Характеристика методической системы Брагиной Яны Михайловны по теме: «Организация исследований младших школьников»

Характеристика методической системы Брагиной Яны Михайловны
по теме: «Организация исследований младших школьников»


Компоненты методической системы
Характеристики методической системы
Самохарактеристика методической системы

1.
Цели
Планируемые результаты
У обучающихся будут сформированы:
Личностные УУД
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.


2.
Содержание
Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.
Компьютерные обучающие программы.
Программы, представленные через видео-, информационные и телекоммуникационные средства.
Интеграция основного (стандарт) и дополнительного образования

1.Работа с учащимися.
Рабочие программы по внеурочной деятельности «Я – исследователь» (2 класс) и «Начинающий исследователь» (3 класс), составленные на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь»
2.Работа с родителями
Нетрадиционные родительские собрания


3.
Формы обучения
Урок, занятие, игра, экскурсия.
Лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, конференции.
Дистанционное обучение.
Сетевое взаимодействие

Как для работы с учащимися, так и с родителями используются такие формы работы, как:
семинары-практикумы;
занятия в различной форме;
круглые столы и диспуты;
практические работы;
сетевое взаимодействие (в качестве обратной связи и методической помощи)

4.
Формы организации деятельности учащихся
Фронтальные
Индивидуальные
Парные
Коллективные
Групповые

Парная и групповая работа – для учащихся

Групповая работа, коллективное обсуждение и обмен опытом – для родителей



5.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.
Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
Программированный, эвристический, моделирующий, проектный.
Другие

Частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.
Программированный, моделирующий, проектный.
Портфолио

6.
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся

Применяю элементы различных педагогических технологий в зависимости от цели и задач занятия:
технология личностно-ориентированного образования
игровые технологии
проблемное обучение
развивающее обучение
адаптивная технология обучения (А.С. Границкой)
ОТСМ - ТРИЗ (Системный оператор, «Данетка»)
обучение в сотрудничестве (групповая работа)
метод проектов
здоровьесберегающая технология
активные методы обучения

7.
Средства обучения
Информационные (вербальные, учебно-наглядные).
Технические (специальное оборудование, мобильный компьютерный класс, набор джойстиков для обратной связи, документ-камера).
ИКТ
Дидактические средства

Для достижения положительного результата использую и применяю все известные средства обучения (материально-техническая база гимназии позволяет это сделать):
Информационные (вербальные, учебно-наглядные).
Технические (специальное оборудование, мобильный компьютерный класс, набор джойстиков для обратной связи, документ-камера).
ИКТ (информационно-коммуникативные)
Дидактические средства
В кабинете имеется обширная медиатека: электронные словари и тренажёры, банк электронных презентаций к ученическим исследованиям и проектам по темам; банк презентаций для родительских собраний.
Поскольку гимназия № 34 является организатором регионального заключительного этапа конкурса исследований «Малая академия», в нашем распоряжении имеется классифицированный по направлениям банк исследовательских работ на бумажных и электронных носителях.

8.
Результат
Мониторинг
Педагогическая диагностика
КИМ
Мониторинг исследовательской деятельности подразделяется на несколько видов:
- по этапам обучения – входной и итоговый
- по частоте процедур – систематический (ежегодный)
- по охвату объектов наблюдения – выборочный
- по организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников. Повторная диагностика уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, показала, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, он значительно повысился, по сравнению с теми учащимися, которые этой деятельностью не занимались.
Для наглядности представим данные на рисунке.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. Уровень сформированности исследовательских умений младших школьников (к 3-му году обучения)
Для подтверждения достоверности результатов исследования были проведены расчеты статистических различий с помощью метода углового преобразования Фишера. Расчет динамики уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, занимающихся исследовательской деятельностью и у учащихся, не включенных в этот процесс, позволил констатировать достоверные различия по обоим показателям.
Так, у принимавших участие в исследовательской деятельности третьеклассников значимо выше, чем у детей, не принимавших участие в исследовательской деятельности следующие показатели:
средние уровни исследовательских умений, а именно умения выделять главное и второстепенное (
·*=6,4, р
·0,01), давать определение понятиям (
·*=3,4, р
·0,01), классифицировать (
·*=4, р
·0,01), сравнивать (
·*=6,2, р
·0,01), определять закономерности (
·*=4,7, р
·0,01), наблюдать (
·*=6,6, р
·0,01), высказывать суждение (
·*=6, р
·0,01), задавать вопросы по прочитанному тексту (
·*=6,7, р
·0,01), умение пользоваться словарями (
·*=3,4, р
·0,01), умение письменно ответить на поставленный вопрос (
·*=5,4, р
·0,01), умение выдвигать гипотезу (
·*=4, р
·0,01), умение сформулировать цель (целеполагание) (
·*=6, р
·0,01), умение назвать этапы собственной деятельности (
·*=9, р
·0,01), умение адекватно определить успехи и недочеты (рефлексия, самооценка) (
·*=6,7, р
·0,01).
Таким образом, приобщение к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.
Также использую вербальную ассоциативную методику “ЭЗОП” (Ясвин В.А, Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе, М,, 2005). Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы (см. Приложение 1). Провожу со всеми обучающимися в начале учебного года. Исходя из результатов диагностики, строю свою работу и выношу рекомендации родителям по корректировке отношения ребёнка к природе, а также уточнения в выборе направления исследовательской или проектной работы.
Оценку общей одаренности детей (см. Приложение 2) предлагаю провести родителям самостоятельно (параметры и шкалу измерения раздаю на родительском собрании, провожу инструктаж). Данные собираю и использую в работе. Предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучив их, родители дают оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь шкалой.

