Обобщение педагогического опыта по теме Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И. Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И. Н. Ульянова»)
Факультет дополнительного образования
Кафедра «Естественнонаучного образования и информационных технологий»
Выпускная работа
по теме Формирование познавательных универсальных учебных действий
при изучении географии.
Работу выполнила:
слушатель курсов группы Г – 2
учитель географии и биологии
МОУ СОШ № 4 г. Инза
Суркова Елена Викторовна
Г. Ульяновск
2015
Содержание
Введение ………………………………………………………..3
Гл. 1Теоретическая часть.
Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии
1.1 Характеристика универсальных учебных действий………5
1.2. Характеристика познавательных УУД……………………..6
1.3Приёмы формирования познавательных УУД на уроках географии………………………………………………………..121.4 Формирование познавательных УУД на разных этапахурока………………………………………………………………20
Глава 2 Практическая часть
2.1 Фрагменты формирования познавательных УУД
на разных этапах урока ………………………………………….
2.2Фрагменты формирования познавательных УУД
во время выполнения практических работ………………………
Заключение ……………………………………………………….15
Список литературы ………………………………………………16
Приложения ( на диске)…………………………………………
Введение
Цель обучения — научить обходиться без учителя.Алберт Хаббард, американский писатель.
Наверно, не ошибусь, если скажу, что основной проблемой для современной школы является чрезмерная опека подрастающего поколения. Мы часто сталкиваемся с тем, что родители совсем переложили на школу все  обязанности по воспитанию и обучению детей. А учителя в силу своей ответственности к порученному государством делу выполняют функции не только педагогов, но и родителей. Мы контролируем всё: начиная с того, не опоздал ли ребёнок в школу, заполнил ли дневник, записал ли и выполнил домашние задания. Мы приучаем к тому, что каждый шаг учащихся находится под нашим контролем. И когда ребята уходят за порог школы, вот здесь-то многих из них ждут проблемы: никто не подсказывает, что и как сделать, как спланировать, как достичь. Потому что не научились этому в школе. Не научились самоконтролю и саморегуляции. Да, есть учащиеся, которые легко адаптируются во взрослом мире. Это о них  сказал Омар Хайям «Легче всего поддаются воспитанию те дети, которые в нем не нуждаются». Так как же сделать так, чтобы ребёнок, покидая стены школы, мог самостоятельно получать необходимые знания и умения, а самое главное, чтобы ему пригодилось то, что он приобрёл в школе
 Научно-технический прогресс21 века за относительно короткий по историческим меркам срок привел человечество к глобальным изменениям во всех сферах общественного развития. И чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современности, сегодня необходимы прочные знания и умения, основы которых приобретаются в школе. От того, насколько правильно и профессионально поставлена работа в конкретной школе в целом и каждым учителем в частности зависит уровень знаний каждого выпускника образовательного учреждения. В этой работе – несколько взаимосвязанных особенностей образовательной деятельности организационного характера, от которых зависит общий успех. (1) Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться         Современная система образования призвана  вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а  формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.
Одной из них и наиболее актуальной в системе образования является проблема реализации принципа преемственности между ступенями образования. Несмотря на то, что в школьную программу предмет «География» включен с 5 класса, свои базовые географические знания ученики получают уже в начальной школе на уроках «Окружающего мира». Зачастую успешность усвоения географии в средней школе зависит от уровня и глубины знаний учащихся, полученных ранее. Однако не следует забывать и о значимости последовательного, логичного и плавного перехода между программами начального и среднего образования, который позволяет избежать адаптационных проблем с начала обучения в средней школе. Таким образом, обеспечение преемственности в преподавании географии так же, как и других школьных предметов, представляется важнейшей задачей, к решению которой каждый педагог должен приложить максимум усилий.
С позиций современных представителей педагогики, психологии и дидактики ключевым аспектом обучения учащихся всех ступеней является формирование способов действий, реализуемых через умения- т.е. универсальных учебных действий.                Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигнуты обучающимися уже сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Таким образом, основой школьного образования признается система  универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.  (8)
На мой взгляд, проблема формирования  у учащихся познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.
Считаю, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса  в условиях традиционного обучения.
 
Глава I. Теоретическая часть.
1.1 Универсальные учебные действия, их роль в преподавании географии.
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Существует 3 группы УУД:
1. Предметные
2. Личностные
3. Метапредметные1. Предметные УУД включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.2. Метапредметные УУД представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые формируют у школьника способность самостоятельно осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
3. Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
 К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
Умение пользоваться современными информационными технологиями;
Владение научными географическими понятиями;
Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
Обучение этим действиям, т.е реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока в глагольной форме – объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и т.д.
Примерные формулировки задач урока:
Выявить особенности процессов, объектов и явлений;
Установить причинно-следственные связи;
Сравнить объекты, территории;
Выделить черты сходства и различия;
Объяснить;
Проанализировать;
Сформулировать суждение;
Выделить существенные признаки;
Найти необходимую информацию;
Определить источники необходимой информации;
Построить модель (смоделировать);
Преобразовать информацию в схему, таблицу;
Провести наблюдение;
Составить план по тексту;
Представить подготовленную информацию в виде презентации.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования. (1)
1.2. Характеристика познавательных УУД.
Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении географии.
 Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. 
Состав познавательных УУД.
