урок по биологии «Железы внутренней секреции» ( 9 класс)


«Железы внутренней секреции»Цели урока:1. Образовательные Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать
их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть
влияние гормонов на конкретных примерах, выяснить причины их
гипер и гипофункций. Показать роль гормонов в обменных
процессах организма человека;
- познакомить учащихся с нарушениями эндокринного
аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения
заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности
людей, имеющих подобные нарушения;
2. Развивающие: Продолжить формирование познавательной активности
учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить
кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных
ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать,
делать выводы3. Воспитательные: Способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;
- способствовать развитию умений ставить перед собой цели
и добиваться их решения; способствовать развитию у
учащихся заботливого отношения к своему здоровью
Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное
отношение к учёбе, формировать артистические способности
учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока:Проблемный, комбинированный,
Оборудование:Таблица «Железы внутренней секреции». Конспект-схема
«Нейрогуморальная регуляция». Мультимедийное пособие
анатомия человека, презентация «Железы внутренней
секреции»
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в
нормальной жизнедеятельности организма.
Личная значимость изучаемого материала для учащихся: при нарушении
работы желез внутренней секреции необходимо
обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не
использовать гормональных препаратов.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,
дифференцированный Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места,
самостоятельная работа с раздаточным материалом,
выполнение тестовой работы самостоятельно.
Приёмы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы,
помощь учащимся в поиске ответов и решении
спорных вопросов, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: применять знания в новой ситуации, решать
нестандартные творческие задачи.
Ход урока.
1.Актуализация знаний учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение эндокринной системы нашего организма, познакомимся с нарушениями функций желез внутренней секреции, болезнями человека, возникающими вследствие этого.
Рассмотрим следующие вопросы ( на доске записаны):
1.Почему гормоны называют «регуляторами жизни»?
2.Каковы современные научные представления об эндокринной системе организма?
3.Как функционируют железы внутренней секреции, и каким они подвержены заболеваниям?
4.Какие вредные привычки оказывают особенно сильное влияние на эндокринную систему, и каким образом поддержать ее здоровье?
Учитель
Химическая, или гуморальная, система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена веществ). Высокая биологическая активность некоторых метаболитов сохранилась у многоклеточных организмов, в том числе у человека. Примерами регуляции функций с помощью метаболитов является действие таких веществ, как СО2, молочная кислота, аденозин: активно выделяясь в работающих мышцах, эти соединения расширяют кровеносные сосуды, обеспечивая так называемую рабочую гиперемию.
Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост и развитие, поведение, является эндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют инкретами, или гормонами.
К органам классической эндокринной системы относят гипофиз, эпифиз, щитовидную и паращитовидные железы, надпочечники, островки Лангерганса поджелудочной железы, половые железы
-471170-933450Гормоны – вещества, обладающие высокой биологической активностью, вырабатываются железами внутренней секреции и поступают непосредственно в кровь. Действие гормонов строго специфично и осуществляется даже в очень низких концентрациях. Гормоны действуют только на живые клетки и поддерживают постоянство внутренней среды организма, влияют на обмен веществ, рост, размножение, развитие и взаимодействие с внешней средой.
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития?
(Слайды презентации и демонстрационная таблица «Железы внутренней секреции»)
задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы
2965450-386715
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА, пищеварительная и эндокринная железа. Вытянутой формы, по очертаниям напоминает кисть винограда.
У человека поджелудочная железа весит
80 до 90 г, расположена вдоль задней стенки брюшной полости и состоит из нескольких отделов: головки, шейки, тела и хвоста. Поджелудочная железа состоит из двух типов ткани, выполняющих совершенно разные функции. Собственно ткань поджелудочной железы составляют мелкие дольки. Дольки почти целиком состоят из клеток, секретирующих сок поджелудочной железы (панкреатический сок). Панкреатический сок содержит пищеварительные ферменты. Из долек по мелким выводным протокам он поступает в двенадцатиперстную кишку. Между дольками вкраплены многочисленные группы клеток, не имеющие выводных протоков, – т.н. островки Лангерганса. Островковые клетки выделяют гормоны инсулин и глюкагон.
Поджелудочная железа имеет одновременно эндокринную и экзокринную функции, т.е. осуществляет внутреннюю и внешнюю секрецию.
Основной гормон поджелудочной железы – инсулин. Инсулин регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под действием этого гормона происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот и активный транспорт аминокислот в клетки.

