План проведения Недели русского языка, приуроченной к празднованию Дня победы


-342900-71755000



182880010858500
Андриановка, 2005
Учитель: Г.В. Боброва

-457200-831850001-ЫЙ ДЕНЬ. ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1. Слово учителя о значении языка в трудное для народа время.
2. Чтение ученицей стихотворения А.А. Ахматовой.
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, РУССКАЯ РЕЧЬ,
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
НАВЕКИ!
7467605581650097345575057000
2-ОЙ ДЕНЬ. КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ
«НАМ ВСЕ ПОМНИТСЯ» (отрывок из сочинения ученицы 8 класса Никитиной А.)
В безгласный край, в глухой
покой земли,
Откуда нет пришедших
из разведки…
… Январь суров. Командир приказал пробраться в деревню, где расположились немцы, задание предельно четкое: «Взять языка!»
Пошли втроем. Ухали в снег по грудь, умоляли луну, бешено летающую в небесах среди желто-зеленых облаков, прекратить, наконец, светить! Не тут-то было!
Добрались до деревни почти к полуночи. Осторожно двинулись задами. Вскоре услышали пьяные голоса, немецкие песни под традиционную губную гармонику. Осторожно зашли за угол дома, в котором развлекались фашисты. «Руки вверх!» - дуло автомата уперлось в затылок. «Вот и все! Прощай, Люба моя, прощай лес, река!». Немцы затолкали их в погреб, подперли толстым бревном и теперь уже спокойно ушли в дом, чтобы разогреть свое тело самогоном, полюбившимся им больше шнапса!
Дед Савва, изгнанный из собственного дома, вместе со своей бабой обитал в сарае; поставил печь, трубу вывел наружу; топил хворостом, кое-как поддерживая тепло. Вставал рано, чтобы не попадаться на глаза «гостям». И в это морозное утро он вышел во двор, побыстрее набрать в соседней роще хоть немного хвороста. Ступил на середину двора: «Ох-хо-хо! Да откуда же бревно, толстое да сухое, и чего это оно к двери погреба подперто, погреб-то давно немцы опустошили! Пригодится бревнышко, ох, как пригодится, дня два-три хватит топить печь». И дед, поминутно оглядываясь, подошел к погребу подхватил бревнышко, двери распахнулись – трое солдат быстро выскочили наружу и мимо оторопевшего деда мгновенно скрылись за ближайшим кустарником. Дед с бревном в руках так и сел в сугроб. Опомнившись, боязливо оглянулся на кустарник – неподвижность. Кряхтя, поднялся, взвалил бревно и (на удивление!) быстро затащил его в сарай, с бабкой распилили. Вскоре весело затрещала печь, бабка захлопотала, готовя скудный завтрак.
В это время группа разведчиков решала: как быть дальше. Старшой (злой, как черт!), стиснув зубы и поскрипывая ими – милая привычка – струбил: «Возьмем языка! Свое возьмем!»
Луна постепенно умирала, тишину уже нарушал утренний ветер. Ждать пришлось недолго. Заскрипела дверь дома. Старшой дал знак – замереть! На крыльцо вышел немец, потопал ногами, похлопал по груди руками и, скорчившись, побежал за угол дома. Разведчики неслышно двинулись за ним, вот и угол и скрючившаяся фигура немца – удар по затылку, мешок на голову. «Языка» взвалили на Петра, тот, сопя, выруливая, потащил. Быстрым маршем удалялись от деревни. А вот и лес. До полного рассвета успеть бы добраться до своих! Не очень-то верил в Бога старшой, а тут молил всевышнего о помощи. «Язык» переваливался с одной спины на другую. Добрались до места. «Язык» оказался ценным. А о том, что побывали в плену, разведчики и словом не обмолвились – жестоко могли бы поплатиться!
Оставшись втроем, облегченно вздохнули, выкурив по огромной «козьей ножке», они сначала с испугом, а потом с диким хохотом вспоминали то, что произошло с ними в эту ночь. Ночь, которая навсегда осталась в их памяти.
/Попов В.Д., сержант арт.
разведки, в 1943 г. комиссован по ранению, 10 лет
был председателем колхоза
«Труд», на трудовом фронте
ковал Великую Победу
над коричневой чумой/

3-Й ДЕНЬ. КОНКУРС ЧТЕЦОВ.
Сегодня у нас горький повод еще раз, обратившись к военной лирике, вспомнить
всех земляков поименно, всех, кто отдал свою жизнь за свободу Отечества.
Терновых М.: Моему прадеду Андрианову Константину посвящается.
* * *
Под выстрелы танков, под скрежет металла
Мой прадед спешит, командир он бывалый,
И молится Богу, и просит пощады –
Жестокий тот бой ему выиграть надо!
Вперед и вперед продвигается он,
Фашистам поставит надежный заслон.
За ним рвется рота – литое ядро!
Сметая всю нечисть, прорвется оно!
Высотка взята: безлюдье кругом.
Уж дальше гремит чужой полигон.
А дед мой был ранен в те горькие дни,
Остались следы от колючей стерни.
Позднякова Л.: Не все ушедшие на войну вернулись к родному порогу. Сыновья и мужья, отдавшие свои жизни за Родину, объединили женщин одной долей. Дюковой Марии Егоровне, потерявшей троих сыновей:
Дюкова Гавриила Ивановича
Дюкова Алексея Ивановича
Дюкова Федора Ивановича
посвящается:
* * *
Мудрость, духовная сила –
Вот что спасало ее:
Трех сыновей проводила:
Где их теперь замело?
Руку держа над глазами,
Часто стояла она
У края той горькой дорожки,
Что сыновей увела.
Ночью так страстно молилась,
С тоскою смотря в темноту,
Неистово, долго крестилась,
Веря в небес правоту.
С тем и ушла из жизни,
Не дождавшись своих сыновей,
Подарив их своей Отчизне –
В небесах дети встретились с ней.

