Доклад на августовское секционное заседание по информатике на тему: «Роль и возможности предмета информатики в формировании личности на основе стратегических задач Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы».


сш№32 им. В.В.Маяковского
Доклад
на августовское секционное заседание по информатике на тему:
«Роль и возможности  предмета информатики
в формировании личности на основе
стратегических задач Государственной программы
развития образования на  2011-2020 годы».

Подготовила:
учитель информатики сш№32
Чалова Г.К.
село Кайнар
2015г
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.
Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:
обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;
исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.
Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала – общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (далее – Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Задачи системы образования в современных условиях определены Законом РК «Об образовании» и Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы. Теперь главная задача - наполнение образования новым качеством и содержанием.
В этих условиях меняются цели и ценности образования. Его главной целью становится обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями. Развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных и созидательных способностей — вот главные ценности обновленного образования.
Таким образом, одно из приоритетных направлений обновления современной школы, требующее особого внимания, - создание условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, в том числе на основе углубленного обучения. Это в полной мере касается и такого учебного предмета, как информатика.
Одним из наиболее эффективных путей развития сферы образования является информатизация образования, внедрение ИКТ в образовательный процесс, что приводит к достижению качественно новых образовательных результатов.
Важной составляющей современного образования является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, освоение преподавателями современных информационных технологий, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на качество организации образовательного процесса. 
Цели и задачи обучения в школе предмета информатики
Цели образования вообще, как и общего школьного образования, в частности, являются прерогативой государства, которое на основе действующей законодательной базы формирует общие принципы своей педагогической политики. Образование в Казахстане имеет своей целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными социальными группами.На этой основе формулируется и главная задача общеобразовательной школы:
обеспечения усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
выработка у молодёжи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
XXI век ознаменовал переход нашей цивилизации от общества с индустриальным мышлением к обществу информационному. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания.
Стратегия модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.
Наряду с этим, в современном образовании обнаруживается противоречие между востребованностью высокого уровня владения ИКТ со стороны обучающихся и их родителей и невозможностью достижения такого уровня в рамках традиционного обучения. Одним из оптимальных условий, способствующих решению данной проблемы, является, на мой взгляд, использование идей и принципов личностно ориентированного обучения для формирования ИК - компетентности учащихся.
Новизна опыта заключается в создании системы применения элементов личностно ориентированных технологий для формирования ИК -компетентности обучающихся на уроках информатики.
Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для формирования ИК - компетентности обучающихся на основе личностно ориентированного обучения.
Перед учителями стоит важнейшая задача – научить учеников ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Сегодня обучающимся предъявляются требования при работе с информацией:
Понимать проблему (иметь знания и умения для работы с представленной в разном виде информацией);
Извлекать информацию, интегрировать ее из разных источников с использованием современных технических средств;
Характеризовать проблему, строить гипотезу, выделять и критически оценивать информацию, творчески ее использовать;
Презентовать проблему (выбирать форму таблицы, графика, словесную или другую форму);
Размышлять над решением (исследовать его, искать информацию для его уточнения, оценивать решение с разных точек зрения).
Очевидно, что традиционными формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний выполнить эти требования сложно.
Из практики знаем, что использование информационно коммуникационных технологий на уроках позволяет повысить качество учебного процесса. Дидактические возможности ИКТ позволяют не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, но и включать их деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Поэтому сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать, моделировать и проектировать, реализовать объекты и процессы, с использованием средств ИКТ.
Компетентности, формируемые на уроках информатики, играют важную роль в процессе становления личности школьника, так как могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания информационного пространства знаний обучающихся. Учитель информатики на своих уроках и внеурочной деятельности должен научить учеников свободно пользоваться современными достижениями компьютерной техники, для того что бы учащиеся могли продуктивно осваивать школьные предметы.
Выработка навыков поисковой исследовательской деятельности, самостоятельного приобретения и применения знаний на практике, развитие общей информационной культуры осуществляется на протяжении всего периода обучения в школе.
Формирование предметных компетенций при изучении дисциплин базисного учебного плана школы сейчас тесно связано с владение учащимся информационно-коммуникационными технологиями. Эффективность этой работы напрямую зависит отВладения учащимися навыками работы с информацией, представленной различными способами;
Умение работать в команде;
Уровня формирования алгоритмического мышления.
Информатика имеет большое число междисциплинарных связей. В условиях перехода человечества к информационному этапу, возрастает роль школьного предмета «Информатика и ИКТ». И хотя основная нагрузка по формированию навыков владения ИКТ «ложиться на плечи» информатики, только системное применение деятельностных форм работы, например, методов проектов при изучении других предметов, позволяет развивать такие качества учащихся, как целеустремленность, независимость, широта мышления, гибкость ума, анализ ситуаций.
Образовательная система нового поколения рассматривает школьное информационное образование как часть информационной культуры, базируется на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИК – компетентности на всех ступенях обучения для решения возникающих вопросов в учебной деятельности, при овладении различных предметов.