Виды УУД Состав действий
ОбщеучебныеВыделение и формулирование познавательной цели,
Поиск необходимой информации,
Применение методов информационного поиска,
Моделирование,
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевыевысказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач взависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов  и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результата деятельности;
Смысловой чтение;
Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать
содержание текста;
Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы
построения.
Логические Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);
Синтез, как соединение целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание, восполнение недостающихкомпонентов;
Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
Подведение под понятие;
Выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей;
Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Исследователь
скиеПоиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование,
осмысление и интерпретация;
Выдвижение гипотезы;
Видение проблемы;
Определение объекта и предмета исследования;
Определение комплекса методов исследования;
Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;
Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов,
проверка гипотез, формулирование ведущих положений
исследования;
Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;
Переосмысление исследованного, оценка результатов и
определение направлений дальнейшего исследования.
Постановка и
решение проблем Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
Проверка гипотетических положений;
Создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
         
            При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы.
Географический метод
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Метод наблюдения
Определить цель наблюдения;
Произвести отбор источников информации;
Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; Провести наблюдение за погодой;
Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.
Историко-географический метод
Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России
Метод географического описания
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий. По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса
Картографический
Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.
Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса
Статистический
Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений .Проанализируйте диаграмму среднегодового количества осадков для Москвы. В каком месяце осадков выпадает больше и почему?
Сравнительно – географический
Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.
Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов.
        Деятельность учащихся на уроках организуется с помощью различных источников географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД
Карта
Учебник
Типовые планы описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Другие источники географической информации: энциклопедии, периодические издания, Интернет и т д.
Задания:
Найти на карте крупнейшие горы мира.
Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.
Задания
Составить план параграфа и изложить текст по плану.
Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту.
Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.
Составить презентацию о величайших горных системах мира.
Составить виртуальное путешествие по Амазонке.
Найти в энциклопедиях информацию о жизни великих путешественников
Таким  образом, при соблюдении всех условий, УУД выступают существенным фактором в освоении учащимися  географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров.
1.3 Приемы формирования УУД на уроках географии
На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.    В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.
Виды действий Содержание и приемы формирования
Работа с текстом учебника и картой
-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;
-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту параграфа…;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы
- создай таблицу (сверни информацию) по…;
-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);
- составь набор понятий темы…;
-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;
-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;
- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….
Анализ учебного текста 1.Прочитайте текст параграфа.
2.Ответьте на два основных вопроса:
- О чем говорится в тексте?
- Что говорится в тексте об этом?
3.Выделите основные мысли текста.
4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:
-1уровень–знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);
-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);
-3уровень- умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). Работа с диаграммами
Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
Знакомимся с условными обозначениями.
Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.
Работа с графиками.
Порядок работы.
Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
Объяснить причины изменения процесса.
Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.
Работа с понятиями.
Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.
Алгоритм работы с понятиями:
- Назвать понятие, дать его определение.
- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.
- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.
- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.
- Определить термин своими словами.
- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
Сравнение Умение сравнивать – это умениеустанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).
Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.
Как сравнивать объекты?
Сравнить–этозначит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.
Для этого необходимо
1.Определитьобъекты сравнения.
2.Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3.Найти общие черты.
4.Найти черты отличия.
5.Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.
Например:
Сравните географию железнодорожного и автомобильного транспорта России.
Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.
Установление причинно-следственных связей Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Как установить причинно-следственные связи?
1.Выясни главную причину явления.
2.Укажи следствие, вытекающее из причины.
3.Проанализируй причину и следствие в отдельности.
4.Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее.
Например:
Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?
Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
“найди отличия”;
“на что похоже?”;
поиск лишнего;
“лабиринты”;
“логические цепочки”;
хитроумные решения;
составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
составление и распознавание диаграмм;
работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
1.4 Примеры формирования познавательных УУД на уроках географииЛогические и исследовательские УУД
Умение давать определения понятиям
Умение классифицировать.
Умение сравнивать.
Умение моделировать Умение наблюдать.
Умение делать выводы и умозаключения.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:
Магматическая горная порода – это застывшая магма.
Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:
Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
Составление экскурсионного тура по городам Центра
льной России.
Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду. Приведите географический аналог реки Миссисипи в России.
Определите
Образование ветра
и разницу атмосферного давленияГеографическуюшироту
местности и
различие
в
нагрева
нииземной
поверхностиУгол
Падения
солнечныхлучей
В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.
Этап урока Формируемые познавательные УУД
Организационный момент извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока
Актуализация знаний ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Изучение новой темы постановка проблемы,
выбор источников информации
анализ и обобщение фактов и явлений
Подведение итогов Выявлять причины и следствия явлений,умение структурировать знания.
Рефлексия учебной деятельности Презентовать полученные знания, составлять публичное выступление
Глава 2 Практическая часть
Фрагменты формирования познавательных УУД на разных этапах урокаОрганизационный момент
Урок географии 6 класс. «Азимут. Движение по азимуту».