Учитель зачитывает отрывок из произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
«…23-го декабря. В 81/2 часов вечера произведена первая в Европе операция по профессору Преображенскому: под хлороформенным наркозом удалены яички Шарика и вместо них пересажены мужские яички с придатками и семенными канатиками, взятыми от скончавшегося за 4 часа 4 минуты до операции мужчины 28 лет и сохранявшимися в стерилизованной физиологической жидкости по профессору Преображенскому.
Показание к операции: постановка опыта Преображенского с комбинированной пересадкой гипофиза и яичек для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем – о его влиянии на омоложение организма у людей.
Оперировал профессор Ф.Ф. Преображенский….»
«…изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза – мозгового придатка – разъяснена! Он определяет человеческий облик! Его гормоны можно назвать важнейшими в организме – гормонами облика! Новая область открывается в науке: без всякой реторты Фауста создан гомункул! Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу! Из шкафа, с третьей стеклянной полки Филипп Филиппович вынул узкую банку и стал, нахмурившись, рассматривать ее на свет огней. В прозрачной и тяжелой жидкости плавал, не падая на дно, малый беленький комочек, извлеченный из недр шариковского мозга. Пожимая плечами, кривя губы и хмыкая, Филипп Филиппович пожирал его глазами, как будто в белом нетонущем комке хотел разглядеть причину удивительных событий, перевернувших вверх дном жизнь в пречистенской квартире…»
Вопрос: Какая эндокринная железа координирует работу остальных желез? Какие гормоны она выделяет?
Гипотоламо – гипофизарная система
гипоталамус

