ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ — окружающий мир, 2 класс, УМК Школа России


УРОК «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Окружающий мир 2 класс
УМК «Школа России»
Автор работы:
Шайхутдинова Алина Мансуровна, учитель начальных классов с ОВЗ МБОУ «СОШ № 17»
Глазов, 2016 г.
Данные об учителе: Шайхутдинова Алина Мансуровна, МБОУ «СОШ № 17», город Глазов, УР.
Предмет: окружающий мир. Класс: 2. Учебник (УМК): «Окружающий мир 2 класс, часть 1» Плешаков А.А., «Школа России»
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Электронный ресурс: презентация «Дикие и домашние животные». Оборудование: доска, проектор, ноутбук, мышь
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: коррекционный класс, 11 человек.
Тип урока: изучение нового.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
сравнивать объекты живой природы, делить их на группы.
соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
выделять характерные особенности домашних животных.
находить связи в природе, между природой и человеком.
Метапредметные:
Регулятивные:
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
выполнять действия по образцу.
задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
осознание необходимости учения.
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
работать над осознанием ответственности за общее дело.
учиться выражать свое мнение.
Коррекционные:
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение активного и пассивного словаря.
Оборудование обучающий материал:
Экран, ноутбук, проектор.
Набор изображений «Домашние животные».
Заготовка плаката «Значение домашних животных для человека» - 2 комплекта.
Индивидуальные карточки с названиями взрослых животных и детенышей.
Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир 2 класс, часть 1», «Рабочая тетрадь» (2 класс, часть 1)
ЭОР, используемый на уроке
Вид взаимодействия обучающегося с информацией, посредством ИКТ Форма работы
ЭОР по форме обучения Среда создания и программное обеспечение электронного обучения Время сессии Исходные данные об авторстве
просмотр динамических изображений
групповая
обучающий
презентация
2 минуты Авторская, разработанная педагогом в соответствии с логикой изложения обучающего материала в электронном приложении к учебнику
Методы и приемы:
1. Словесные методы: расшифровка анаграммы, объяснение, описание, разъяснение, проблемно – поисковый вопрос, чтение художественной литературы.2. Наглядный метод: плакаты, изображения животных
3. Проблемно – поисковый метод.
4. Применение ИКТ (презентация).
5. Методы оценивания: самооценивание.
6. Практические методы: соотнесение понятий, установление связей.

Поэтапный конспект урока: цель, деятельность учителя, деятельность обучающихся, планируемые результаты.
1 этап. Организационный момент.
Цель: Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя обучающихся на урок.
Деятельность учителя:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок,
Сядьте прямо, руки вместе,
Проверяем все ль на месте?
Для урока нам необходимы: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ручка и клей.
Действия детей: проверка и подготовка рабочего места
Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2 этап. Актуализация знаний
Цель: Актуализировать имеющие знания о группах животных. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме. Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
Деятельность учителя:
Работа с анаграммой
- Посмотрите, на доске зашифровано главное слово урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ
- Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я назову признаки, а вы назовите группу:
- есть клюв, 2 лапы, оперенье… это птицы
- 4 лапы, шерсть, детенышей кормят молоком… это звери.
- животные, у которых 6 ног называются …насекомые.
- есть плавники, чешуя, живут в воде…это рыбы.
Действия детей: Расшифровывают анаграмму. Вспоминают названия групп животных.
Личностные: Проявляют познавательную активность.
Метапредметные: Аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации.
Предметные: Повторяют пройденный материал. По признакам животных дают название группе.
3 этап, часть 1. Изучение нового материала
Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию.
Проблемный вопрос:
Деятельность учителя:
Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. ( В конце урока дети должны будут сформировать представление о том, на какие еще группы можно разделить всех животных.)
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Проверьте свои высказывания. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка.
Итак, сегодня, мы научимся делить животных на домашних и диких. И помогут нам в этом загадки. Слушайте внимательно и чтобы дать ответ – поднимите руку.
Работа с загадками (ответы - картинки).
• Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)
• Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.)
• У кого рога длиннее хвоста? (У козы.)
• Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)
• В будке спит, Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт (Собака)
• Что за птица? Ходит, а не летает, Зерна собирает (курица)
Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)
А какие еще есть животные? (Дикие животные). Каких диких животных нашего края вы знаете?
Посмотрите, какой фильм для вас приготовил Муравьишка. Смотрим!
Презентация ЭОР. Фильм
Кто смотрел фильм внимательно, сможет составить определение домашних и диких животных (на столах в файлах разрезанные слова)
Животные, которые живут в природе сами по себе, называются дикими.
Животные, которых разводят люди, называют домашними.
Кто составит определение диких и домашних животных на доске? (слова большие в файлах).
Сравните, с тем определением, которое дает мудрая Черепаха на странице 75 нашего учебника.
