Урок технологии в 4 классе по теме: Свободная роспись. Коллаж Аквариум


Урок труда в начальной школе "Свободная роспись. Коллаж "Аквариум"
Цели урока:
ознакомить с росписью ткани;
помочь освоить свободную роспись;
познакомить с обитателями подводного мира;
развивать воображение, фантазию;
воспитывать любовь к живой природе и бережное отношение к ней, аккуратность.
Материалы:
ткань, пяльцы, краски, кисти, цветные нитки, картон,
бумага, бусинки, пуговицы, бисер, запись музыкальных фрагментов.
На уроке была использована интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
– “Отчего зацвёл цветок?” –Мальчик спрашивает мать.“Оттого, что мы цветок Не ленились поливать!”Ф.Троицкий
– Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить интересно и полезно!
2. Сообщение темы урока. (Слайд)
– Тема урока: Свободная роспись. Коллаж “Аквариум”.
3. Формирование новых знаний.
1) Беседа по картинке. (Слайды)
– Совершим небольшое путешествие вместе с замечательными рыбками. Опускаемся на морское дно. Посмотрите, как красив
подводный мир, как прекрасны его обитатели. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
– Рыба-ёж.
При плавании иголки у неё прижаты к телу. В случае опасности она Заглатывает воды, превращаясь в шар, а иголки на ней встают
торчком. Живут, где сильное течение, либо (это гораздо чаще) там, где полно хищников, постоянно атакующих всё живое.
– Ореастер (морская звезда).
Морские звёзды очень прожорливы: она питается в основном устрицами, гребешками и др. съедобными ракушками. Если звезда
потеряет луч в результате нападения краба или рыбы, то через несколько недель на месте откушенной вырастает новая конечность.
– Осьминог.
Все восемь ног, снабжённых присосками, служат ему для передвижения по грунту и поимки добычи. Окраска осьминога зависит от его настроения. Если он возбуждён или победил в схватке, то становится красным. От испуга осьминог сильно светлеет.
– Рыба амфиприон и актиния.
Среди ядовитых щупалец рыба живёт и прячется в случае опасности.
– Раковины.
С давних пор раковины очаровывают людей своей красотой. Уже 4 тыс. лет назад в Древнем Китае их использовали в качестве монет.
2) Отгадывание загадок. (Слайды)
– Ой, ребята, кто это? (Нептун).
– Он нас отпустит, если мы отгадаем загадки.
а) Через море-океанПлывёт чудо-великан,А ус во рту прячет. (Кит.)
б) Драчун и забияка,Живёт в воде,Кости на спине,А щука не проглотит. (Ёрш.)
в) Не хожу и не летаю,А попробуй догони!Я бываю золотая,Ну-ка, в сказку загляни! (Рыба.)
г) На окне –Стеклянный пруд,А рыбачить не дают. (Аквариум.)
д) Под водой живёт народ –Ходит задом наперёд. (Рак.)
е) Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском.Голова и восемь ног,Вот и весь я … (Осьминог.)
ё) Он в самом омуте живёт,Хозяин глубины.Имеет он огромный рот,А глазки чуть видны. (Сом.)
– Молодцы, справились с морскими загадками. А теперь Нептун желает вам показать своё царство. (Видеофрагмент.)
– Кто может погубить такую красоту?
– Приведите примеры.
4. Игровая физкультминутка “Подводный мир”.
(Дети выходят из-за парт.)
В батискафе мы сидели.В иллюминаторы смотрели.
(Имитируют иллюминатор, сводят руки в замок над головой. Поднимают руку ко лбу, делают козырёк, другую руку кладут на поясницу и прогибаются вперёд, что-то высматривая.)Рыбы мимо проплывалиРазные-преразные,Только мы не успевалиСосчитать проказников.
(Складывают правую и левую ладони вместе, получается рыбка,  поочерёдно водят соединёнными ладонями то вправо, то влево.)
Водоросли там качались.Будто с рыбами шептались.
(Руки подняты вверх, медленно покачиваются из стороны в сторону.)
Вот так мир!Подводный мир!
(Руки разводятся в стороны, широко, дети изображают всю широту загадок моря.)
5. Новый материал.
– Мы сейчас будем делать коллаж “Аквариум”. Давайте вспомним, что такое коллаж. (Слайд.)
Коллаж-это приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
– Давайте рассмотрим образцы коллажей. (Слайды.)
– Какие материалы использовали в работах?
6. Этапы работы.
– С чего мы начинали работу? (Слайд).
(Взяли ткань белого цвета. Натянули на пяльцы. Наметили, где будет начинаться дно. Намоченной в воде кисточкой покрыли всю поверхность будущего панно. По мокрой ткани начали сверху закрашивать панно.)– Какие цвета использовали?
(Синий, зелёный, голубой, фиолетовый.)
– Как наносили краски?
(В виде горизонтальных полос слева направо.)
– Каким швом удобнее вышить дно, водоросли, мелких рыбок?
– Когда будете оформлять картину, то вспомните о расположении предметов: чем ближе к краю, тем предметы больше, чем дальше, тем предметы меньше.
7. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.
(Плакат).
8. Выполнение работы.
9. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
– Что вам понравилось во владениях морского царя?
– Какие приёмы использовали в своих работах?