Конспект урока по химии Соединения железа.


Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа».
Цель урока: изучить свойства соединений железа (II) и (III).
Задачи:
Обучающие:
– сформулировать знания учащихся о свойствах гидроксидов железа (II) и (III), понимания различия этих свойств;
– добиться понимания взаимосвязи между соединениями железа со степенями окисления 2, 3;
– научить определять катионы Fe2+ и Fe3+ в растворе солей;
Развивающие:
– развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы;
- совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию.
– развить навыки самостоятельной работы с элементами исследования;
Воспитательные:
– воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование. Растворы: NaOH, H2SO4, FeSO4, FeCl3, ;KCNS, FeCl2, Cl2 (водн.), H2O2,желтая и красная кровяные соли; порошок Fe2O3.Ход урока.
На прошлых уроках мы изучили строение и свойства железа – элемента побочной подгруппы.
На данном уроке наша цель заключается в изучении свойств соединений железа и осознании их биологического и практического значения.
– Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?
(ответы учащихся)
Разделите формулы веществ:Fe(NO3)2, Fe2O3, FeCl3, Fe(OH)2, FeS, Fe(OH)3, FeO, Fe2(SO4)3 - на две равные группы, каждую из которых назовите.
1-я группа:_____________________________________________________________
2-я группа:_____________________________________________________________
– Как вы думаете, данные соединения одинаковы или отличаются по характеру и свойствам?
– Давайте экспериментально исследуем, чем отличаются соединения железа со степенью окисления +2,+ 3.
Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.
Перед работой напомнить правила ТБ.
Получите гидроксид железа(II) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (II) взаимодействием раствора сульфата железа (II) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
Наблюдайте изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с воздухом. Опишите и объясните это явление. Напишите уравнение реакции.
Докажите экспериментально, что гидроксид железа(II) является основанием. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
Сформулируйте вывод.
Получите гидроксид железа(III) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (III) взаимодействием раствора хлорида железа (III) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
Экспериментально подтвердите, что гидроксид железа(III) взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид железа(III) с щелочами. Опишите наблюдения объясните их. Напишите уравнение реакции.
Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида железа (III).
Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+.
При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Это качественная реакция нa ионы Fe3+.
При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок(турнбулева синь):
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Это качественная реакция на ионы Fe2+ .
Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:
FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.
Выскажите обоснованные предположения, какие вещества, указанные в таблице, реагируют друг с другом. ( В соответствующие клетки таблицы поставьте знак «+»).
Формулы реагирующих веществ Формулы реагирующих веществ
NaOHHClH2O O2, H2O Cl2
Fe2O3
Fe(OH)2
FeCl2 Составьте план экспериментальной проверки высказанных предложений. Осуществите их.
Напишите уравнения реакций. Опишите наблюдаемые явления и объясните их сущность.
Рефлексия.      Сегодня я узнал    ……………..    Теперь я умею ……………………    Я хотел бы ……………………домашнее задание. Упр.4 стр. 82 (Габриелян О.С. химия 9 кл.)
Рабочая карта урока.
Учени____ 9 класса __________________________________________________________________
Тема урока. Соединения железа.
Разделите формулы веществ:Fe(NO3)2, Fe2O3, FeCl3, Fe(OH)2, FeS, Fe(OH)3, FeO, Fe2(SO4)3 - на две равные группы, каждую из которых назовите.
1-я группа:_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2-я группа:_____________________________________________________________
______________________________________________________________________
Перед лабораторной работой вспомните правила техники безопасности.
Правила техники безопасности
•Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.
•Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
•Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.
•Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
•Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!
С правилами техники безопасности ознакомлен: __________________________________
Получите гидроксид железа(II) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (II) взаимодействием раствора сульфата железа (II) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Наблюдайте изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с воздухом. Опишите и объясните это явление. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Докажите экспериментально, что гидроксид железа(II) является основанием. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сформулируйте вывод.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Получите гидроксид железа(III) и изучите его свойства.
Получите гидроксид железа (III) взаимодействием раствора хлорида железа (III) с раствором гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции. Укажите цвет осадка.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Экспериментально подтвердите, что гидроксид железа(III) взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид железа(III) с щелочами. Опишите наблюдения объясните их. Напишите уравнение реакции.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида железа (III).
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+.
При добавлении к раствору хлорида железа(ІІІ) раствора желтой кровяной соли образуется темно-синий осадок (берлинская лазурь).
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3+ 12KCl.
Это качественная реакция нa ионы Fe3+.
При взаимодействии раствора сульфата железа(ІІ) с раствором красной кровяной соли образуется темно-синий осадок(турнбулева синь):
3FeSO4 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2+ 3K2SO4.
Это качественная реакция на ионы Fe2+ .
Для обнаружения ионов Fe3+ используется также реакция с роданидом калия, при которой реакционная смесь приобретает красный цвет:
FeCl3+ 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl.
Выскажите обоснованные предположения, какие вещества, указанные в таблице, реагируют друг с другом. ( В соответствующие клетки таблицы поставьте знак «+»).
Формулы реагирующих веществ Формулы реагирующих веществ
NaOHHClH2O O2, H2O Cl2
Fe2O3
Fe(OH)2
FeCl2 Составьте план экспериментальной проверки высказанных предложений. Осуществите их.
Напишите уравнения реакций. Опишите наблюдаемые явления и объясните их сущность.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
домашнее задание. Упр.4 стр. 82