Устный счет как средство развития вычислительных навыков

УСТНЫЙ СЧЁТ
как средство развития вычислительных навыков у учащихся.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
В связи с внедрением обязательных ЕГЭ и ГИА по математике, возникает необходимость научить учеников решать быстро и качественно задачи
базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений, так
как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы, необходимо
умение быстро и правильно оценить результат вычислений, затратив на это минимум времени и сил, чтобы выполнению более трудных заданий уделить больше
внимания, делать их спокойно, а не в суматохе.
Уже в 5–6-х классах необходимо начать подготовку школьников к возможности выполнения некоторых заданий устно.
Именно в эти годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений,
которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у них память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Устный счет на уроках математики может быть представлен
разнообразными формами работы с классом:
- математический, арифметический и графический диктанты,
- математическое лото,
- ребусы, кроссворды,
- тесты,
- опрос,
- разминка и многое другое.
В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства и действий над числами и величинами.
Устный счет это находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.
На каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения устных упражнений. Если хорошо проведен устный счет, то с известной долей уверенности можно ожидать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.
Важнейшими вычислительными умениями и навыками в программе по математике в 5 и 6 классах являются :
- умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с целыми числами;
- выполнять основные действия с десятичными числами;
- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;
-использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
- округлять числа до любого разряда;
- определять порядок действий при вычислении значения выражения.
Далее будут приведены некоторые примеры.
1. Последовательность отсчитывания нескольких единиц или присчитывания. Этот вид счета развивает память, внимание, быстроту счета и вычислений.
Например: Первое число 75. Сколько единиц надо отсчитать, чтобы получить 69, присчитать, чтобы получить 87?
2.Счет цепочкой развивает память, быстроту вычислений и помогает точному усвоению таблиц сложения, умножения.
Например: 38 + 4 24 . 4
- 8 - 8
- 6 + 7
3.Беглый счет. Можно выполнять устно или письменно. Учащиеся считают молча, поднимают руки в знак того, что задания выполнены. Этот прием оживляет класс, возбуждает активность класса.
4. Решение уравнений. Этот способ помогает выработать умение решать уравнения, усвоивать связи между компонентами и результатами арифметических действий. Уравнения можно предлагать в разных формах.
Например:
- из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 19?
- решение уравнения х · 8 = 24;
- найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
- Лена задумала число, умножила его на 8 и получила 96. Какое число
задумала Лена?
5. Решение задач. Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Они включаются с целью выработки умений решать задачи, и помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их
мыслительную деятельность.
Например:



















Заполнить клетки в квадрате так, чтобы сумма чисел была одинаковая. Какая сообщает учитель.

Чтобы ученики относились к устному счету серьезно необходимо выставлять оценки. В случаях ошибочных ответов надо учитывать, что устные упражнения выполняются всеми учащимися и прерывать их длительным объяснением одному ученику вряд ли
целесообразно, в то же время оставить ошибку без внимания нельзя. Ученик,
сделавший ошибку должен исправить ее или выполнить аналогичное задание. При выполнении устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу средних и слабых школьников. Сильные
ученики могут, например, написать ответ и показать его учителю. Не стоит
сразу же подтверждать правильность полученного ответа, надо стремиться
выяснить, нет ли других ответов, даже неправильных.
Итак, цель всех приемов устных вычислений – пробудить интерес и привить любовь к математике. С помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно работать с учебным материалом, пробуждать у них стремление находить более совершенные способы вычислений и решения задач. Это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Полученные навыки, несомненно, помогут ученикам в старших классах, при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.

Список литературы:
1. Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений,
как средство повышения познавательного интереса к уроку
математики”.
2. В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.
3. С. С. Минаев “ Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике.”
4. Н.К. Винокурова: «Подумаем вместе»