Сценарный план урока русского языка в 5 классе на тему Корни с чередованием букв Е-И


Сценарный план урока русского языка в 5 классе (УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской)
Учитель: Отрепьева Т.Е.
Тема урока Корни с чередованием букв Е-ИЦель урока - обучающие: вывести правило написания корней БЕР-БИР, МЕР-МИР, ТЕР-ТИР и др., уметь применять данное правило; уметь привести соответствующие примеры, знать наиболее употребительные слова с данными корнями;
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока Урок усвоения новых знаний
Планируемые
результаты обучения,
в том числе
формирование УУД Предметные результаты: знать условия употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры; знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать, знать перечень корней БЕР-БИР, МЕР-МИР, ТЕР-ТИР и др., уметь находить орфограммы в корнях глаголов, владеть способом определения написания корней с чередованием, верно писать слова с чередующимися гласными.
Метапредметные результаты
Личностные: способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределяться в жизненных ценностях (на словах);
Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работать по составленному плану, использовать справочную литературу, средства ИКТ; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
Познавательные: самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари и др. справочную литературу; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, записывать выводы в виде правил; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ;
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться критично относиться к своему мнению, понимать другие позиции.
Личностные результаты: понимание важности орфографически грамотного письма, уважительное отношение к родному языку, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Основные понятия Корень слова. Чередование
Межпредметные
связи Информатика
Ресурсы УМК по русскому языку М. Разумовской, электронное приложение к учебнику
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность
учителя Деятельность
учащегося
Организационный этап Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Актуализация
знаний Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: работа по плану; Познавательные: умение передавать содержание в выборочном виде. - Чем мы занимались на прошлом уроке?
- Какую пару глаголов называют видовой парой? Отвечают на поставленные вопросы.
Выявление причин затруднения и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихсяРегулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. От данных глаголов образуйте глаголы другого вида:
посмотреть-
выбросить-
заколоть-
замереть-
запереть-
- Какие слова вызвали трудности? (Замереть, запереть)
- Почему?
- Мы не знаем правила, по которому они пишутся.-Итак, сформулируйте тему и цели урока Работа в группах
Формулируют тему урока, ставят цели
Построение проекта выхода из затруднения (открытие» детьми нового знания). Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации; Регулятивные: планирование, прогнозирование.
- Понаблюдайте, как пишутся гласные в корнях данных слов
( таблица выведена на экран) Наблюдают за написанием гласных в корнях слов
Реализация построенного проекта. Коммуникативные: инициативное сотрудничество;
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные: планирование, прогнозирование. - Когда же в корнях – БЕР-БИР, МЕР-МИР, ТЕР-ТИР пишется И, а когда Е? Выведение обучающимися правила
Первичное закрепление во внешней речи. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция. - А теперь сравните свои выводы с теоретическим материалом учебника(стр.217) Сравнивают свои выводы с правилом учебника.
выполняют упр.612, объясняя написание по образцу рассуждения
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение. Распределение индивидуальных заданий Индивидуальная работа по карточкам и учебнику(упр.611)
Включение в систему знаний и повторение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Самостоятельная работа по электронному приложению (упр.616)
Диктант «Медвежонок» с проверкой и оценкой работы. Задание: выделите корни с чередующимися гласными и согласными. Работа в парах. Повторение правил.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения Инструктаж по выполнению домашнего упражнения №613 или 614 Рассматривают упражнения, записывают задание в дневник
Рефлексия деятельности (итог урока). Познавательные: рефлексия.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- Чем занимались сегодня на уроке? Отвечают, продолжая фразы: Было трудно.. Я узнал… Я понял … Я хочу узнать…