Зачитываю «Письмо правнука капитана Флинта»  (Приложение№ 4)Какую информацию можно получить из письма? (Указан путь, начало пути, нужно что-то найти в школьном саду). Что мешает нам это сделать? (мы не знаем, что такое азимут и как с его помощью двигаться). Это и будет темой нашего урока. И часто тема урока звучит, как вопрос «Что такое «Азимут» и как с его помощью двигаться?».Что нужно вспомнить? (стороны горизонта и ориентирование по местным признакам). В конце урока проводится рефлексия. Наивысшей степенью овладения материалом считается, когда ребенок сам моет придумать задания и их выполнить. Урок географии 6 класс. «Изображение рельефа на плане и карте».         На экране фрагмент плана местности. Это задание из экзаменационной работы 9 класса. Задание: выбрать место для игры в футбол. Учащиеся предлагают разные варианты. Почему мы не можем определить? Какое нужно поле для футбола? (ровное). Почему мы не можем определить, где ровно, а где нет? Мы не знаем, как изображается  рельеф на плане. Как будет называться тема нашего урока?     Далее решаем, как можно неплоский объект перевести в плоскость. Вспоминаем, что все объекты на плане изображаются сверху. Пытаемся взглянуть на рельеф сверху. Помогает нам в этом пирамида.И в конце урока мы окончательно выбираем участок. Дополнительно можно задать вопрос, а где лучше скатываться на санках? Выйти показать. Почему нельзя сильно разгоняться?      Кому  важно уметь определять неровности поверхности? + рефлексия
Урок географии 5 класс Тема урока «Мировой океан и его части»
Предлагаю учащимся прослушать фонограмму, на которой звучит шум прибоя, моря, океана (на экране-фото Земли из космоса). Что вы услышали на фонограмме? Почему я включила именно это музыку?
А может быть наша планета уникальна в том, что большая ее часть это вода?
Предлагаем отправиться в путешествие по нашей планете с целью подтвердить или опровергнуть это предположение (на экране фото стартующего корабля, на котором предполагается облететь земной шар)
Актуализация знаний
Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием, когда идет актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На уроке изучения «Азимут» в 6 классе я предлагаю ученикам вспомнить, что такое стороны горизонта, зачем нужно знать стороны горизонта, приведите примеры ориентирования по местным признакам.
Изучение новой темы
Наиболее часто на уроках я применяю создание проблемной ситуации. 
Урок географии 6 класс. «Масштаб карты»Создание проблемной ситуации внутри урока.Нарисуйте парту. (Рисунок может быть любым, как каждый видит парту). Чем рисунок отличается от плана. (На плане все объекты изображены так, как они выглядят сверху). Обведите  парту в своей тетради. (Как? Почему не можем? Что нужно сделать? Измеряем, подбираем  общее кратное, уменьшаем размеры, проверяем, переведя обратно. Приходим к понятию «Масштаб».)Кейс-метод.
           Это проблемно-поисковый анализ, позволяющий учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему.
Урок географии 5 класс Тема «Человек и гидросфера»
Зачитываю информацию о загрязнении океана:
Загрязнение океана.
Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.
Вопросы к кейсу.
Сформулируйте проблему.
Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.
Человек – друг или враг океана?
Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.
Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.
Что можешь сделать ты?
Вывод.
Урок географии 5 класс Тема « Жизнь в тропическом поясе».
Ставлю проблемный вопрос:
У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
Растения и животные выполняют двойную роль в жизни человека. Но если биологические ресурсы приносят кроме пользы еще и вред, то стоит ли их охранять.
Урок географии 5 класс Тема «План местности» создаю проблемную ситуацию:
Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?
Занимательные задачи.
            Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует мыслительную деятельность.
Урок географии 5 класс Тема «Ориентирование на местности. Азимут».
Сообщаю занимательные исторические факты:
Шла Великая Отечественная война. Однажды ранним утром во второй половине сентября 1942 г. мальчик Миша, посланный на разведку в тыл врага, обнаружил в роще у деревни скопления ремонтируемых фашистских танков. «Как объяснить потом командиру, где находятся танки, чтобы он направил сюда авиацию?» В это время на мальчика упала длинная тень от колокольни деревенской церкви – вставало, поднимаясь над рощей, солнце. Как раз по другую сторону церкви находились танки. «Название деревни я знаю,- обрадовался Миша, - осталось узнать немногое». Вечером того же дня наши самолеты нанесли точный удар по вражеским танкам. Что сделал юный разведчик, чтобы определить местонахождение танков?
Урок географии 6 класс Тема «Географические координаты»
Сообщаю занимательные исторические факты:
Из Ленинграда и из пункта на северном берегу озера Эдуард, расположенного в Африке, немного западнее озера Виктория, одновременно вылетели два самолета. Оба пункта отправления находятся на 30⁰в.д. Самолеты летели с одинаковой скоростью вдоль параллелей на восток. Первый приземлился в Магадане, второй, отклонившись перед посадкой несколько к югу,- на берегу Маклая в Новой Гвинее (оба пункта расположены приблизительно на 150⁰в.д.) Какой самолет прилетел месту назначения быстрее? Во сколько раз? Почему?
Подведение итогов
На уроке географии в 5 классе по теме «Ориентирование. Стороны горизонта» даю тест на закрепление знаний
Тест по теме стороны горизонта, ориентирование
1.Сколько существует основных сторон горизонта:
А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;
2.Как называется умение находить стороны горизонта:
А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;
3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:
А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;
4.Как по местным признакам и солнцу можно сориентироваться без компаса? Установите правильное соответствие:
А – моховое покрытие на отдельно стоящем дереве;
Б - расположение муравейника у отдельно стоящего дерева;
В – восход солнца; Г - заход солнца;
1 – юг; 2 – север; 3- запад; 4 - восток;
5. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень:
1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;
6. Сторона горизонта противоположная востоку:
1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;
7 допишите названия сторон горизонта противоположных данным
1. север - ……………….
2. юго - восток -………………….
3.северо – восток - …………………….
8. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на северо – восток от селения?
