Конспект урока в 9 классе Биологическая и экологическая роль алюминия и его соединений. Сплавы алюминия и их применение


Тема урока: Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане.
Цель урока: - выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и  их соединениях на примере алюминия. Задачи: развитие умений учащихся работать в группах, чувства ответственности за работу группы, успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку  учебного процесса.
Ход урока
Этапы деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап Приветствие, настрой. Приветствие. Деление на группы по формулам и названиям
2.проверка домашнего задания Предлагает представить задания Реклама изделий из алюминия
3.Стадия вызова Предлагает осуществить превращения по карточкам
Игра «Верите ли вы, что…» 1.Алюминий – один из 7 металлов древности? 2. После окончания школы за отличную учебу и поведение Вас могут премировать алюминиевой кружкой? 3.Алюминий- амфотерный элемент. 4.Сапфиры, рубины, корунд –выражаются формулой Al2O3.5. Алюминий – второй по электропроводности элемент. 6.Дюраль – сплав на основе алюминия 7. Консервированная пища – один из источников избыточного поступления Аl в организм Осуществляют превращения
Отвечают на утверждения «Да или нет»
4. стадия осмысления. Работа с раздаточным материалом. Изучение нового материала. При изучении составьте кластеры и организуйте их защиту.
Назовите заводы в Казахстане по производству алюминия. 1 и 2 группы – биологическая роль алюминия; 3и 4 группы – сплавы алюминия. Предоставляются критерии оценивания работы.
Закрепление Предлагает задание на соответствие исходные вещества и продукты реакции.
Заполните лист самооценивания Уравнения реакций- выполняют задания на соответствие.
Заполняют листы самооцениванияРефлексия Предоставляет рефлексию. 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настрение6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Домашнее задание Составить по 3 вопроса низкого и высокого порядка по теме «Алюминий и его соединения» Записывают д/зОсуществите превращения:
Al AlCl3 Al(OH)3 Al2O3Al2(SO4)3
Осуществите превращения:
Al2O3 AlAlBr3Al(OH)3Na AlO2
Осуществите превращения:
AlAl2O3 AlCl3 Al(OH)3 Al2(SO4)3
Осуществите превращения:
Al AlCl3 Al(OH)3 Al2O3Al2(SO4)3
Осуществите превращения:
Al2O3 AlAlBr3Al(OH)3Na AlO2
Осуществите превращения:
AlAl2O3 AlCl3 Al(OH)3 Al2(SO4)3
Осуществите превращения:
Al AlCl3 Al(OH)3 Al2O3Al2(SO4)3
Осуществите превращения:
Al2O3 AlAlBr3Al(OH)3Na AlO2
Осуществите превращения:
AlAl2O3 AlCl3 Al(OH)3 Al2(SO4)3
Критерии оценивания кластера по 5- бальной системе
Содержательность
Логичность изложения
Оформление аккуратное, эстетичное, крупное
Организация защиты и слаженность работы группы
Критерии оценивания кластера по 5- бальной системе
Содержательность
Логичность изложения
Оформление аккуратное, эстетичное, крупное
Организация защиты и слаженность работы группы
Критерии оценивания кластера по 5- бальной системе
Содержательность
Логичность изложения
Оформление аккуратное, эстетичное, крупное
Организация защиты и слаженность работы группы
Критерии оценивания кластера по 5- бальной системе
Содержательность
Логичность изложения
Оформление аккуратное, эстетичное, крупное
Организация защиты и слаженность работы группы

Критерии оценивания кластера по 5- бальной системе
Содержательность
Логичность изложения
Оформление аккуратное, эстетичное, крупное
Организация защиты и слаженность работы группы
Критерии оценивания кластера по 5- бальной системе
Содержательность
Логичность изложения
Оформление аккуратное, эстетичное, крупное
Организация защиты и слаженность работы группы
Al +O2             A                     AlCl3+H2
Al+H2O           Б                     AlCl3
Al+Cl2             В                     AlCl3+H2O
Al+HCl            Г                      AlCl3+Hg
Al+NaOH       Д                      AlCl3+HgCl2
Al+HgCl2       E                      NaAlO2+H2
Al+Fe3O4       Ж                      Al(OH)3+H2
                            З                       Al(OH)3+Na
                             И                      Al2O3+Fe
                             К                      Al2O3
1.Al +O2             A                     AlCl3+H2
2.Al+H2O           Б                     AlCl3
3.Al+Cl2             В                     AlCl3+H2O
4.Al+HCl            Г                      AlCl3+Hg
5.Al+NaOH       Д                      AlCl3+HgCl2
6.Al+HgCl2       E                      NaAlO2+H2
7.Al+Fe3O4       Ж                      Al(OH)3+H2
                            З                       Al(OH)3+Na
                              И                      Al2O3+Fe
                              К                      Al2O3
1.Al +O2             A                     AlCl3+H2
2.Al+H2O           Б                     AlCl3
3.Al+Cl2             В                     AlCl3+H2O
4.Al+HCl            Г                      AlCl3+Hg
5.Al+NaOH       Д                      AlCl3+HgCl2
6.Al+HgCl2       E                      NaAlO2+H2
7.Al+Fe3O4       Ж                      Al(OH)3+H2
                            З                       Al(OH)3+Na
                              И                      Al2O3+Fe
                              К                      Al2O3
Роль алюминия в организме человека:Алюминий является необходимым микроэлементом для человеческого организма, поскольку он играет немаловажную роль в построении соединительной и костной тканей, а также в формировании эпителия. Практически все ткани и органы человека содержат алюминий. Этот микроэлемент в умеренных количествах выполняет немаловажные функции, однако большие его дозы представляют существенную опасность для здоровья.Как и упомянуто выше, алюминий выполняет множество немаловажных функций:- способствует построению костной и соединительной тканей- содействует эпителизации кожи- повышает активность некоторых пищеварительных ферментов- повышает переваривающую функцию желудочного сока - участвует в образовании белковых и фосфатных комплексов- положительно влияет на функцию околощитовидных железСуточная потребность в алюминии:Здоровому взрослому человеку необходимо примерно 30-50 мкг этого микроэлемента.Симптомы недостатка и избытка алюминия:При недостатке алюминия отсутствуют какие-либо данные о симптомах, проявляющихся у человека.Главными симптомами избытка алюминия являются следующие: нервозность, кашель, расстройство пищеварения, потеря аппетита, ухудшение памяти, уменьшение количества гемоглобина в крови и эритроцитов, остеохондроз, нарушение функции почек и другиеГлавными источниками увеличенного поступления этого микроэлемента в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода. Для человека токсичная доза алюминия составляет более 50 мг. В каких продуктах содержится алюминий:В основном, алюминий содержится в фруктах и ягодах, овощах, различных хлебопродуктах, а также в питьевой воде.