9.
Авторская составляющая методической системы
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Начинаю вести подготовку к организации исследовательской деятельности с 1 класса, причём параллельно работаю и с их родителями. Так как родители должны понимать, что такое ученическое исследование, чем оно отличается от проекта, на какой уровень может поднять их ребёнка исследовательская деятельность и чему научить. И как важно для младшего школьника осознание себя начинающим учёным, чувство сопричастности к эгиде юных грамотеев, знакомство с единомышленниками своего возраста. Особенно ценным будет в этом возрасте ощутить вкус первой победы, показать свою осведомлённость в каком-то аспекте. А что может сравниться с трепетом волнения и собственной значимости, выступая перед большой аудиторией: одноклассниками, родителями класса, членами жюри, участниками ученической конференции. И помочь ребёнку в этом начинании задача не только школы, но и семьи.
Сначала знакомлю участников процесса (детей и родителей) с теорией, закрепляя её практической деятельностью: участники в группах просматривают предложенные ученические исследовательские работы (из банка работ области) и стараются определить:
какие работы содержат исследование, а какие являются реферативными;
правильность поставки цели и определения задач исследования;
грамотность выставления гипотез;
грамотность оформления самой работы, титульного листа, опытов;
соответствие логики построения исследования заявленной теме;
точность и оригинальность темы самой работы.
Затем участники работают с электронными презентациями, сопровождающими исследование (используем мобильный компьютерный класс). Мы совместными усилиями учимся определять грамотно выполненные презентации, видеть её достоинства и недостатки, понимать её помощь в представлении своего продукта. Учимся создавать презентации на заданную тему, как в классе в группе сверстников, так и дома с родителями.
Следующим шагом является выступление моих учеников-победителей конкурса исследований прошлых лет перед учащимися класса и родителями на родительском собрании. Участникам процесса предоставляется возможность увидеть грамотное представление исследовательского продукта ребёнком, познакомиться с самим алгоритмом защиты, использованием презентации и необходимой наглядности, воочию увидеть, как держится ученик перед большой аудиторией, какими знаниями обладает, сколько времени длится защита, каким может быть исследовательский продукт. И, главное, представить на месте выступающего самого себя или своего ребёнка.
Обязательно иллюстрирую участникам возможности дальнейшего представления своего исследовательского продукта – устраиваю выставки-презентации:
различных сборников Всероссийских и региональных фестивалей и ассамблей, в которых публиковались работы моих учеников;
Сертификаты о публикациях в сборниках и на различных сайтах;
Дипломы за участие и победы во всевозможных исследовательских конкурсах и проектах;
Детские журналы, публикующие работы детей («Симбик», «Антошка»).
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической стимулирующей, направляющей и корректирующей роли учителя: увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Направить исследовательскую деятельность не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это позволяет выйти на новый уровень взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности Сотрудничества, Соавторства, Сотворчества.
Основополагающим моментом формулирования темы исследования является решение проблемы выбора.
Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.
1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Поэтому в подготовительный период рекомендую участникам не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.
Важнейшее основание для выбора темы исследования наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Я понимаю, что тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организую мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы, понимая, что тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе использую следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебную дискуссию, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение в исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Первый этап – это тренировочные занятия с классом, дающие возможность каждому ребёнку познакомиться с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий мы рассматриваем методы исследования, иными словами, откуда можно получить информацию: задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в справочниках, энциклопедиях, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в сети Интернет и т. д.
Впоследствии, проводим урок-тренинг, на котором учимся, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Например, предлагается задание: приготовить сообщение о таком редком животном, как сивуч (Eumetopias jubatus) или северный морской лев (Leo marinus), одном из самых крупных представителей семейства ушастых тюленей (на сегодняшний день занесен в список Вымирающих видов и занесен в Красную книгу). Наша задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинали собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать. Вывод: необходимо учиться создавать схему-рисунок или Интеллект-карту.
Способность детей делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывали родители, которым мы объясняли цель исследования, её результативность. Они совместно с детьми делали подбор литературы, читали и прорабатывали статьи по теме. А мы с учащимися заносили необходимую информацию в Интеллект-карту. Теперь собранные сведения стало возможным анализировать и обобщить, затем готовить сообщения. После выступлений обязательно проводим обсуждение, даём возможность слушателям задавать вопросы, а докладчикам – учиться грамотно давать на них ответы. Так ребята не только познакомились с общей схемой деятельности, но и являлись её непосредственными участниками.
Затем мы работали над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и многое другое.
Предлагаю участникам задания и упражнения для развития умения видеть проблемы и применять знания на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняли следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
- опишите один день вашей воображаемой жизни или используя данную концовку (прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
- определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например: кирпича, газеты, кусочка мела);
- назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Также мы учимся быть наблюдательными. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из хорошо знакомых им вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения предлагаю ученикам задачи разных видов. Наиболее полно приемы умственной деятельности такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Также детям предлагаю задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи.
К числу заданий исследовательского характера относятся также:
- фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
- игры типа «Кто первым получит число 50» и т. п.
Исследовательский характер этих заданий относится к разгадыванию способа выполнения фокуса или к выработке выигрышной стратегии игры.
Активно использую специально подобранные творческие задания:
для развития умений видеть проблему, ведь увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решить её.
«Назовите как можно больше признаков предмета»
Учитель называет какой-либо предмет, а задача детей назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
«Сколько значений у предмета»
Учитель предлагает детям хорошо знакомый предмет, со свойствами так же хорошо известными, задача детей найти как можно больше вариантов нетрадиционного использования этого предмета.
«Посмотри на мир чужими глазами»
Способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон зрения – важнейшее свойство в деле выявления проблем. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
Это задание развивает умение смотреть на мир «другими глазами», от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.
«Тема одна, сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, тема «Осень», можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями, улетающих птиц, машины, убирающие урожай на полях, первоклассников, идущих в школу.
для развития умения выработать гипотезы.
Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи.
«Что случилось?»
Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:
«Мише не разрешили смотреть телевизор».
«Если бы»
Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы:
- родители уменьшились до размера мышки;
- бабушка превратилась в ребёнка;
- кровать стала крошечной и т.д.?
«Данетка»
Один из детей загадывает слово, сообщает всем только смысловую область. Например, это «животное», «литературный герой» или «предмет мебели». Участники по очереди задают вопросы, помогающие догадаться, что это за предмет. Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет».
для развития умения задавать вопросы.
Задание «Найди загадочное слово».
Участники задают водящему вопросы. Например, «Это то, что находится в доме?», «Этот предмет оранжевого цвета?», «Это животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».
Игра «Угадай, о чём спросили».
Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ученик отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.
- Найдите причину события с помощью вопросов.
для развития умения давать определения понятиям.
Понятие одна из форм логического мышления. Определить понятие указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Описание.
Характеристика.
Сравнение.
Загадки, ведь если смотреть на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка это определяемая часть, а формулировка это вторая половина определения.
Предлагаю детям подобрать литературу по заданной теме: у доски выставлены книги, на каждой книге номер, нужно выбрать номера тех книг, которые рассказывают:
об использовании человеком науки и техники;
об истории человечества;
об исследователях и учёных.
Учу ребят работать со словарями, справочной литературой ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы:
возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о___;
какое слово стоит в словаре В.Даля после слова мастерица ;
найди статью «Растения луга», прочитай и выпиши слова, которые следует запомнить.
Таким образом, организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Меня и моих исследователей-победителей приглашают выступить перед родителями в другие классы гимназии.
Как педагог-тьютор я выступаю не только в роли эксперта и члена жюри конкурса в Новомалыклинской НОШ, но и с докладами. Для обмена опытом с коллегами и разъяснительной работы с родителями, я создала свой учительский сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на котором разместила такие рубрики, как «Исследовательская деятельность» и «Тьюторство». Принимая участие в конкурсе сайтов, разместила на своём кнопку учительского портала «Большая перемена». В виду того, что по данной теме сложно найти нужную информацию, ко мне через сайт обращаются за методической помощью родители учащихся из различных регионов (оказывала помощь в построении исследования мамам из городов Москва и Новый Уренгой).
Регулярно и плодотворно занимаюсь распространением своего опыта по теме «Организация исследования младших школьников»:
Публикация в сборнике «Методология и технология исследовательской работы в образовательном учреждении» 14-15 ноября 2013г. г. Саратов /в рамках Всероссийской научно-практической конференции/;
Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2011». Диплом лауреата II степени за коллективную статью «Организация исследовательской деятельности младших школьников»;
Статья в «Учительском журнале» №2 2011 «Организация исследовательской деятельности младших школьников»;
Сборник «Организация исследовательской деятельности младших школьников». Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект». Коллективная статья «Актуальные вопросы и проблемы, возникающие при организации исследовательской деятельности младших школьников». Ульяновск ИПК ПРО, 2010;
Проведение стажировки педагогов Николаевского р-на Ульяновской области. Тема выступления «Организация исследовательской деятельности», февраль 2012;
Сборник. Региональный педагогический опыт «Организация и проведение конкурса исследований младших школьников «Малая академия». Представление участников данного проекта. Коллективная статья «Технология тьюторства при организации ученического исследования». УИПК ПРО, 2012;
Всероссийский педагогический портал «Методкабинет», интернет-проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» статья «Организация конкурса ученических исследований в Ульяновской области» 2014г.
Публикация на сайте PedRazvitie.ru статьи «Организация ученического исследования и его защита» 08.01.2014г.
Размещение этой же статьи в электронном педагогическом журнале «Большая перемена»;
Учебно-методическое пособие «Развитие учебно-исследовательской деятельности младших школьников: опыт Ульяновской области». Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Лучший опыт» научно-производственного центра «Интертехинформ» Конкурса.net (Диплом 3 степени за статью «Особенности организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»), 2014.