4-ЫЙ ДЕНЬ. КОНКУРС «СМЕКАЛИСТЫЕ, ЛОВКИЕ, СИЛЬНЫЕ».
Класс празднично украшен. В качестве музыкального фона используются
лирические песни на военные темы прошлых лет. В данной игре принимают
участие две команды (учащиеся 6-11 классов).
Задание №1. Без чего солдат не солдат?
Задание №2. Каждая команда получает список с фамилиями. За 1 минуту выписать из данного списка всех полководцев (Колумб, А.Невский, Д.Донской, Ю.Гагарин, П.Корчагин, К.Минин, Д.Пожарский, И.Грозный, Ф.Шаляпин, В.Чапаев, М.Фрунзе, А.Суворов, М.Глинка, М.Кутузов, Г.Жуков).Задание №3. Каждой команде дается конверт, в котором разрезана на отдельные слова пословица на военную тему. Из этих слов за 1 минуту нужно собрать всю пословицу («Быт красен мужеством, а товарищ дружеством», «Мужественный пеняет на себя, а трусливый на товарища»).
Задание №4. Командам предлагается поработать связистами, которые расшифровывают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесение разведчиков. (Каждой команде дается карточка с шифровкой и ключом. Прочитать текст нужно за 1 минуту).Задача №5. Нанести и найти на карте то, что написано в донесениях разведчиков.
Задание №6. Каждой команде раздаются листочки со словами какой-либо военной песни, дают прослушать фонограмму. Затем вся команда поет эту песню.
Задание №7. Какой героине поэмы М.Алигер принадлежат слова:
«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!»
Задание №8. Кому принадлежат строки:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Задание №9. Назовите авторов и дату первого исполнения песни «Священная война».
В заключение все присутствующие исполняют один куплет данной песни. Определяют победителей.

5-ЫЙ ДЕНЬ. РАССКАЗЫ О ТВОИХ ПЕСНЯХ.
Ведущий – ПЕСНЯ – выразитель наших чувств и мыслей, наших характеров и
судеб, исторический документ.
Ведущая – Песня требует лаконизма, песни о войне особенные, они должны были обрушиться на врага «всей силою, всем сердцем, всей душой».
(Звучит песня «Священная война» на слова Лебедева – Кумача, муз. А.В. Александрова)На фоне музыкального исполнения ведущий: На четвертый день войны песня была написана, а Краснознаменный ансамбль срочно разучил песню, она зазвучала по радио. Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде.
Ведущий: Стихотворение «Огонек», написанное в 1942 году, было отправлено из Чистополя Михаилом Исаковским композитору Матвею Блантеру, кроме М.Блантера, музыку к «Огоньку» писали и другие известные композиторы. Однако тот «Огонек», который мы слышим и поем теперь, обладает музыкой, которую правильнее всего назвать народной. Высокое счастье поэта – жизнь его песен в народе.
(Исполняется песня «Огонек» - группа учащихся)
Ведущая: Вошла в историю Великой Отечественной войны тихая проникновенная песня «Землянка» и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мира.
(Звучит песня «Землянка» на слова А.Суркова, муз. К.Листова)Ведущий: «Катюша» - ласковое, русское имя, символизирующее чрезвычайно привычный родной пейзаж – зазвучало во время войны грозно, стало воином: РС (реактивные снаряды) получили, кроме своего технического наименования, сердечное имя – Катюша. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». Так осталась в сердце народа нежная песня Исаковского и Блантера о любви и верности.

6-ОЙ ДЕНЬ. ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙКА
«ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!»
I. Ученик читает стихотворение И.С. Тургенева «Русский язык»
II. Чтение некоторых эпизодов из лучших сочинений учащихся.
III. Чтение отдельных стихотворений собственного сочинения о Великой Отечественной войне.
Ведущая: В русском языке военного времени мы слышим крик, но не одного поэта или писателя, а всего народа. В то время все было общим: страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается вглубь нашей страны.
Ведущий: Произведения о войне – это школа мужества. Война как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести.
1-й чтец: Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей …
2-й чтец: Их было двое. Враг их окружал.
Один, крича и плача, побежал.
Четыре вспышки выстрелом блеснули,
И в спину беглеца впились четыре пули.
Другой боец не отступил ни шагу.
Он встретил в лоб орущую ватагу.
Поднялся в рост над рыжим бугорком,
Спружинил мышцы сильные упруго,
Разил гранатами, колол штыком
И вырвался из замкнутого круга,
Десятерых на месте уложив.
Он жизнь любил. И он остался жив.
3-й чтец: Снова ожили в памяти были живые –
Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень,
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
Ведущая: Победа – сладка, говорят.
Ты о ней спроси у солдат
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровяной прокус…
Пот, и слезы, и кровь – соленые.
У победы соленый вкус.
Ведущий: В завершение линейки прошу почтить минутой молчания все маршалов, генералов, офицеров и рядовых солдат, отдавших свою жизнь за
свободу нашей страны, всех тех, кто ковал победу в тылу.
Ведущая: Ребята, не забывайте, какою ценой завоевана свобода нашего народа!