Роль алюминия в организме человека:Алюминий является необходимым микроэлементом для человеческого организма, поскольку он играет немаловажную роль в построении соединительной и костной тканей, а также в формировании эпителия. Практически все ткани и органы человека содержат алюминий. Этот микроэлемент в умеренных количествах выполняет немаловажные функции, однако большие его дозы представляют существенную опасность для здоровья.Как и упомянуто выше, алюминий выполняет множество немаловажных функций:- способствует построению костной и соединительной тканей- содействует эпителизации кожи- повышает активность некоторых пищеварительных ферментов- повышает переваривающую функцию желудочного сока - участвует в образовании белковых и фосфатных комплексов- положительно влияет на функцию околощитовидных железСуточная потребность в алюминии:Здоровому взрослому человеку необходимо примерно 30-50 мкг этого микроэлемента.Симптомы недостатка и избытка алюминия:При недостатке алюминия отсутствуют какие-либо данные о симптомах, проявляющихся у человека.Главными симптомами избытка алюминия являются следующие: нервозность, кашель, расстройство пищеварения, потеря аппетита, ухудшение памяти, уменьшение количества гемоглобина в крови и эритроцитов, остеохондроз, нарушение функции почек и другие
Главными источниками увеличенного поступления этого микроэлемента в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода. Для человека токсичная доза алюминия составляет более 50 мг. В каких продуктах содержится алюминий:В основном, алюминий содержится в фруктах и ягодах, овощах, различных хлебопродуктах, а также в питьевой воде.
Сплавы на основе алюминия
Известно несколько сплавов алюминия. Перед вами таблица «Сплавы алюминия», обратите внимание на ее содержание:
Название сплавов Состав Применение
1. Дюралюмин94% – Al4% – Cu0,5% – Mg, Mn, Si, Fe Конструкционный материал в авиа- и машиностроении
2. Магналин95%-87% – Al5%-13% – MgВ авиа- и машиностроении, строительстве, судостроении
3. Силумин 85% – Al10%-14% – Si0,1% – NaВ авто-, авиа- и машиностроении, в производстве точных приборов
Основная масса алюминия идёт на получение сплавов:Дюралюмин –  по прочности близок к стали, легче её в 3 раза, прочный и коррозийнностойкий; магналин – стоек к коррозии в морской воде, поэтому его применяют в судостроении; силумин  –  хорошо подвергается литью, из него можно готовить тонкостенные и сложные по форме изделия.Из сплавов алюминия была изготовлена оболочка первого советского самолёта искусственного спутника Земли. Эти сплавы используют для изготовления различных деталей космической аппаратуры.
.
Сплавы на основе алюминия
Известно несколько сплавов алюминия. Перед вами таблица «Сплавы алюминия», обратите внимание на ее содержание:
Название сплавов Состав Применение
1. Дюралюмин94% – Al4% – Cu0,5% – Mg, Mn, Si, Fe Конструкционный материал в авиа- и машиностроении
2. Магналин95%-87% – Al5%-13% – MgВ авиа- и машиностроении, строительстве, судостроении
3. Силумин 85% – Al10%-14% – Si0,1% – NaВ авто-, авиа- и машиностроении, в производстве точных приборов
Основная масса алюминия идёт на получение сплавов:Дюралюмин –  по прочности близок к стали, легче её в 3 раза, прочный и коррозийнностойкий; магналин – стоек к коррозии в морской воде, поэтому его применяют в судостроении; силумин  –  хорошо подвергается литью, из него можно готовить тонкостенные и сложные по форме изделия.Из сплавов алюминия была изготовлена оболочка первого советского самолёта искусственного спутника Земли. Эти сплавы используют для изготовления различных деталей космической аппаратуры.
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/ЗХимические превращения Игра «Верю-не верю» Защита кластера Соответствие левой и правой части уравнения Итоговая оценка
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/ЗХимические превращения Игра «Верю-не верю» Защита кластера Соответствие левой и правой части уравнения Итоговая оценка
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/ЗХимические превращения Игра «Верю-не верю» Защита кластера Соответствие левой и правой части уравнения Итоговая оценка
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/ЗХимические превращения Игра «Верю-не верю» Защита кластера Соответствие левой и правой части уравнения Итоговая оценка
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/ЗХимические превращения Игра «Верю-не верю» Защита кластера Соответствие левой и правой части уравнения Итоговая оценка
Лист самооценивания ученика (цы)_____________________________________________
Оцени свою работу на уроке по 5- бальной системе
Подготовка Д/ЗХимические превращения Игра «Верю-не верю» Защита кластера Соответствие левой и правой части уравнения Итоговая оценка