Также активными участниками ученических конкурсов и фестивалей являются мои ученики:

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих учащихся «Портфолио» Издательского дома «Первое сентября» г. Москва разных лет;
VII Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся «В поисках истины» г. Чебоксары. 2011;
III Международная интеллектуальная Ассамблея школьников г. Чебоксары. 2011. Исследование Ю. Небыкова «Почему мировой океан называют «лёгкими планеты»?»;
V Международная интеллектуальная Ассамблея школьников г. Чебоксары. 2012. Исследования А.Бамбурова «Почему и как извергаются вулканы?»; С. Седова «Моё путешествие в микромир. Бактерии»А. Габбазовой «Почему нужно любить чтение»;
I и II Российский научно-познавательный фестиваль «Мир глазами юного исследователя» г. Москва (май 2013г. заочное участие; май 2014г. очное участие по приглашению организаторов) – Дипломы 1 и 2 степени;
Региональный конкурс исследований младших школьников «Малая академия» (ежегодное участие и призовые места);
IX Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки» - Диплом за I место;
Международный творческий дистанционный конкурс «Умники и умницы» ЦДО «Созвездие» г. Казань в номинации «Детские исследовательские работы и проекты» - 3 место;
Проект для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети работников образования nsportal.ru (работы размещаются регулярно);
I Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» номинация «Детские исследовательские работы и проекты» - Дипломы за 2 место за исследование «Чтение – лучшее учение. Так ли это?» и коллективный проект «Наше здоровье в наших руках!»;
VI Всероссийский экологический фестиваль «Чистота родного края – 2014» - Диплом I степени;
Всероссийский конкурс «Планета детства» национальной премии Золотой фонд российского образования издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании» г. Москва 28.02.2015г. – Диплом I степени.
Всероссийский конкурс для школьников и педагогов «Медалинград». Номинация «Детские исследовательские и научные работы, проекты». Работа «Почему вода не стекает с поверхности планеты Земля». Март 2015г. – Диплом III степени.
Ежегодное участие в зональном и региональном этапах конкурса исследований младших школьников «Малая академия»



