Из опыта работы по теме Развитие учебной мотивации учащихся через использование современных педагогических технологий


Развитие учебной мотивации учащихся через использование современных педагогических технологий.
“Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно”
Стратегическая задача развития школьного образования определена Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Она заключается в обновлении его содержания, методов обучения, развитии основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) и достижении на этой основе нового качества его результатов.
Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для учащихся необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.
Основная идея моей методической системы - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Для её осуществления была поставлена цель - переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению – к учению действенному, осознанному, ответственному.
Считаю мотивами успешного обучения:
интерес к учебному материалу;
активная позиция учащихся в его изучении;
самостоятельность;
актуальность рассматриваемых проблем;
личность педагога;
сотрудничество и творчество в обучении.
Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

Учебная мотивация


Условия, при которых учебная мотивация сохраняется и развивается:
Достаточный уровень самостоятельности;
Успешность выполняемых действий;
Обеспечение положительной обратной связи ученик учитель;
Формирование нравственных качеств;
Потребности ребёнка:
Быть принятым, признанным
Принадлежать к общности, коллективу
Самостоятельно достигать успеха, признания
Самореализация своего «Я»
Видеть в учителе друга, союзника, помощника




В начале первого года обучения я обязательно провожу диагностику мотивации учебной деятельности по методике М.Р. Гинзбурга и определяю пути её формирования у каждого ученика. Веду отслеживание на протяжении всего обучения в начальной школе.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому основная технология в начальных классах была и есть – это игровая: необычное начало урока, занимательность, использование музыкальных фрагментов, соревновательные формы, заочные путешествия, помощь «героям», юмористические минутки способствуют поддержанию интереса, внимания и работоспособности детей в течение всего урока.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Компьютерные технологии – мои главные помощники. Расширение возможностей учителя при применении компьютерных технологий усиливает мотивацию учения.
Их использование позволяет обогащать и изменять содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации школьников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению здоровья детей. Применение интерактивной доски позволяет организовать процесс познания в игре вместе с героями любимых мультфильмов. Отработка ЗУН идёт на анимационных тренажёрах, причём дети так увлечены, что и на переменах, и после уроков готовы повторять таблицу умножения, правописание словарных слов и т.д. Использование Интернет- ресурсов, собственных презентаций и презентаций детей в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий эффективность учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Особенно целесообразно включение презентаций на уроках окружающего мира т.к. безграничны возможности использования демонстрационного материала и видео- ресурсов. Мотивирует процесс познания и приём критического мышления, например, приём «корзина понятий, идей, определений», кластера. Особенно часто использую последний на обобщающих уроках русского языка, литературного чтения. Он составляется детьми на доске или в тетради, а потом проверяется по образцу учителя. Новизна подложки, яркие цвета, анимация привлекают внимание детей, способствуют развитию познавательного интереса, лучшему усвоению материала. Возможности интерактивной доски позволяют в течение урока неоднократно возвращаться к написанному, обобщать и повторять изученное.
Через метод проблемного обучения /по классификации М.Н. Скаткина и И.Я Лернера/ учащиеся под руководством учителя решают не только учебные проблемы, но и жизненные (При охлаждении вода сжимается. Почему на морозе лопнула стеклянная бутылка, наполненная водой?) Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее изученные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому считаю необходимым на каждом уроке находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные. Они стимулируют детей на дальнейшее их совершенствование.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Задача учителя - научить его определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов. Составляя технологическую карту, обязательно формирую цель занятия для учащихся на 3 уровнях (репродуктивном, конструктивном, творческом). Ученик, работая на своём уровне, испытывает удовлетворение, что обеспечивает ему комфортное состояние на уроке, а значит и познавательную активность.
Технологии развивающего обучения соответствует УМК «Начальная школа XXІ века», по которому я работаю на протяжении 7лет. Используя приём опережающего обучения со слабоуспевающими учащимися, добиваюсь их активного включения в урок, что ставит их в ситуацию успеха, так необходимую малышам. Успех – важнейший стимул учебной мотивации учащихся, поэтому в организации всего учебно-воспитательного процесса важным считаю создание ситуации успеха, комфортного психологического климата, атмосферы сотрудничества, живого обмена знаниями, суждениями, вовлечение учеников в различные виды учебной и внеклассной деятельности.
Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие помогает технология разно-уровневого обучения. Ребёнок тогда увлечён работой, когда она ему понятна. Я стараюсь вести своих детей по индивидуальной траектории в зависимости от интеллектуальных возможностей. Для этого использую карточки с разно-уровневыми заданиями, с заданиями на усложнение, со схемами – помощницами, тесты с разной степенью сложности. Для детей с низкими учебными возможностями на уроке вывешиваю таблицы с информационным материалом. Результат работы на уроке отслеживаю с помощью «кубика», на гранях которого определённый цвет, номер позволяет видеть испытывает или нет ученик затруднения, задание какого уровня выполняет, закончил работу или нужна помощь учителя.
Включению всех детей в образовательный процесс способствует коллективный способ обучения. Цель такой технологии не только образовательная, но и воспитание коммуникативности и толерантности.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Диагностика (наблюдения, анкетирование, опрос) показала, что у учащихся сформирована учебная мотивация. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые говорят о целесообразности применения современных педагогических технологий для формирования учебной мотивации у моих учеников.
Диаграмма изменения учебной мотивации учащихся
(2010-2011уч. год - 2013-2014 уч. г.)

Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный, поэтому считаю, что моя система находится на втором этапе – конструирование собственной методической системы и переходит на рефлексивно-оценочный этап.
Педагогическое сообщество Котельничского района знакомо с методической системой, активно используют отдельные элементы: формы, приемы, методы. Знакомство с системой осуществляется через мастер-классы, выступления на научно-практических конференциях, открытые учебные занятия.