9.Какаяя фигура получится, если из точки отложить 2 клетки на юг, затем 3 клетки на запад, затем соединить. В каком направлении вы соединили две точки.
Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. (4) На данном этапе я чаще всего применяю приемы:
Прием «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». В 6 классе я предложила написать эссе по теме: «Зачем нужна географическая карта»
Синквейн- способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».
2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».
3. «Я понял(а) материал частично».
4. «Я ничего не понял(а)»
2.2Фрагменты формирования познавательных УУД во время выполнения практических работ
1 Раздел: Оболочки Земли. Гидросфера.
Тема урока: Реки в природе и на географической карте.
Практическая работа для учащихся 6-го класса.Создание схемы «Работа текучих вод», читая текст учебника, слушая объяснение учителя.
Цель проведения: обучающая.
Задачи:
- развивать умение анализировать текст; выделять главное; обобщать информацию;
- анализировать информацию, полученную из географических карт;
- активизировать творческую деятельность учащихся;
- способствовать развитию аккуратности и внимательности.
Этапы составления схемы:
1. Классификация текучих вод.2. Основные действия, которые производятся каждой группой вод.3. Результат этих действий.
В результате работы учащие должны получить схему (Приложение №5)
2. Раздел: Оболочки Земли. Литосфера
Тема урока: Равнины.
Практическая работа для учащихся 6-го класса«Описание рельефа по физической карте.
Цель: Научить работать с физической картой.
Цель проведения: обучающая
Задачи:
- научить определять формы рельефа и их высоту, определять начало и конец реки по физической карте;
- развивать умение анализировать информацию, полученную из географических карт;
- способствовать развитию аккуратности и внимательности.
Практическая работа проводится в конце урока, в течение 10–15 минут.
Ресурс урока: Физическая карта полушарий, физическая карта России
В начале урока: Изучена классификация равнин по высоте.
Повторение: качественный фон и послойная окраска.
Вопросы:
1. Какие географические объекты изображены на карте без учета масштаба.2. Как по карте определить, где исток, а где устье реки.
Ожидаемые ответы:
Реки (ширину реки на карте невозможно отобразить в масштабе). Исток – там, где линия тоньше, устье – там, где линия толще.
Путешествие по карте.
Учитель: Будем двигаться по р. Волга от истока к устью.
Вводятся понятия: верхнее, среднее, нижнее течение реки.
Учитель: Можем ли мы по физической карте определить формы рельефа, по которым протекает река? Какую информацию мы можем получить об этих формах рельефа, изучая карту?
Ученики получают шаблон (Приложение 6)
Задание: Определить формы рельефа, вдоль которых протекает река.
Ученикам необходимо выбрать, по картам какого масштаба необходимо работать, чтобы решить поставленную задачу.
В итоге практической работы должен быть результат – оформленная таблица (Приложение 6)
Учитель: В заключение давайте определим, какую информацию можно извлечь из физической карты?
Учащиеся предлагают свои варианты, например:
- можно узнать длину реки;
- река равнинная или горная;
- определить особенности реки: быстрая она или медленная, широкая или узкая и т. д.
- определить, каков характер рельефа на определенной территории, уточнить высоты, как средние, так и наибольшие.


Заключение.
Образование на современном этапе требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Школьное образование является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя географии в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Учитель должен не только дать какую-то сумму знаний, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у учащихся мотивацию к обучению.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.
Для того, чтобы сформировать познавательные УУД  считаю необходимым:   
научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;
вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;
использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности.
         В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися  и другими учителями предметниками.
Список литературы
Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение 2011.
Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы. Издательство «Учитель- АСТ», 2007.
Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. – 2000-№2. – с 67-71.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта»2003
5. Куприянова М.К. Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов. 5-8 класс. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
6. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.6 класс. М.: «ВАКО», 2005.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. – М,: Изд. Центр «Академия», 1999.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ. 
http://LearningApps.org/display?v=p58r12k2chttp://LearningApps.org/display?v=psvb6d7aahttp://LearningApps.org/display?v=pe5096vu5http://yadi.sk/d/m1NvdKDqBtM3ihttp://LearningApps.org/display?v=pvc0n59fkПриложения
Приложение № 1
Письмо правнука капитана Флинта
Уважаемые дети!
Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прощу оказать мне небольшую услугу.Дело в том, что я правнук капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Перипетии поисков этого клада описаны в книге Стивенсона «Остров сокровищ», экземпляр которой я вам высылаю в подарок.Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, на которой должно быть отмечено место другого, неизвестного клада. Но по непонятным мне причинам эта отметка на карте отсутствует.Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, описывающих место расположения сокровищ. Вот они: «От Большого дерева в школьном саду, по азимуту 180° – 1.5 км. Затем , по азимуту 90° – на 1,8 км». Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать это место на карте.Вот я и прошу вас, дорогие ребята, помогите мне его отыскать. Тому, кто решит задачу, будет награда.
С уважением, Джонатан Флинт.
Приложение №2

Приложение № 3
Таблица 1
Часть реки Цвет на физической карте Высота, м (по шкале высот и глубин) Форма рельефа Географический объект (по физической карте РФ)
Верхнее течение          
Среднее течение         Нижнее течение          
Таблица 2
Часть реки Цвет на физической карте Высота, м (по шкале высот и глубин) Форма рельефа Географический объект (по физической карте РФ)
Верхнее течение Светло – коричневый 200–500 возвышенность Валдайская возвышенность РА
В
Н
И
Н
А
Среднее течение Светло – коричневый 200–500 возвышенность Приволжская возвышенность Нижнее течение Темно – зеленый 200–0 низменность Прикаспийская низменность  
Приложение №4
Урок   географии в 6 классе по теме «Параллели и меридианы»
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Тема урока: Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Цель урока:
образовательные: сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
развивающие: сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации.
воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  умение строить высказывание, находить новую информацию.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.
Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.
Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику «География.» А.А.Летягин, тетрадь тренажер, презентацияЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Организа
ционный этап Приветствие. А сейчас проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят,Все ль внимательно глядят?
Здравствуйте ребята. Приветствуют учителя Коммуникативные УУД
формировать умение
слышать
2.Повторение изученного материала Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?
1.На ноге стоит одной,Кружит - вертит головой.Нам показывает страны,Реки, горы, океаны (Глобус)
Дайте определение понятиям:
1.Что такое глобус?
2.Что такое аэрофотоснимок?
3.Что называется планом местности?
4.Что такое географическая карта
Оцените  свои знания Отвечают на вопросы
Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.
Глобус – объемная модель Земли.
Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.
План местности – чертеж,  небольшого участка  поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков
Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков
Ставят оценки в карту оценки знаний ПознавательныеУУД:
  умение строить
высказывание
Коммуникативные УУД:
умение отвечать навопросы
3.Актуализация знаний 1.Посмотрите на  физический  глобус, о чем он нам может рассказать?
2. Откройте атлас на стр.6-7 
3.О чем нам может рассказать карта полушарий?
4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) 
- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?
 Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?
- Что вы не можете сделать?
( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)
Учитель: Какая же тема нашего урока.
Тема урока: Параллели и меридианы.
Слайд1.
На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?
Слайд.2
1.Что  такое параллели и меридианы?
2.Как они выглядят на  глобусе и картах?
3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?
  О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и тд.
Открывают карту полушарий
О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и т .д.
( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)
мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)
Записывают тему урока в тетрадь- Параллели и меридианы
1.Что  такое параллели и меридианы?
2.Как они выглядят на глобусе и картах ?3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? Регулятивные УУД:
постановка учебной цели
и темы урока
Познавательные УУД:
моделирование
изучаемого содержания
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
вступать в диалог,
целеполагание
4.Изучение нового материала 1.Что такое параллели? Слайд.3,5
Работа с текстом и  с глобусом
Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы  в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4
1 группа
– Что такое меридианы? Слайд 6.
– Как они выглядят?
- В какие стороны горизонта направлены
–Длина  меридианов.
-Как называется главный меридиан, на какие полушария он делит земной шар?
2 группа
– Что такое параллели?
–  Как они выглядят на глобусе
-Длина  параллелей.
-Самая длинная параллель, ее длина
-На какие полушария делит Землю экватор?
.
-В какие стороны горизонта направлены
Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл.
Учитель дополняет, задает вопросы
.Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам
Учитель: Что вы узнали о меридианах
Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.
Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину. Работа в группах
Заполнение таблицы (Прил.)
Работают с информацией представленной учителем
 Работа с текстом и  с глобусом
 
 Учебник стр.48-49
Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли
Все меридианы представляют собойполуокружностиСевер-юг
 Одинаковая и равна 20005 км
 Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие
Линии,  проведенные параллельно экватору  
Это окружности…
Разная
Экватор,40076км
Северное и южное
Запад-восток
 Зачитывают данные таблицы
 
 Зачитывают данные таблицы Познавательные УУД:
работа с информацией,
работа с учебнымимоделями
использование знако-
символических средств,
общих схем решения
выполнение логических операций сравнения,
анализа, обобщения.
Регулятивные УУД:
умение решать учебнуюзадачу, умение работать
по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
межличностное и деловое сотрудничество
слышать, слушать и
понимать партнера,
планировать и
согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли,
взаимно контролировать
действия друг друга,
уметь договариваться,
вести дискуссию,
правильно выражать
свои мысли в речи,
уважать в общении и
сотрудничества партнера
и самого себя. 
5.Физминутка На ноге стоит одной,  Крутит-вертит головой.  Нам показывает страны,  Реки, горы, океаны.  Ты как глобус покрутись,А теперь остановись! Музыкальная  «Две руки» 6.Изучение нового новогоматериала(продолжение)  Мои географические исследования
Стр.49 учебника
1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?
2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?
3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира
4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе.
5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России
Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях
Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.
Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты
Работа с к - картами и  картами атласа.
Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?
Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы.
Определение направлений по меридианам и параллелям.
Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии.
По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.
Задание 5.тр.стр.25.
Оцените свою работу
Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
А что такое координата?
Сколько паралеллей и меридианов можно провести через одну точку? Работа с  картами атласа стр.6-7,10-11
На глобусе – дуги равной длины
На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на карте России формулучейЭкватор на глобусе –окружность. А на карте полушарий  и мира -прямая линия
На глобусе параллели окружности , а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги
Электронное приложение к учебнику
Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь
К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11
Подписать на к-к  значение  параллелей и меридианов
 Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
Учащиеся: Параллели – запад, восток.
Меридианы – север, юг.
Выполняют задания в тетради тренажере .Задание 5.тр.стр.25.