-177165514350
меланотропный гормон

Адренкортко-тропный гормон

Передняя доля гипофиза - аденогипофиз


Пролактин

Антидиурити-ческий гормон

Окситоцин,
Вазопрессин
Гонадотропные гормоны, ФСГ

Соматотроп-ный гормон


Задняя доля гипофиза -нейрогипофиз
Тиреотропный
гормон

Далее учитель более подробно обсуждает вопросы об основных эндокринных железах человека и гормонах, которые они синтезируют.
Гипофиз
Гипофиз – это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. В гипофизе выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли.
Передняя доля гипофиза (аденогипофиз)
В передней доле синтезируются так называемые тропные гормоны (соматотропный, тиреотропный, кортикотропный, гонадотропные) и пролактин. Тропными называют гормоны, мишенями которых являются другие эндокринные клетки.
Соматотропный гормон (СТГ), или гормон роста, вызывает выделение клетками печени и некоторых других органов соматомединов – веществ, усиливающих образование белка в организме. При недостатке СТГ в организме развивается гипофизарная карликовость, при которой все части тела развиваются пропорционально, но их рост крайне замедлен. Карлики имеют сниженную половую функцию.
При избыточной продукции СТГ (обычно наблюдается при аденомах передней доли гипофиза) до завершения остеогенеза (у детей) развивается гипофизарный гигантизм. По завершении окостенения точек роста (у взрослых) избыток СТГ приводит к акромегалии т.е. увеличению крайних, выступающих частей тела. При акромегалии происходит рост костей в толщину, особенно заметный на руках и ногах и на плоских костях, включая кости черепа, носа, выпуклости лицевого черепа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы (например, язык, печень, почки) также увеличиваются в размерах.
Тиреотропный гормон стимулирует образование гормонов щитовидной железой. Кортикотропный гормон регулирует функцию коры надпочечников. Гонадотропные гормоны (фоллитропин и лютропин) регулируют работу семенников и яичников. Фоллитропин вызывает рост фолликулов в женском организме и образование сперматозоидов в мужском. Лютропин стимулирует синтез половых гормонов семенниками и яичниками и процесс овуляции.
Пролактин ускоряет развитие молочной железы и стимулирует секрецию молока. При дефиците пролактина у женщин после родов образуется недостаточно молока. Пролактин – один из гормонов, который оказывает выраженное влияние на функции нервной системы. Он обеспечивает проявление реакций, относящихся к группе родительских инстинктов.
Средняя доля гипофиза
В средней доле гипофиза вырабатывается меланотропный гормон, который повышает активность ферментов в меланофорах. Под действием меланотропного гормона фермент тирозиназа стимулирует образование из аминокислоты тирозина пигмента меланина. Меланин придает окраску радужной оболочке глаз, волосам и коже человека. Под влиянием солнечного света меланин переходит из дисперсного состояния в агрегатное, что дает эффект загара. Средняя доля гипофиза у человека развита плохо.
Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз)
В задней доле гипофиза хранятся гормоны, которые синтезируются в одном из отделов промежуточного мозга – гипоталамусе: вазопрессин (антидиуретический гормон – АДГ) и окситоцин. Основной мишенью для АДГ являются почки. Под действием АДГ повышается обратное всасывание воды из мочи в собирательных трубочках, что препятствует потере жидкости. При недостаточном образовании АДГ развивается заболевание несахарный диабет, или несахарное мочеизнурение, когда количество выделяющейся из организма мочи может достигать 20 л. В больших концентрациях АДГ вызывает повышение кровяного давления, отсюда его название – вазопрессин.
Окситоцин у женщин регулирует маточную активность и участвует в процессах образования молока. Выброс окситоцина в кровь в конце беременности обеспечивает роды. У новорожденных детей окситоцин, как и АДГ, оказывает антидиуретическое действие.

(Дополнительный материал)
Самый маленький человек
Хэ Пинпин родился в городе Уланьчабу (Монголия) в 1988 году. При рождении его рост был меньше размера ладони взрослого человека, а вес составлял менее 500 граммов. В детстве родители были вынуждены кормить его молоком через тонкую соломинку, так как его рот был слишком маленьким для принятия пищи. Ходить и говорить Пинпин начал лишь в 3-4 года. В 18 лет его рост остановился на 74 сантиметрах, а вес - на 7 килограммах.
Самые большие люди
Избыток соматотропного гормона (СТГ) дал миру великанов. Если заболевание начинается в раннем возрасте, то возникает гигантизм, если в зрелом - акромегалия. Согласно Книге рекордов Гинесса, самым высоким мужчиной был Роберт Першинг Уодлоу, родившийся в 1918 году в США. Его рост составлял 272 сантиметра (размах рук 288 сантиметров). Однако, по данным отечественной книги рекордов Диво, самым высоким в мировой истории был российский гражданин Федор Махов. Его рост составлял 2 метра 85 сантиметров при весе 182 килограмма.
2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему.
Щитовидная железа
Щитовидная железа – самая крупная железа внутренней секреции. Она прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет массу 30–40 г. Щитовидная железа вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, наиболее важными из которых являются трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4).
Гормоны щитовидной железы усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров и углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сокращений сердца, повышают возбудимость нервной системы, регулируют процессы роста, физического и умственного развития. При недостатке гормонов в этот период развития дифференцировка нервных клеток нарушается, нормальное становление функций нервной системы становится невозможным. При этом развивается заболевание, получившее название кретинизм, сопровождающееся задержкой роста, нарушением физического и умственного развития. Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижается обмен веществ, повышается масса тела, нарушается деятельность нервной системы, появляются вялость, сонливость, снижение интеллекта. Такое нарушение называется микседема . При недостаточном поступлении йода с водой и пищей (например, у жителей некоторых горных районов) щитовидная железа также синтезирует мало гормона. При этом ткань щитовидной железы разрастается, возникает эндемический зоб. Для профилактики эндемического зоба некоторые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.
При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь (диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз). Признаками этого заболевания является увеличение щитовидной железы (зоб), повышение обмена веществ, потеря массы тела, учащение сердцебиений, повышение возбудимости нервной системы.

Учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, где говорится о гормональных нарушениях организма человека.
Надпочечники
Надпочечники – это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г. Располагаются на верхних полюсах почек. Железы окружены плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. В надпочечниках выделяют два слоя – корковый и мозговой. Кора надпочечников является жизненно важным образованием. Удаление этой части железы в эксперименте на животных неизбежно приводит к смерти.
В корковом слое вырабатывается большая группа гормонов, по химической природе относящихся к стероидам: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны. Предшественником всех стероидов является холестерин. Глюкокортикоиды (кортизол, кортикостерон, гидрокортизон) регулируют обмен органических веществ (белков, жиров, углеводов),
В высоких дозах глюкокортикоиды выступают как иммунодепрессанты (применяются для предупреждения отторжения трансплантированных органов). Минералокортикоиды регулируют обмен воды и минеральных солей. Половые гормоны играют важную роль в детском и старческом возрасте, когда половые железы не функционируют.
Гормонами мозгового вещества надпочечников являются адреналин и норадреналин. Образование адреналина усиливается при возбуждении симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца; сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц, увеличивает просвет бронхов, ускоряет обмен веществ; замедляет процессы пищеварения. В связи с тем, что адреналин, как и симпатический отдел нервной системы, обеспечивает реакции организма в экстремальных ситуациях, его иногда называют гормоном борьбы и бегства.
Дополнительный материал
(может быть дан учащимся, интересующимся предметом)
Многие внутренние органы вырабатывают вещества, обладающие гормонально подобным действием.
Например, при нарушении кровоснабжения почек в них вырабатывается вещество ренин, запускающий механизм синтеза ангиотензина, схожего по действию с адреналином. Ангиотензин повышает артериальное давление, сужая мелкие сосуды, и стимулирует работу надпочечников и гипоталамуса, в результате чего возникает прилив крови к почкам. К сожалению, при избытке ренина развивается почечная гипертония, серьезное заболевание.
Клетки желудка при попадании в него пищи выделяют вещество гастрин, по команде которого начинает вырабатываться желудочный сок, в состав которого входит соляная кислота. Как только содержимое желудка становится достаточно кислым, производство гастрина прекращается, а вслед за ним останавливается синтез соляной кислоты и пищеварительных ферментов. Такой процесс служит проявлением регуляции желудочной секреции.
Некоторые вещества относятся к тканевым гормонам, такие, как гистамин, серотонин, простагландины, участвующие в аллергических реакциях и воспалительных процессах. Гистамин расширяет сосуды и повышает их проницаемость, является передатчиком болевых ощущений. Серотонин сужает сосуды и обладает тем же физиологическим воздействием, что и адреналин. На основе серотонина эпифиз вырабатывает гормон мелатонин, управляющий биологическими ритмами организма и иммунной системой.
Не менее важную роль природа отвела вырабатываемым головным мозгом нейропептидам, которые влияют на восприятие боли и психические процессы. К числу нейропептидов относят гормоны удовольствия – эндорфины и экефалины, вызывающие эмоциональный подъем и притупляющие болевые ощущения. Современные медики используют знание о тканевых гормонах, чтобы создать универсальные лекарства, нормализующие множественные нарушения организма человека.
По ходу урока учащиеся подводятся к следующим умозаключениям:
1.Свойства гормонов.
- Орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от железы его вырабатывающей (дистантное действие).
- Гормоны действуют только на живые клетки.
- Действие гормонов строго специфично: некоторые влияют лишь на работу определенных органов – мишеней, другие обладают более широким спектром действия.
- Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают свое воздействие в очень низких концентрациях.
