Урок по химии на тему: Соединения железа


Тема: Соединения железа.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний  и способов деятельности.
Цель урока: изучение в процессе исследования физических и химических свойств железа и его соединений, формирование представления о роли железа и его соединений в жизни человека.
Задачи урока: Образовательные задачи:
Создать условия для формирования понятий о соединениях железа(2) и железа (3), качественных реакциях на ионы железа Fe+2и   Fe+3.
Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением соединений железа.
 Развивающие задачи:
Создать условия для формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач проблемного содержания.
Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
Развивать мыслительные операции.
  Воспитательные задачи:
Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Форма урока: урок-исследование.
Формы деятельности: работа в парах.
Место урока: в теме №2 «Металлы» урок № 13
Химические реактивы:
растворы сульфата железа (II) (FeSO4), хлорида железа(III) (FeCl3), гидроксида натрия (NaOH), соляной кислоты (HCl), роданида аммония (NH4CNS), красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], пробирки.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийная установка
Презентация
Индивидуальные рабочие листы
Таблица растворимости кислот, оснований и солей.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вступление
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Мерлян Светлана Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок химии. (Слайд №1)
Сегодня урок необычен присутствием моих коллег. Во всем остальном это обычный рабочий урок в деловой обстановке. Называется он: «Следствие ведут химики. Дело о ….»
Древняя мудрость гласит: дорогу осилит идущий. Вы отправляетесь в путь познания. Пусть хорошее настроение будет сегодня нашим спутником. Надеюсь, что вместе мы сможем сегодня решить трудные и интересные задачи. Ощутим вкус творчества: будем размышлять, исследовать, учиться формулировать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. В добрый путь, друзья! Мотивационный
(Слайд №2) Что это? (Памятник железу. Находится в Брюсселе.) Зачем железу ставить памятник? Как вы думаете, почему люди поставили памятник железу? Очевидно, наш урок будет связан с железом. Встречается ли железо в природе в чистом виде? В виде каких соединений встречается в природе железо? Какие соединения железа вы можете назвать? Какие степени окисления проявляет железо?
Предлагаю вам провести эксперимент, который позволит нам конкретизировать тему урока. Варианты ответов детей
Создание проблемной ситуации (Слайд №3)У вас на столах расположены три пронумерованные пробирки с веществами – KCl, FeSO4, FeCl3. А также реактивы- NaOH, H2SO4, AgNO3. Предложите алгоритм распознавания всех трех веществ с помощью только одного реактива, сделав как можно меньше проб. Используйте таблицу растворимости
— Почему пока Вам это не удаётся?
Выполняют работу, сталкиваются с проблемой
Выслушиваются мнения
Формулировка темы и цели урока Учитель подводит к тому, что ребята недостаточно знают о свойствах соединений железа.
— Предположите, Так над какой темой мы сегодня будем работать? (Слайд №4)
- Подумайте, какова будет цель нашего урока
Работать мы будем по маршрутному листу Записывают на рабочих листах тему урока «Соединения железа».
Рассмотрение физических и химических свойств соединений железа с точки зрения практического применения
Основной этап
Работа в группах Я предлагаю вам перевернуть листы, лежащие на партах.
На некоторое время вы почувствуете себя исследователями: Историки, экологи, медики, технологи. Наша работа будет состоять из 2-х этапов. Первый этап – теоретический. Второй этап – практический. В России с 1965 года выпускается журнал «Химия и жизнь». За 3-4 минуты, опираясь на фрагмент текста из этого журнала, вы должны ответить на вопрос №1. Ответ должен быть полным. На ответ дается 1 минута, не больше. Ребята читают вопросы. Дают ответы.
Физкультминутка После усердной работы, надо немного расслабиться.
(Физкультминутка) На доске написаны числа: 56 VIII 4 26 +3. Как эта информация связана с железом? Теперь попробуйте первые две цифры нарисовать носом в воздухе, следующие две цифры руками, 2 раза поднять плечи, 6 раз поднять ноги пятки-носки, + 3 глубоких вдоха. Молодцы! Выполнение упражнения
А теперь продолжаем. На втором этапе мы приступаем к выполнению эксперимента.
Предлагаю воспользоваться инструкцией, соблюдая ТБ, провести исследовательскую работу по теме «Соединения железа». Давайте вспомним правила по технике безопасности. (Слайд №5). Ваши действия и наблюдения записываете в общую таблицу. После работы необходимо рассказать и показать эксперимент всем, сформулировать проблемный вопрос и ответить на него. На работу вам отводится 4-5 минут. Рассказывая про эксперименты, все остальные группы повторяют его. При этом заполняют таблицу.
Обязательно выводы по исследованию у каждой группы.
Историки:
С чего начинался век железный?