Заполнение карты оценки знаний
Стр.49 учебника читают
Положение точки на плоскости
Рис.2.30
Один меридиан и одна параллель Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации
Коммуникативные УУД:
Умение работать
совместно, слушать
собеседника. Выражать
свои мысли
Регулятивные УУД: в
сотрудничестве с учителем ставить новыезадачи и решать их
Познавательные УУД:
Извлечение необходимой информации.
7.Обобщение и систематизация знаний Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли(меридианы)
Старший среди них - экватор, И от севера до юга Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, Что же это?..(параллели) 
Слабым ученикам географический диктант, сильным  тест из электронного приложения к учебнику
 Географический диктант (краткие ответы на вопросы)
Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...
Линии,  проведенные параллельно экватору называют …
Отсчет параллелей ведется от  …
Отсчет меридианов ведется от …
Параллели и меридианы образуют  … Отвечают на вопросы
Выполняют задания диктанта и теста
Взаимопроверка Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы
Регулятивные УУД:
Умение  контролировать
и оценивать работу
8.Домашнее задание Учитель комментирует домашнее задание.
Учащиеся осознано записывают дом задание
Параграф 18
ТР. Стр.20 (12-13),стр.24 (3)
К-к стр.4-5
Тест электронное  приложение Осознанно записывают домашнее задание  
9.Подведение итогов урока 1.Какие цели мы ставили
2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?  Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.  Регулятивные УУД
В диалоге с учителем
Совершенствовать
самостоятельно
выработанные критерии
оценки.
10.Рефлексия – Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?    
Приложение                            Тема урока: Параллели м меридианы
Вопросы Меридианы Вопросы Параллели
– Что такое меридианы? – Что такое параллели? – Как они выглядят на глобусе? –  Как они выглядят на глобусе - В какие стороны горизонта направлены -В какие стороны горизонта направлены –Длина  меридианов. -Длина  параллелей. -Как называется главный меридиан, Самая длинная параллель, ее длина? На какие полушария он делит земной шар -На какие полушария делит Землю экватор? Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
Вопросы Меридианы Вопросы Параллели
– Что такое меридианы? Полуокружности, соединяющие географические полюса   – Что такое параллели?
.
. Линии,  проведенные
параллельно экватору  
– Как они выглядят на глобусе? Полуокружности –  Как они выглядят на глобусе Это окружности
- В какие стороны горизонта направлены? Север-юг -В какие стороны горизонта направлены ?Запад-восток
–Длина  меридианов. Одинаковая равна 20005 км -Длина  параллелей. Разная
-Как называется главный меридиан? Начальный или Гринвичский Самая длинная параллель, ее длина. Экватор 40076 км
На какие полушария он делит земной шар? Восточное и западное -На какие полушария делит Землю экватор? Северное и южное
Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
Приложение № 5
Класс: 5
Название и автор учебника: А. А. Летягин География (начальный курс)
Тема урока: Мировой океан и его части
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: урок- беседа
Метод обучения: диалогический
Программно-технические средства на уроке: ПК с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимисязнаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).Развивающие: способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные:  воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение  определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Предметные результаты:
Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Возможные
используемые инструменты
Мотивация
вызов 5мин
Предлагаю учащимся прослушать музыку с шумом прибоя, на экране-фото Земли из космоса.  Комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Компьютер, интерактивная доска
Актуализация и систематизация знаний о частях мирового океана
10 мин
Задаю вопросы:
Площадь Земного шара 510млн.кв.км,
Площадь суши – 149 млн.кв.км
1.Чему равна площадь Мирового океана?
2.Найдите, где находится Мировой океан?
3.Дайте определение Мирового океана?
4. Назовите составные части Мирового океана.
5.Назовите океаны и покажите их на карте.
6. Сравните океаны по площади.
( Тихий океан- 179,7 млн.кв.км
Атлантический - 93,4 млн.кв.км
Индийский – 74,9 млн.кв.км
Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км
Учащиеся отвечают на вопросы
Ответ: 361 млн.кв.км
Ответ: Мировой океан – это совокупность всех океанов.
Ответ: 4 океана, моря, заливы, проливы.
Ответ: Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический
Ответ: Все океаны различны по площади.
МетапредметныеРегулятивные УУД:-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
-осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:учебно-познавательный интерес,
самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей расположения материков, океанов,морей и т.д..
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; Учебник, карта
Открытие нового знания
20 мин
1. Определите, о какой части океана идет речь.  
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется,Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –И горька, и солона. (Море)
2.Найдите в учебнике на стр.133 определение моря
Черное море, Берингово море
 Балтийское море                        Аравийское море, Красное море.
Распределите эти моря на две группы.
Он у моря – как язык,Он берега лизать привык,И пляж в часы разливаОн вылизал на диво. (Залив)
Найдите в учебнике на стр.134 определение залива  
Он ведет из моря в мореНе широк – всего верстаИ в нем, как в школьном коридоре,И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.134 определение пролива.
В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив
1.Найдите его на карте.
2. Какие океаны соединяет данный пролив?
3. А какой материк и остров разделяет?
Проведение физминутки.
В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки.
Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади.
На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой,- острова.
Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле - Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки.
Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские); коралловые (Большой Барьерный риф).В океане встречаются архипелаги. Что же такое?
Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга
Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой.
Самый большой полуостров на Земле – Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр.
По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами)  и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).2.Море – это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.
Ответ: окраинные – Берингово, Балтийское, Аравийское моря;
внутренние- Черное, Красное моря
Ответ: Залив.
Залив - часть океана, моря, озера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма.
Ответ: Пролив.
Пролив - это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.
