Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Буквы е — и в корнях с чередованием» (5 класс)

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
Для учителя:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: компьютер, проектор
Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
* раздаточный материал;
* сигнальные карточки;
* учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012.
4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А., Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление (динамическая пауза)
Самостоятельная работа и самооценка.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята и уважаемые гости, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения, а вам, ребята, хорошей работоспособности. (Солнце на СЛАЙДЕ №2) Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы её запишем позднее.
Постановка учебной задачи
2. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа.
Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!
СЛАЙД №3
Сденьем грда не берут.
Под лжачий камнь вда не тчёт.
Учитель: Прочитаем пословицы.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы?
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Учитель: Какой?
Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.
2. Распределительный диктант.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?
Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
СЛАЙД №4
Безударные гласные в корне слова

Проверяемые
Непроверяемые
Чередующиеся

Сиденьем
города
лежачий
камень
вода
не течёт
города
камень




Учитель: Распределите слова из записанных пословиц по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания). Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).
Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые (ученики читают, называя к каждому слову проверочное).
Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?
Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая, другая – непроверяемая.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Какое слово осталось без нашего внимания?
Ученики: БЕРУТ.
Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.
Ученики называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.
Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?
Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.
Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.
СЛАЙД №5
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК
Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?
Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.
Учитель: выберите из этой пословицы слова, однокоренные к слову БЕРУТ.
Ученики называют. Учитель на доске делает запись:
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?
Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (СЛАЙД №6)
Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Сформулируем тему урока и запишем её в пропущенную строку.
Ученики: Буквы Е-И в
· корнях с чередованием (записали в тетрадь)
СЛАЙД №7
ТЕМА УРОКА «БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»
5. Реализация построенного проекта (Создание проблемной ситуации).
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.
Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках?
Ученики: Это глаголы.
Учитель: Определите их вид.
Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.
По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.
СЛАЙД №8
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Учитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.
На доске (учитель) и в тетрадях запись (СЛАЙД №9)
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!
Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.
Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?
Определите части речи. Внимание на экран (часть речи появляется по мере ответов).
СЛАЙД №10 (добавляются слова)
ИЗБИРАТЕЛИ - существительное
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ - прилагательное
БЛЕСТЯЩЕ - наречие
Учитель: Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.
Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: вернёмся к записи «Корни с чередованием», объединим корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».
Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.
СЛАЙД №11
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение.
6. Первичное закрепление.
1) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2-го.
Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.
2) Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо.

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в
диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами-синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,
ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,
УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

СЛАЙД №12

ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
УД_РАТЬ
ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

СЛАЙД №13 (Взаимопроверка по эталону на слайде)

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КАБИНЕТ
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ



4) Устная работа с сигнальными карточками.
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и поднять сигнальную карточку с буквой, которая пишется в корне этого слова.
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5)РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

7. Самостоятельная работа – тест (6 заданий) – и самооценка результата
усвоения нового знания.
На СЛАЙДЕ №14 табличка с переводом баллов в оценку:
6 б. – «5»
5 б. – «4»
3-4 б. – «3»

8. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.

2. Работа с диагностической картой.
Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение
Моя метка

?
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?


+ -
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте


+
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме



Домашнее задание (дифференцированный подход) (СЛАЙД №15)
№ 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -
Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для уч-ся +
Всем $112 стр. 112
15