Действия детей: выполняют задания, сравнивают полученный результат с образцом, строят определения, высказывают свою точку зрения обосновывая и аргументируя свой ответ.
Личностные: Проявляют самостоятельность в разных видах деятельности, проявляют интерес к поставленной проблеме, выражают свое мнение.
Метапредметные: Ставят познавательную цель с помощью учителя. Планируют совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Анализируют, сравнивают и сопоставляют информацию. Фиксируют предполагаемое индивидуальное затруднение (отсутствие необходимой информации о животных) Работают с разными видами информации.
Предметные: Соотносят группы животных и их существенные признаки. Различают диких и домашних животных. Выделяют характерные особенности домашних и диких животных.
3 этап, часть 2. Практическая работа:
Деятельность учителя:
- Как вы думаете для чего человеку домашние животные? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно собрать карточки на этих плакатах. Сколько плакатов? Как можно выполнить задание? Подгруппами, командами. У вас на столах лежат фишки с условным знаком: дом – обозначает домашние животные, елка – дикие. Разделимся на две команды. Прежде чем вы возьмете плакат и карточки, подумайте, где вы будете работать? В конце класса есть столы, на них всем хватит места. Какое приспособление вам понадобятся? Клей – карандаш. Повторим правила работы в команде (на доске).
Напомните задание, которое вы будете выполнять?
После того как все сделаете, посоветуйтесь и решите, кто расскажет о значении домашних животных для человека.
Деятельность обучающихся: подгрупповое создание плаката «Значение домашних животных для человека». Защита плакатов.
Личностные: Проявление познавательной инициативы.
Метапредметные: Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы.
Предметные: Установление связи домашнего животного и человека. Умение оценивать достигнутые результаты
4 этап. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала
Цель: Проверить сформированность представлений о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в рабочей тетради.
Деятельность учителя:
Повторить какие животные дикие, а какие домашние можно выполнив задание № 1 в рабочей тетради с. 50. Проверка в парах.
Следующее задание № 2 в рабочей тетради (с. 50). Кто готов объяснить, почему задание выполнено именно так? Что вы можете рассказать об этих животных?
Работа в парах. Работа индивидуально.
Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям
Метапредметные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
Деятельность учителя:
Продолжите предложение: дикие животные это животные, которые …(живут сами по себе, сами заботятся о своих детенышах, строят жилище, добывают корм)
Домашние животные – это животные, которые…живут с человеком. Человек заботиться о детенышах, заготавливает корм, оказывает медицинскую помощь, строят жилье.
5 этап. Определение домашнего задания
Деятельность учителя:
Итак, скажите, правильно я поняла что, домашние животные помогают человеку жить, а за это человек строит им жилища, заготавливает корм, оказывает медицинскую помощь, заботиться о детенышах, потому что детеныши домашних животных нуждаются в уходе.
Оказывается именно с заботы о детенышах, и появились у человека домашние животные. Послушайте легенду о том, как у человека появилась собака.
«В далекие, древние времена человеку очень трудно жилось. Однажды подобрав маленького волчонка, у которого погибли родители, человек спас ему жизнь. За это зверь охранял человека и помогал ему охотиться. Так у человека появился верный друг - собака». Эта легенда рассказывает сказочную историю появления домашнего животного собаки.
Интересно, а как появились другие животные? Про кого вы бы хотели узнать? А что в этом поможет? Где можно найти эту информацию?
У кого хорошая фантазия, может сам придумать сказочную историю про домашнее животное. Мы соберем эти истории в книгу «Легенды о домашних животных». Первая страничка уже есть, остальные напишите вы. Потом вместе почитаем. Это будет наше домашнее задание. Запишите его в дневник: рабочая тетрадь, страница 53, задание № 7.
Дети записывают задание по выбору:
• Найти легенды о домашних животных;
• Сочинить сказку о диких или домашних животных.
Дети записывают домашнее задание.
Личностные: Понимание обучающимися цели и содержания домашнего задания. Проявление познавательной активности при выборе домашнего задания.
Метапредметные: Умение работать индивидуально, самостоятельно в домашних условиях.
Предметные: Повторение пройденного материала дома.
6 этап. Рефлексия деятельности.
Цель этапа  научить обучающихся: оценивать результат учебной деятельности; сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Деятельность учителя:
Наш урок подходит к концу.
О чем мы говорили сегодня?
Что нового вы узнали?
Что вам захотелось узнать?
Оценить свои достижения предлагаю необычным способом: если все получилось – пальчик вверх, если возникали трудности – открытая ладошка, если было трудно – кулачок.
Кто оценил себя с помощью кулачка, подойдите ко мне! Давай подумаем, что же делать дальше? Где были трудности? Что было трудно? Как ты думаешь, что тебе поможет? Запиши в дневник дополнительное задание.
Регулятивные: умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные: умения осознано использовать средство устной речи.
Предметные: умения систематизировать знания по теме.