Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Корни с чередованием букв е-и»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4







Конспект урока по русскому языку
5 класс
по теме «Корни с чередованием букв е-и.»










учитель русского языка и литературы
Андриянова Наталия Анатольевна










2014 год



Тема: Корни с чередованием букв е-и.


Цели: закрепить полученные знания о е- и в корне,
умения, связанные с различными видами разбора.

Ход урока.

Слово учителя.
Мы сегодня проводим второе занятие по теме «Корни с чередованием букв е-и», цели нашего урока закрепить полученные знания о чередовании гласных е-и в корне, повторить различные виды разбора.

Закрепление материала.
1.Перед вами текст И.Гончарова.
- Прочитайте текст.
- Приведите 2-3 примера изобразительно- выразительных средств речи, которые вы встретили в данном тексте, укажите их название
( метафора, эпитет и т.д.)
Когда миновали подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вдыхала степь ,блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым падал в лощину и все застелил.

2.Спишите. Подчеркните глаголы с чередующимися гласными в корнях.

3. Расскажите о правописании корней с чередованием букв е-и.

4. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
- Какое это предложение?
- Как соединяются части сложного предложения? Вид связи? (бессоюзный) Дать характеристику простому предложению.

Выборочный диктант.
- Распределите слова в два столбика: один с И в корне, другой- с Е

Соб..ратель, расст..латься, п..рила, обж..гающий, раст..реть, оп..раться, разд..раемый, обт..рание, заст..лить, ст..реть, выб..рут, изб..рательная (кампания), прост..раться, пост..рать (белье), бл..стательный, бл..снуть, выж..чь, оп..реться, заст..лить.
( Учащиеся устно объясняют выбор букв.)

4. ( Материал выведен на экран.) Выпишите из данных предложений глаголы с пропущенными буквами в два столбика; в левый столбик- с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый- с чередующимися гласными в корне.

Все в природе зам..рло и погрузилось в дремотное состояние.2) Справа у самого горизонта расст..лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды.3) После обеда Олечка ун..сла альбом к себе в комнату и зап..рла его в стоп.4)Колокольчик стал зам..рать, струйка холодного воздуха проб..жала через какое-то отверстие в рукаве за спину. 5) Скоро гости к нам соб..руться. Сколько гнезд понавьют, посм..три. 6) Соб..рать желуди следует зрелыми, когда они в конце сентября вып..дают из плюсок, а еще лучше- после первых заморозков. Их оч..щают от кожуры, разр..зают на четыре части и зал..вают водой.7) Тук-тук влетел на тонкую высокую липу, громко цыкнул и ловко поб..жал к вершине дерева, упираясь в кору хвостом.
- Докажите, что у вас слова в левом столбике с проверяемой безударной гласной.
- Произведите морфемный разбор выделенных слов.
- Выпишите из данных предложений один глагол в форме 3 лица мн. Числа и затранскрибируйте его

5. Работа с учебником.
Упр.593.

6. Словарный диктант.

Стереть с доски, вытирать пыль, замереть от неожиданности, замирать от восторга, расстелить скатерть, расстилать ковер, прижечь ранку, разжигать костер, сдирать обои, блестеть на солнце, собираться в школу, быстро соберется.
- Кто не допустил ошибок?
- А кто сделал ошибки, в каких словах?

7. Тест.
1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только И
1) Проб..рались, ум..реть, ст..раный.
2) Заж..гать, бл..стательный, оп..раясь.
3) Пост..лю, отч..тал, сд..раем.
2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только Е
1) Бл..снула, не прид..райся, выж..г.
2) Уст..лаю, соч..тание, зам..рать.
3) Зап..реть, соб..рутся, выт..рли.
3. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударениями.


Зам..реть, ум..рать, изм..рять, см..ренный( мирный, покорный), усм..рять. обм..реть, отм..рающие( обычаи), см..риться, прим..ряющий
( костюм), прич..тать( плакать), ч..тальный зал, выч..ты, выч..тать рукопись( проверить), рассч..тать, ч..тательский, соч..тать.


Подведение итогов.





Д/З: повторить с.228, упр. 594.

15