Ответ: Атлантический и Тихий океаны.
Ответ: Материк Южная Америка и остров Огненная Земля.
Выполняют физминутку.
Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
МетапредметныеРегулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей расположения материков, океанов,морей и т.д..
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.
Выполняют электронные задания.
Рефлексия
5 мин
Проверьте свои знания по изученной теме. Оцените свой ответ.
Пять правильных ответов – оценка «5»
Четыре правильных ответов – оценка «4»
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Выполняют тест с использованием системы голосования.
Итог урока.
2 мин Домашнее задание с инструктажем по его выполнению.
А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн по теме сегодняшнего урока. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Записывают домашнее задание.
Творческое задание на выбор: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Мировой океан и его части».
Составление синквейна совместно с учителем.
Вода
Прозрачная, Искрящаяся
Течет, Струится, Журчит
Без воды нет жизни!
Жизнь
Маршрутный лист группы – путешественников «Земляне»
Тема:
« Мировой океан и его части»
Этап №1.
Площадь Земного шара 510млн.кв.км,
Площадь суши – 149 млн.кв.км
1.Чему равна площадь Мирового океана?
Дайте определение Мирового океана?
2. Назовите составные части Мирового океана.
Этап 2.
1. Определите, о какой части океана идет речь.  
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьется,Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –И горька, и солона. (Море)
2.Найдите в учебнике на стр.133 определение моря
Море
Внутренние Окраинные
Найдите в учебнике на стр.134 определение залива
- Найдите в учебнике на стр.134 определение пролива.
3.Деление островов на группы по происхождению:
1.Материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания)
2.Вулканические (Гавайские, Курильские)
3.Каралловые (Большой Барьерный риф).
Этап №3.
Составление синквейна.
Домашнее задание:§24
Творческое задание на выбор: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Мировой океан и его части».
Приложение № 6
Урок географии в 6 классе
Обобщение знаний по теме: «Географические координаты»
Базовый учебник География. Автор: Летягин А.А.
Цель урока: Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат, и определению расстояний с помощь градусной сетки.
Задачи урока: Создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты и расстояния между объектами на картах России и полушарий.
Планируемые результаты:
Личностные: - понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;
-осознание необходимости понимать и читать карту;
-стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
Познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
-развитие интеллектуальных способностей.
Регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствии с заданием;
-самостоятельное приобретение практических умений в работе с картой.
Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Предметные: - усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».
- умение работать с картой (развитие картографической грамотности);
-умение определять географические координаты объектов;
- умение определять расстояния между объектами с помощью градусной сетки.
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.
Ключевые слова по теме урока (термины, понятия, номенклатура): географическая широта, географическая долгота, географические координаты, Гиппарх.Ход урока
Организационный этап
Сегодня у нас не обычный урок, а урок путешествие. На уроке присутствуют экипаж корабля Нинья: команды: Тайфун, Торнадо, Пассат, Муссон, Ураган.
Сейчас капитаны кораблей получат судовые журналы, (личные дневники).
В судовых журналах вы будете отмечать свой маршрут. За каждый правильный ответ команды получат призовые очки. Кроме того, капитаны оценят работу всех членов экипажа по шкале глубин. А теперь юные искатели приключений, вперед! В путь! Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской. Расшифруйте её».
Задание № 1. Расшифруй записку.
Расшифруй письмо.
Я, йыратстарипсноБ, яувтсвучдерепйомеунименйеовсйоничнокяинезыргуитсевос, юащевазиовсащиворкосумот, отктедйанутэуксипаз. Далктыраз ан евортсо, мещюемиытанидроок 22 ш.с., 80 д.з. аНугеребавортсотетсароверед, в елпудогороток – атрак. ИдйаН ее и ащиворкосиовт.
Послание расшифровано. Остров назван. Команда, выполнившая задание первой получает 1 балл.
Ребята записку мы расшифровали…., а что же мы будем делать сегодня на уроке? Какая перед нами стоит задача?
Мы должны повторить тему «Географические координаты», научиться определять географическую широту и долготу, определять расстояния с помощью масштаба и градусной сетки.
А какая у нас будет форма урока?
Урок-путешествие «В поисках сокровищ»
Ваши корабли находятся в городе Санкт – Петербург, а где находимся мы? Мы находимся в г. Инза Ульяновской области.
Для того, чтобы отправиться такое далёкое путешествие нужно хорошо подготовить экспедицию. Нам придётся прокладывать маршрут, определять географические координаты, расстояния между пунктами. Необходимо быть уверенными в ваших знаниях.
Проверим уровень нашей готовности к такой серьёзной экспедиции.
1. Повторение изученного материала
1 группа (сообщение подготовленного ученика)
Кто и когда ввёл понятия географическая широта и долгота?
(сообщение о Гиппархе)
Понятия широта и долгота возникли глубокой древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяжённость с запада на восток в два раза больше, чем с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток, соответствующее длине моря, стали называть долготой, а расстояние с севера на юг, соответствующее ширине, - широтой.
Географические координаты вёл древнегреческий учёный – астроном, географ и математик Гиппарх Никейский (около 190-125 г.г. до нашей эры).


Родился Гиппарх в городе Никее (в настоящее время — территория Турции). Много времени провёл на острове Родос. Написал специальный трактат, посвящённый ошибкам и неточностям в географических трудах Эратосфена (древнегреческий математик, астроном, географ и поэт). В частности, он считал, что для каждой точки, используемой для построения географических карт, необходимо определить координаты.
