьев» и составить рассказ мое
«Любимое время года»
Заканчиваем урок групповым исполнением песни «Ты проснешься на рассвете»
Минутка тишины
Закройте глаза и мысленно поблагодарите природу за все, что имеет для вас главное значение в жизни.