Конспект урока по русскому языку на тему Слог-слияние (1 класс)

Тема: «Слог-слияние»
Необходимо дать:
Структура слог-слияния (С+Г).
Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.
Термин «слог-слияние». Этимология.
Схема слог-слияния.

Языковой материал:
Слово со слог-слиянием.
Слово со слог-слиянием.




Повторение.
Согласные и гласные звуки.












План урока.
Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».
Задачи урока: 1) учить детей делать слого - звуковой анализ слова.
2) познакомить со слог-слиянием.
3) развивать речь.


Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Повторение.
На доске нарисовать схемы.

- Что вы видите на доске?
- А какие это схемы? Они похожи?
- Как называется 1-я схема?
- Что вы можете о ней сказать?
- Из скольких слогов она состоит?
- Какой слог в этой схеме ударный?
- Как называется 2-я схема?
- А из скольких звуков она состоит?
- Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?
- А как называется 3-я схема?
- Из скольких звуков она состоит?
- Какой 1-й звук? Почему?
- Какой 2-й звук? Почему?
- Какой 3-й звук? Почему?
- Какой 4-й звук? Почему?
- Какой 5-й звук? Почему?
Вывесить две картинки (кошка и паук)
- Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
- Произнесите 1-е слово?
- Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.
- Сколько слогов?
- Какой 1-й слог?
- Какой 2-й слог?
- Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.
- Подходит наша 1-я схема?
- Почему?
- А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)
- Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?
- Какой 1-й звук?
- Какой 2-й звук?
- Какой 3-й звук?
- Какой 4-й звук?
- Какой 5-й звук?
- Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?
- А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.
- Произнесите это слово по звукам.
- Какой 1-й звук?
а) Поется/Не поется
- Можно ли его пропеть?
- Попробуйте.
- А какой он?
б) Способ образования звука
- А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
- Что вы чувствуете?
- Правильно! А как же называется это дрожание?
в) Произношение
- А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
- Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.
- А что нам мешает при произношении?
- Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
- Расскажите об этом звуке. Какой он?
- Какие три признака этого звука вы знаете?
- А эти признаки, признаки какого звука?
- В какой домик мы поселим этот звук?
- Какой 2-й звук этого слова?
- Пропойте его.
- Можно ли пропеть этот звук?
- Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.
- Что вы почувствовали?
- А что это было?
- А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].
- Как были расположены наши зубы?
- А рот был закрыт?
- Мешали ли зубы?
- А как был расположен язык?
- Что мы узнали о звуке [о]?
- Какой звук [о]? Перечислите его признаки.
- Тогда как он называется?
- В какой домик мы поселим этот звук?
- Правильно. Теперь произнесем 3-й звук.
а) Поется/Не поется
- Пропоем его. Можно ли его пропеть?
- Почему?
б) Способ образования звука
- А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.
- Что вы почувствовали?
в) Произношение
- А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?
- Что мы слышим?
- Значит, что участвует при образовании этого звука?
- Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
- Свободно ли проходит струя воздуха?
- А почему? Что ей мешает?
- Какая возникает преграда?
- Назовите 3 признака, которые мы определили.
- Тогда как он называется?
- В какой домик мы поселим этот звук?
- Правильно. Произнесите 4-й звук в этом слове.
а) Поется/Не поется
- Можно ли его пропеть?
- Попробуйте.
- А какой он?
б) Способ образования звука
- А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
- Что вы чувствуете?
- Правильно! А как же называется это дрожание?
в) Произношение

- А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
- Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.
- А что нам мешает при произношении?
- Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
- Расскажите об этом звуке. Какой он?
- Какие три признака этого звука вы знаете?
- А эти признаки, признаки какого звука?
- В какой домик мы поселим этот звук?
- Выделите 5-й звук этого слова.
- Пропойте его.
- Можно ли пропеть этот звук?
- Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.
- Что вы почувствовали?
- А что это было?
- А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].
- Как были расположены наши зубы?
- А рот был закрыт?
- Мешали ли зубы?
- А как был расположен язык?
- Что мы узнали о звуке [о]?
- Какой звук [о]? Перечислите его признаки.
- Тогда как он называется?
- В какой домик мы поселим этот звук?
- Теперь вспомним, какой 1-й звук в слове «кошка»?
- Какой он?
- Какой 2-й звук в этом слове?
- Какой он?
- Какой 3-й звук в этом слове?
- Какой он?
- Какой 4-й звук в этом слове?
- Какой он?
- Какой 5-й звук в этом слове?
- Какой он?
- Подходит ли нам 3-я схема?
- Почему?
- Правильно.

Изучение нового материала.
1) Структура слог-слияния (С+Г) / 2) Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

- Что вы можете сказать об этой схеме?
- Из скольких звуков она состоит?
- Произнесите, как мы говорим это слово?
- Как мы произносим звук? По отдельности или вместе?
- Мы произносим звук «па» и добавляем «ук».
- Так как мы произносим звуки? Вместе?
- Звуки [п] и [а] дружат друг с другом в этом слове и поэтому они произносятся слитно.
- Какой 1-й звук?
- Какой 2-й звук?
- Итак, когда в слове 1-й звук согласный, а 2-й гласный – эти звуки дружат друг с другом и произносятся слитно.