Проведите эксперимент: В пробирку с раствором сульфата железа (ІІ) FeSO4 прилейте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Отметьте цвет полученного раствора. Полученные данные занесите в вашу таблицу. В пробирку с раствором хлорида железа (ІІI) FeCl3 прилейте раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Отметьте цвет полученного раствора. Полученные данные занесите в вашу таблицу
Попробуйте сформулировать проблемный вопрос.
Экологи:
Может ли железо решить проблему «парникового эффекта»?
Проведите эксперимент: В пробирку с раствором сульфата железа (ІІ) FeSO4 прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Отметьте цвет полученного раствора. Полученные данные занесите в вашу таблицу.
Попробуйте сформулировать проблемный вопрос.
Медики:
Каким заболеванием страдает 20% населения Земли? Почему они заболевают? Что необходимо, чтобы уменьшить количество больных?
Проведите эксперимент: В пробирку с раствором хлорида железа (ІІI) FeCl3 прилейте раствор роданида калия KCNS. Отметьте цвет полученного раствора. Полученные данные занесите в вашу таблицу.
Попробуйте сформулировать проблемный вопрос.
Технологи:
Какая сталь и почему использовалась при изготовление солдатских касок в Первой Мировой войне?
Проведите эксперимент: В пробирку с раствором хлорида железа (ІIІ) FeСl3 прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Отметьте цвет полученного раствора. Полученные данные занесите в вашу таблицу.
Попробуйте сформулировать проблемный вопрос.
Свойства гидроксида железа (II) и гидроксида железа (III)
Признаки для сравнения Гидроксида железа (II) Гидроксид железа (III)
1. Получение FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3+3NaCl
2. Цвет Белый (зеленоватый) Бурый
-Взаимодействие с кислотами Fe(OH)2 + 2HCl = FeCl2 + 2H2O Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
4. Устойчивость на воздухе Окисляется (не устойчив)
4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3 Не окисляется
(устойчив)
«Качественные реакции на ионы железа» 
Содержимое пробирки Цвет содержимого пробирки до реакции Цвет содержимого пробирки после реакции
FeCl3 + +роданид калия желтый Кроваво -красный
FeSO4+красная кровяная соль оранжевый синий
FeCl3+желтая кровяная соль желтоватый синий

Формирование навыка Возвращаемся к проблеме начала урока.
Теперь мы можем распознать все три вещества с помощью только одного реактива, сделав как можно меньше проб.
Выполните задание. Результат запишите в таблицу. (Слайд №6) Выполняют задание
Заключение Итак, тема нашего урока «Следствие ведут химики. Дело о ….». О чем дело? (Слайд №7) Ответы , предположения
Наша цель достигнута? С чего начинался урок? Железу поставлен памятник. (Слайд №8)
Заслуживает ли этот химический элемент такого почтения?
Вы понимаете, что Химия – это Жизнь. Брезгливое «Это сплошная химия» в устах обывателей звучит очень оскорбительно. Забавно, но, когда ломается утюг, компьютер, велосипед или поезд сходит с рельсов, никто не говорит: «Опять эта физика!» А про эпидемию птичьего гриппа, отравление тухлыми продуктами или пандемию ожирения — «Опять эта биология!» .Вы понимаете, что Химия – это Жизнь.
Учитель спрашивает, а Какие знания о железе пригодятся в жизни? ответы учеников
ответы учеников
Формулирование домашнего задания
Домашнее задание: параграф 14 + ( на выбор 2 задания)
1 уровень:
Проработайте записи в тетради по теме урока.
Заполните пустые клеточки в таблице, стараясь не подсматривать в лист «Протокол урока»
Свойства гидроксида железа (II) и гидроксида железа (III)
Признаки для сравнения Гидроксида железа (II) Гидроксид железа (III)
1. Получение FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 2. Цвет -Взаимодействие с кислотами Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O
«Качественные реакции на ионы железа» 
Содержимое пробирки Цвет содержимого пробирки до реакции Цвет содержимого пробирки после реакции
Кроваво-красный
FeSO4+красная кровяная соль прозрачный синий
Подготовьте сообщение о применении железа и его соединений.
2 уровень:
1. Проработайте записи в тетради по теме урока.
2. Составить сказку «Металл – труженик»
3. Впишите пропущенные слова
Соли железа (II) и железа (III) можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении раствора ______________к раствору соли железа (II) образуется ___________________; при добавлении раствора щелочи к раствору соли железа (III) образуется ________________________.
Качественными реакциями на ионы ______ является их взаимодействие с ___________ кровяной солью ( появляется _________окрашивание) и _________ ______(появляется ________ окрашивание).
уровень:
Составить цепочку и осуществить превращения с участием железа;
Составить рекламу железа;
Ответить на вопрос: Почему знаменитая железная колонна в столице Индии Дели вот уже на протяжении нескольких столетий не подвергается коррозии? Хотелось бы вам пожелать следующее: пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.