Конспект занятия по грамоте Путешествие в Форд-Боярд


Технологическая карта Организованной учебной  деятельности.
Образовательные области «Коммуникация»Разделы: обучение грамотеТема: Путешествие в Форд- Боярд»
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение детей называть задания, которые можно выполнять с буквами. Упражнять в умении составлять кластер, сравнивая характерные признаки согласных и гласных звуков и букв. Совершенствовать умение образовывать новые слова по первым буквам слова. Учить детей составлять синквейн о словах. Продолжать учить образовывать новые слова из заданного слова. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом в соответствии со схемой предложения. Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Развивающие: развивать логическое, творческое мышление, воображение, слуховую, зрительную память, любознательность, внимание и речь детей.Воспитательные: воспитывать навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми: желание сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения, слушать и слышать другого, формировать чувства уверенности, воспитывать культуру партнерских взаимоотношений со сверстниками и взрослым.
Полилингвальный компонент: - Сызба бойынша сойлем қураңдар. - Мэйк э сэнтэнс бай зэ, дыбыс –sound letter- әріп, сэнтэнс – предложение- сөйлем, неше дауссыз дыбыс бар? Неше дауысты дыбыс бар? Сколько слов в предложении?
Хау мэни уордс ин зэ сэнтэнс Сөйлемде неше сөз бар?
Словарная работа: синквейн, кластер, корзина идей,
Оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, мольберт, ключи от Форта, с написанными на них пословицами, набор букв «А, Б, О, К, Л, Е, П, Т» корзина, набор карточек для составления кластера, алгоритм составления синквейна, кристаллы, схемы предложений, сундучок, песочные часы.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно –побудительный Воспитатель обращает внимание на изменения.
-Ребята, посмотрите, как изменилась наша группа! Пока нас не
было в группе, здесь кто- то похозяйничал. Кто бы это мог быть? Посмотрите, что я нашла(стеклянный шар, подзорная труба, свиток). Я, кажется, знаю, кто мог это оставить … А вы догадались? Давайте откроем свиток и прочитаем послание.
Послание:
Дорогие ребята!
Я давно наблюдаю за вами через свой магический шар. Вижу, что вы дружные, смелые, умные дети, поэтому предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру «Форт-Боярд».Не оставляйте попытку завладеть моими сокровищами. Показав свои знания, проявив находчивость и сообразительность, вы сможете справиться с
моими заданиями. Если вы все - таки решили попасть в Форт –
Боярд и покорить его, то ударьте в гонг.
Старый пират и колдун Фура.
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас в удивительное путешествие в форд Боярд. Так называется крепость , которую мы должны завоевать. Где мы будем составлять способом «Башни» слова, предложения, составлять «кластер», «Синквейн», используем прием «корзина идей», прием «шесть шляп» для того чтобы больше знать по грамоте. А чтобы победить в этой игре нужно отгадать пословицы о дружбе и о знаниях. Сделать это непросто, придется пройти много испытаний и выполнить 6 заданий, найти за каждый правильный ответ вы получаете ключ с подсказкой. Со словом из пословицы. Я надеюсь, что у вас все получится. Вы согласны? Прежде чем перейдем к сложным грамматическим и логическим заданиям, предлагаю произнести приветствие «Мы ребята – дошколята, в Форд Боярд пришли играть. И девиз наш – побеждать!» Организационно – поисковый ребята, помните, что время выполнения всех заданий будут контролировать песочные часы. Чтобы взять первый ключ и открыть ворота форта Боярд, нужно выполнить задание «Корзина идей» . Посмотрите перед вами «Волшебный ряд букв» А, Б, О, И, К, Л,Е,П,Г. Какие задания можно выполнить с этими буквами?
Дети отвечают: Разделить на гласные и согласные, составить слова с этими буквами: бок, пила, пол.: записать в алфавитном порядке, составить слоги, дорисовать и превратить в другие буквы, назвать какие звуки могут быть ударными ….
Воспитатель: Вы справились с первым заданием, можно снять первый ключ. Ребята скажите как на казахском и английском языке произносятся слово эвук, буква, предложение. Следующее задание «Заберись на башню» Вам нужно составить слова из букв слова «Башня»
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Воспитатель по ходу проверяет задания.
- вы справились со вторым заданием, можете снять с крючка ключ.
Следующее испытание: Вам предстоит пройти в заброшенную будку форта и составить кластер «Звуки», назвать отличительные признаки гласных и согласных звуков и букв.
Воспитатель: Вы справились с третьим заданием, можете снять с крючка ключ. Следующее задание: «Листок с печатью», Вам нужно пойти потайные комнаты, на каждом столе лежит лист с печатью, слова необходимо составить из слова ГАСТРОНОМ новые слова.
Дети составляют, один ребенок записывает.
Воспитатель: Вы справились с четвертым заданием, снимите с крючка ключ. Следующее испытание: вам необходимо составить синквейн от понятия слово –сөз –word. Дети составляют синквейн.
Воспитатель: вы справились с этим с этим трудным испытанием, снимите с крючка ключ. Следующее испытание вам нужно почитать стихотворение и найти слово в котором нет буквы «С». С этим словом нужно составить предложение.
У кого на листе зеленый круг составляет предложение по этой схеме- Сызба бойынша сойлем қураңдар. - Мэйк э сэнтэнс бай зэ