3) Термин «слог-слияние».
- При произношении эти 2 звука сливаются в один. И когда в слове слог состоит из согласного и следующего гласного звуков, этот слог мы будем называть слог-слиянием.

4) Схема слог-слияния.
- Для обозначения этого слога люди придумали схему. И т.к. они дружат мы их поселим в один двухэтажный домик. Они будут жить в одном домике, но на разных этажах.

- На первом этаже будет жить согласный звук, а на втором – гласный.
- Каким цветом будет согласный звук?
- А гласный?

- Так какой 1-й слог?
- Из каких звуков он состоит?
- Как мы будем его называть?
- Почему?
- А какой 2-й звук в слове «паук»?
- А как он произносится в этом слове?
- Произнесите эти два звука.
- Сливаются эти звуки или нет?
- А как мы их произносим?
- 1-й слог какой?
- А 2-й слог какой?
- Итак, в словах встречаются слоги, где 1-й гласный, а 2-й –согласный звуки. Такой слог не сливается.
- Эти звуки нам тоже нужно будет поселить в домик. Т.к. эти слоги не сливаются, значит они не дружат и поэтому они будут жить в разных домиках.

- Каким цветом будет домик гласного звука?
- А согласного?

- А теперь составим полную схему слова «паук».

- Из скольких слогов состоит схема слова «паук»?
- Какой 1-й слог?
- Почему?
- Какой 2-й слог?
- Почему?
- А сейчас мы также разберем слово «кошка».
- Что мы можем сказать о схеме слова «кошка»?

- Из скольких слогов состоит это слово?
- Произнесите слово так, как мы его говорим.
- Как мы произносим звуки? По отдельности или вместе?
- Мы произносим сначала звук «ко», добавляем к нему «ш», а затем «ка».
- Так как мы произносим звуки, вместе?
- Звуки [к] и [о] дружат и поэтому мы произносим их слитно.
- Какой 1-й слог?
- Какой 2-й слог?
- Что мы можем сказать об этом слоге?
- Правильно! И значит мы поселим их?
- Молодцы!
- подойди к доске и напиши схему этого слога.

- Каким цветом мы покрасим комнату 1-го звука? Почему?
- А какой 2-й звук этого слова?
- Каким цветом мы его покрасим? Почему?
- Какой 3-й звук этого слова?
- каким он произносится в этом слове?
- Правильно! Значит где он будет жить?
- подойди к доске и напиши схему этого слога.

- Каким цветом мы покрасим его домик?
- Какой 3-й слог в этом слове?
- Как он произносится?
- Какой 1-й звук в этом слоге?
- А 2-й?
- И значит этот слог?
- Правильно!
- Куда мы поселим эти 2 звука?
- В какой домик?
- Каким цветом мы его покрасим?
- подойди к доске и напиши схему этого слога.

- Из скольких слогов состоит схема слова «кошка»?
- Какой 1-й слог?
- Почему?
- Какой 2-й слог?
- Почему?
- Какой 3-й слог?
- Почему?

Закрепление.
- А сейчас послушайте загадку.
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло.
(Ива)
- Посчитайте, сколько в этом слове слогов?
- Какой 1-й слог?
- Какой 2-й слог?
- Поставьте ударение в этом слове.
- Какой слог ударный?
- Из каких звуков состоит 1-й слог?
а) Поется/Не поется
- Пропойте этот звук. Его можно пропеть?
б) Способ образования звука
- А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
- Что вы чувствуете?
- Значит, какой это звук?
в) Произношение
- Определите, с помощью чего образуется этот звук.
- Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
- Мешает ли нам что-нибудь при произношении?
- Тогда какой это звук?
- В какой домик мы его поселим?
- подойди к доске и напиши схему этого звука.

- Из каких звуков состоит 2-й слог?
- Какой 1-й звук?
а) Поется/Не поется
- Можно ли его пропеть?
- Попробуйте.
б) Способ образования звука
- А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
- Что вы чувствуете?
в) Произношение
- А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
- А что нам мешает при произношении?
- Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
- Какие три признака этого звука вы знаете?
- А эти признаки, признаки какого звука?
- Какой 2-й звук в этом слоге?
а) Поется/Не поется
- Можно ли его пропеть?
б) Способ образования звука
- Определите, какой это звук. Подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
- Что вы чувствуете?
в) Произношение
- А теперь определите, с помощью чего он образован.
- Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
- Мешает ли нам что-то при произношении?
- Значит какой он?
- А теперь назовите 2-й слог слова «ива».
- подойди к доске и напиши схему этого слова.


Рефлексия.
- Что нового мы сегодня с вами узнали?
_ Когда это происходит?
- Как слог-слияние обозначается на схеме?
15