Приложения для проведения мониторинга:
Приложение 1.
Вербальная ассоциативная методика “ЭЗОП”
(Ясвин В.А, Дерябо С.Д Методики диагностики и коррекции отношения к природе, М,, 2005)
Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы. Условно выделяют 4 типа таких установок:
1. личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка),
2. как объект изучения, знаний (когнитивная);
3. как объект охраны (этическая)
4. как объект пользы (прагматическая).
ЭЗОП – это эмоции, знания, охрана, польза - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое “больше всего к нему походит” (четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – “мусорное”). Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который “первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не 1, а два преобладающих типа установки.
Текст методики.
Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое, по-вашему, лучше всего связывается с предложенным словом, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

ЛЕС
Поляна (К)
ЛОСЬ
Следы (И)


Муравейник (И)

Лесник (О)


Заповедник (О)

Трофей (П)


Дрова (П)

Камни


Песок

Рога (К)

ТРАВА
Поливать (О)
ОЗЕРО
Улов (П)


Силос (П)

Шерсть


Кора

Острова (К)


Роса (К)

Моллюск (И)


Стебель (И)

Очищать (О)

МЕДВЕДЬ
Паутина
ДЕРЕВО
Осень (К)


Хозяин (К)

Кольца (И)


Малина (И)

Вырастить (О)


Редкий (О)

Мебель (П)


Шкура (П)

Сено

БОЛОТО
Головастик (И)
УТКА
Запрет (О)


Заказник (О)

Жаркое (П)


Торф (П)

Рассвет (К)


Яблоки

Ветка


Туман (К)

Кольцевание (И)

РЫБА
Жабры (И)
САД
Берлога


Серебристая (К)

Цветущий (К)


Нерестилище (О)

Опыление (И)


Жарить (П)

Ухаживать (О)


Перо

Урожай (П)

БОБР
Ловкий (К)
ПРИРОДА
Красота (К)


Резцы (И)

Изучение (И)


Расселение (О)

Охрана (О)


Шуба (П)

Польза (П)


грибы




Обработка результатов.
В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).
К – природа воспринимается как объект красоты - эстетическая установка.
И – как объект изучения – когнитивная установка
О – как объект охраны – этическая установка
П – как объект пользы - прагматическая установка.
Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:
ТИП Количество Доля ранг
К 7 58 % 1
И 2 17 % 3
П 3 25 % 2
О 0 0 4

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4.
Нужно обращать внимание на количество выбранных “мусорных” слов. Если их 3 и более, то результаты забраковывают, т.к. испытуемый, вероятно, стремился специально использовать наиболее неподходящие слова.
В приведенном примере у испытуемого доминирующей установкой является эстетическая (как объект красоты), а установка на природу как объект охраны не проявляется вообще. Сопоставьте доминирующую установку, полученную по 11 пунктам и выбор в 12 пункте. В нем исследуемые установки даны открытым текстом и экспериментальная ситуация является практическим получением ответа испытуемого на вопрос “Природа есть...(красота, изучение, охрана, польза)?” При этом вступает в силу фактор “социальной желательности”, единицы выбирают ответ “польза”, т.к. откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Существует интересный перевертыш: большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ “охрана”, ведь “ Природу надо охранять!” И наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ “охрана”, характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем достоверности методики: испытуемые не могут “расшифровать” стимульные слова и сознательно сфальсифицировать ответ.
Приложение 2.
Методика оценки общей одаренности
Уважаемые родители! Методика разработана для того, чтобы Вы могли разобраться в особенностях Вашего ребенка и иметь собственную оценку его одаренности.
Инструкция.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, Противоположное оцениваемому;
1 четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 сведений для оценки данного качества нет (не имею).
1.Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн. др.).
2.Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
3.Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
4.Словарный запас. Большой словарный запас результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
5.Способность к оценке. Способность к оценке прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
6.Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
7.Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
8.Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
9.Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов.
Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка (бабушки, тёти, руководители кружка). Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
График. Методика оценки общей одаренности
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Организация исследовательской деятельности младших школьников15