Конспект урока по истории Дворцовые перевороты


Конспект урока по истории России в 7 классе
Тема: Дворцовые перевороты.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
1.определить причины дворцовых переворотов;
2. познакомить учащихся с историей дворцовых переворотов XVIII в., их итогами и последствиями.
3. Развитие умений сравнивать исторические явления, работать с историческими документами. закрепить умение работы с таблицей и схемой в процессе самостоятельной работы школьников
План урока:
1.Причины дворцовых переворотов.
2.Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.
Задачи урока:
1.Познакомиться с участниками дворцовых переворотов.
2.Определить цели участников дворцовых переворотов
3.Выяснить, изменили ли дворцовые перевороты сущность правления.
Краткое описание идеи занятия:
-Работа с текстом учебника и историческими документами, с последующим заполнением таблицы «Эпоха дворцовых переворотов».
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения
Ход урока.
I Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных и увлекательных моментов нашей истории. Мы окунемся в атмосферу грандиозных балов и великих потрясений. Одним словом тема нашего урока « Дворцовые перевороты».
Я хочу задать вам вопрос, но ответить на него мы попробуем в конце урока вместе
Проблемный вопрос:
Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории?
II.Изучение новой темы.
Прежде , чем перейти к новой теме, давайте выясним, что означает понятие «дворцовые перевороты». Запишем в тетради:
Дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
Давайте, определим каковы были причины дворцовых переворотов. Для этого откроем учебник на стр. 218, прочитаем первый пункт, который называется «Причины дворцовых переворотов», найдем причины и запишем их в тетради.
Кто нашел? Зачитаем и запишем их в тетради. ( в тетради оформляются записи:
1.Усление роли гвардии в государственных делах.
2. Указ Петра I от 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет (указ действовал до 1797 г)
3. Появление дворянских группировок, борющихся за власть).Итак, мы с вами выяснили причины дворцовых переворотов, теперь рассмотрим участников дворцовых переворотов. Одновременно в тетради по ходу работы нам необходимо будет делать записи. Начертим таблицу, которая так и будет называться
«Дворцовые перевороты 1725 – 1761 годов». Таблица будет из 4 столбцов:
Правитель
(годы правления) При каких обстоятельствах пришел к власти Особенности внутренней политики Основные события внешней политики
Далее учитель знакомит учащихся с историей дворцовых переворотов. В условиях усиления самодержавной власти особую значимость приобретает факт приближённости к монарху в силу родства или дружбы. Поэтому принятие важнейших политических решений (например, выбора царя) зависело от заинтересованных и политически активных лиц, от поддержки гвардии. Так, например, в царствование Екатерины I (см. рис. На с. 219) и Петра II (см. рис. На с. 221) государственные дела решались в кругу приближённых советников, поскольку оба монарха лично государственными делами не занимались.
В годы их правления большие права получил Верховный Тайный совет. Иностранцы, находившиеся в Москве по случаю свадьбы Петра II, свидетельствовали, что среди собравшейся на торжества знати высказывались суждения о возможности введения выборного правления. Многие представители русской аристократии, побывавшие за границей, например в Англии или Швейцарии, невольно проводили определённые параллели их устройства с порядками в России. Именно отсюда возникает критическое отношение к монархической власти, которое было свойственно появляющейся русской интеллигенции.
Усиление позиций Верховного Тайного совета привело к тому, что он предпринял попытку ограничить власть монарха и предложил Анне Иоанновне ( см. рис. На с. 222 ) подписать соответствующие кондиции.
При наличии времени предлагаются карточки с заданиями:
Вставьте пропущенные слова:
1. Верховный Тайный совет – это орган управления, пытавшийся _________________ права __________________.
Кондиции – это положения, разработанные ________________________
с целью ____________________ права монарха.

Верховниками называли членов ________________________________
Лицо, которое руководило государством в случае малолетства или болезни ___________________ называлось____________________.
______________________ - это придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха.
Ответ на проблемный вопрос.
Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов – это случайный или закономерный период в российской истории? (Случайность. Ведь прецедента не было. Ни в эпоху Московской Руси, ни в допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных.
III Рефлексия:
Отметьте годы правления Елизаветы Петровны:
а) 1727 – 1730 гг.;
б) 1730 – 1740 гг.;
в) 1741 – 1761 гг.
Отметьте годы правления Петра III:
а) 1725 – 1727 гг.;
б) 1740 – 1741 гг.;
в) 1761 – 1762 гг.
IV Подведение итогов.V Выставление оценок.VI Запись домашнего задания: п. 27, вопросы и задания на с. 225 – 226.
VII Дополнительное задание: подготовить (по желанию) спрезентацию о личности и деятельности Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II (опережающее задание).