Гиппарх ввёл такие понятия, как «географическая широта» и «географическая долгота». Он изобрёл астролябию (от греч. «астрон» — звезда и «лабэ» — схватывание), угломерный инструмент, служивший для определения положения небесных светил, который был в употреблении до 18 века в Александрии.
Чтобы наша экспедиция прошла успешно, необходимо хорошо знать определения, что такое географическая широта и как её определить. Работаем в парах и рассказываем друг другу определения.
2 группа, Что такое географическая широта и как её определить? Слайд
Ответ группы. Определяем широту Санкт-Петербурга и Ульяновска
3 группа, Что такое географическая долгота и как её определить? Слайд
работаем в парах. Ответ члена команды.
Задание 1 Определяем долготу Санкт-Петербурга и Ульяновска. Все кто хорошо понял, как определять широту и долготу поднимите зелёные карточки, кто понял, но есть небольшие сомнения, поднимите жёлтые карточки, кто считает, что не понял совсем, поднимите красные карточки.
Задание 2 Определяем расстояние между городами Ульяновск – Санкт-Петербург.
4 группа, Как определить расстояние между пунктами по меридиану с помощью градусной сетки. Слайд
Первым рассказывает капитан, повторяем правило в парах
5 группа, как определить расстояние между пунктами по параллели с помощью градусной сетки Слайд
Задание3 Мы пересекаем Атлантический океан, определите его широту по экватору с помощью градусной сетки.
Каждая группа получает по одному баллу
Запишите результат в ваших путевых листах
Команда, выполнившая задание первой получает один балл
Мы совершили, перелёт Ульяновск-Санкт Петербург.
Корабли вышли в океан и отправились к острову сокровищ.
Задание 4 Определите, в каком направлении поплывут наши корабли?
Команда, выполнившая задание первой получает один балл.
А тем временем в Атлантике разыгрался шторм. Океан швырял корабль из стороны в сторону и так потрепал его, что пришлось стать на ремонт.
А пока корабль ремонтируют, вспомним, как проходили путешествия героев приключенческих романов
Задание 5
Слайды.
№1 Герой романа Жюля Верна «20000 лье под водой» начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 34 с.ш. и 139 в.д. В каком океане он начал свой путь и вблизи, каких островов?
Тихий Индийский Атлантический
Японские 0-ва Шри-Ланка Антильские 0-ва
№2 Герои другого романа «Таинственный остров» отправились в путешествие на воздушном шаре в точке 38 с.ш. и 78 з.д. по политической карте определите героями какой страны они были?
Канада Франция Соединённые штаты Америки
№3 Потерпевший крушение капитан Грант, герой романа «Дети капитана Гранта», сумел добраться до острова Табор с координатами 37 ю.ш. 139 в.д.
Вблизи, какого материка находился долгое время капитан Грант?
Австралия Африка Евразия
№4 Герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар и достигли 17 с.ш. и 14 з.д., где их шар упал в реку. В какую реку упал воздушный шар с героями романа?
Конго Нил Нигер
№5 Шхуна «Пилигрим» была под 44 ю.ш и 165 долготы к западу от Гринвича. Каком океане находились герои романа Жюля Верна?
Тихий Индийский Атлантический
Остров совсем близко, да вот беда на горизонте внезапно появился корабль с «Весёлым Роджером» на мачте, Пираты! Предстоит сражение, надо набраться сил….
физкультминутка…
Пираты нападают на нас, а это значит, неизбежна «перестрелка».
Команды по очереди задают вопросы по теме: ( соответственно времени по 1 вопросу)
За каждый правильный ответ 1 балл
Что такое полюсы?
Что такое экватор?
Что такое параллели?
Сколько можно провести параллелей?
Самая длинная параллель.
Самая короткая параллель.
Какое направление показывают параллели?
Что такое меридианы?
Сколько можно провести меридианов?
Какое направление показывают меридианы?
Самая большая долгота
Что называют градусной сеткой?
Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг?
Какой материк пересекают все меридианы?
Есть ли на Земле меридиан, где от полюса до полюса вода?
Есть ли на Земле точка, для определения которой достаточно назвать только широту?
Есть ли на Земле точка, для определения которой достаточно назвать только долготу?
Верите ли вы, что…
-северный полюс имеет широту 90°с.ш.
-южный полюс имеет широту 0°
-нулевой меридиан проходит через город Париж
-кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш.
На Земле есть точка 0° широты и 0° долготы
-широта может быть 95°
И вот впереди желанный остров. Нам подготовлены ноутбуки, включаем, вводим пароль – это ответы на вопросы и получаем результат.
Контрольная работа тест (диск).
И так сокровище у нас в руках. Конечно же, это знание темы: «Географические координаты». Пусть это малая часть тех сокровищ, которые нам даёт география, но ведь впереди еще целые моря приключений и океан труда.
Подведение итогов.
Ребята сейчас вы сдадите свои путевые листы, я подсчитаю все ваши достижения, команды лидеры получат к своим баллам дополнительные очки.
Капитаны подсчитывают баллы участников
Баллы команд
Рефлексия.
Я теперь, все кому было легко и комфортно на уроке, кто справился со всеми заданиями, поднимите зелёные карточки.
Те, кого возникли затруднения, при выполнении некоторых заданий поднимите, жёлтую карточку.
Если вы не смогли справиться ни с одним заданием, поднимите красную карточку.