Сколько слов в предложении?
Хау мэни уордс ин зэ сэнтэнс Сөйлемде неше сөз бар?
У кого на листе синий круг составляет предложение по этой схеме.



У кого на листе красный круг составляет предложение по этой схеме

Текст стихотворения:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес,
Сон в страну свою унес.
Ответ: слово «река»
1 вариант:
Мы сегодня купались в реке.
Было много рыбы в реке.
Сегодня можно поехать на реку.
2 вариант:
Милана и Денис поехали на реку.
Папа с Исмаилом плыли по реке.
Раяна с Евой ныряли в речке.
3 вариант:
На речке папа с сыном поймали много рыбы.
На берегу реки в солнечный день дети загорали.
В субботу вечером на речке дети купались, веселились.
Воспитатель: Вы справились с этим трудным испытанием, снимите с крючка ключ. Чтобы нам попасть в сокровищницу, вам предстоит собрать пословицы, которые записаны на ключах.
Воспитатель : А теперь поспешим в сокровищницу. Посмотрите сундук , давайте его откроем. (В сундуке – шесть шляп, монеты золотые, серебряные)
Кто оденет на себя шляпу, тот делится своими впечатлениями от игры. Белая шляпа расскажет нам о фактах. Красная поделится своими эмоциями. Черная найдет недостатки. Желтая найдет достоинства в игре. Зеленая расскажет что творческого было в игре. Синяя шляпа подведет итог.
Дети отвечают: когда мы произносим согласные звуки нам во рту все мешает, зубы, губы и язык, согласные звуки бывают мягким согласными и обозначаются зелеными фишками, могут быть твердыми и обозначаются синими фишками, бывают шипящими, бывают глухими, звонкими, парными, всего в алфавите 21 согласная буква.
Гласные звуки тянутся, поются, при произношении во рту ничего не мешает, бывают ударными звуками безударными, обозначаются красными фишками. сколько гласных, столько и слогов в слове, некоторые гласные обозначают два звука, всего их 10 гласных букв.
Дети составляют пословицы: «Кто книги читает, тот много знает»
Белая шляпа: Мы сегодня составляли лова от слова башня, составляли пословицы, составляли кластер о звуках, предложения по схемам.Черная шляпа: Быстро закончилось путешествие я хотела бы для себя задания по сложнее.Красная шляпа: Я радовалась, что правильно выполнила задания.Желтая шляпа: Мне было интересно составлять кластер о звуках.Зеленая шляпа: Мне было интересно творческое задание со стихотворением.Синяя шляпа: Мы победили, отгадали пословицу и завоевали крепость.
Рефлексивно - корригирующий Воспитатель : А теперь поспешим в сокровищницу. Посмотрите сундук , давайте его откроем. (В сундуке – шесть шляп, монеты золотые, серебряные)
Кто оденет на себя шляпу, тот делится своими впечатлениями от игры. Белая шляпа расскажет нам о фактах. Красная поделится своими эмоциями. Черная найдет недостатки. Желтая найдет достоинства в игре. Зеленая расскажет что творческого было в игре. Синяя шляпа подведет итог.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим может там еще что – то есть. Ребята, посмотрите в этом сундуке лежат еще мешочки с золотыми и серебряными монетами. А на что можно потратить эти деньги?
Воспитатель : Вот и закончилась наша игра «Форд –Боярд». Вы справились со всеми испытаниями, поэтому сумели одолеть эту крепость. Спасибо , за игру, вы – молодцы!
Ожидаемый результат:Знать: алфавит, буквы
Иметь: представление кластерах, синквейне,
Уметь: отвечать на вопросы, читать предложения составлять кластеры, образовывать слова, составлять пословицы,составлять предложения по схеме.