- Влияют на рост и развитие организма.
-  Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям среды, к стрессам.
-  Участвуют в поддержании гомеостаза.
-  Контролируют процессы обмена веществ.
2. Факторы, вызывающие эндокринные заболевания.
1. Наследственная предрасположенность.
2. Неправильное питание (недостаток йода, избыток сахара и т. д.).
3. Стрессы (существует стрессовая или посттравматическая форма сахарного диабета).
4. Последствия тяжелых инфекционных заболеваний.
5. Осложнения после операций, беременности и родов.
3. Профилактика эндокринных заболеваний.
1. Обращение в службу медико-генетического консультирования в том случае, если будущие родители страдают эндокринными заболеваниями.
2. Ранняя и своевременная диагностика наследственных эндокринных расстройств.
3. Сбалансированное питание с наличием необходимых микроэлементов и витаминов.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умение справляться со стрессовыми ситуациями.
Для лучшей систематизации материала предлагается таблица. Сведения, изложенные в ней, немного выходят за рамки учебника, ими можно воспользоваться в классах с большим уровнем подготовки или сократить таблицу
Строение и функционирование эндокринной системы
Железы Строение Гормоны Воздействие на организм
норма гиперфункция (избыточное действие) гипофункция (недостаточное действие)
Гипофиз расположен ниже моста головного мозга Мозговой придаток, состоящий из трех частей: передней, про-межуточной и задней доли Ростовые
Соматотро-пин Регулируют рост организма в молодом возрасте В молодом возрасте вызывают гигантизм, у взрослых - болезнь акромегалию Задерживают рост (карликовость), при этом пропорции тела и умственное развитие остаются нормальными
Регулятор-ные Регулируют деятельность половых и щитовидной желез и надпочечников Усиливают гормональную активность всех желез Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи (потеря воды)
Щитовидная расположен: Поверх щитовидного хряща гортани Две доли, соединенные перемычкой и состоящие из пузырьков Тироксин, содержа-щий йод С кровью разносится по организму, регулируя обмен веществ. Повышает возбудимость нервной системы Базедова болезнь, выражающаяся в повышении обмена веществ, возбудимости нервной системы, развитии зоба Микседема, выражающаяся в понижении обмена веществ, возбудимости нервной системы, отечности. В молодом возрасте - карликовость и кретинизм
Надпочеч –ники расположены Над верхней частью почек Двухслойные. Наружный слой - корковый, внутренний - мозговой Кортикои-ды Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста Бронзовая болезнь (бронзовый оттенок кожи, слабость, похудение). Удаление коры надпочечников вызывает смерть вследствие потери большого количества натрия
Адреналин Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген Учащенное сердцебиение, повышение пульса и кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка практически не бывает
Поджелудочная железа расположена: Брюшная полость тела ниже желудка "Островки" клеток, расположенные в разных местах железы Инсулин Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена из избытка глюкозы Шок, сопровождающийся судорогами и потерей сознания при падении уровня глюкозы в крови Сахарный диабет, при котором уровень глюкозы в крови повышается, появляется сахар в моче
При закреплении знаний по этой теме использую следующие вопросы: 1) Что такое гуморальная регуляция организма? Каковы различия между нервной и гуморальной регуляцией? 2) Как осуществляется взаимосвязь между нервной и эндокринной системами? 3) Какая из систем является ведущей в регуляции работы внутренних органов? 4) Какие вещества называются гормонами? Где образуются гормоны? 5) Какие типы желез вы знаете? 6) Какие железы внутренней секреции вы знаете?
7) Какие железы смешанной секреции вы знаете?
Задание на дом.
Изучить материал учебника и записи в тетради. Индивидуальное задание – подготовить сообщения о гормональных расстройствах и их профилактике, об истории открытия гормонов.