Конспект урока по русскому языку в 8 классе коррекционной школы на тему: Личные местоимения.


Снежнянская специальная общеобразовательная школа – интернат № 42
Разработка урока
по русскому языку на тему: «Личные местоимения».
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
Заватина А. С.

– 2017 у. г.
Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся.
Оборудование: выставка мини-сочинений под названием "Не кричи о себе - пусть другие о тебе скажут"; иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки, задания (1,2 варианты), таблица о местоимениях, два телефона.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. - Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.
Эпиграф к уроку (на м/м доске). Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: " Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".
2.Повторение изученного материала.
1) Запись даты урока.
… февраля. Классная работа.
2) Уч-ся рассказывает стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Обуч-ся: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
Учитель: Для чего существуют местоимения в речи?
Обуч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
Учитель. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Учитель: Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
( Для учителя: Части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Отдельную группу составляют междометия. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Они имеют различные морфологические признаки. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; не имеют грамматические значения.)
Учитель. Обобщите, пожалуйста, сказанное – расскажите правило, что такое местоимение.
3) Сообщение предварительной темы урока.
Учитель: Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись «… местоимения").
3. Изучение нового материала.
1) Проблемная ситуация.
Учитель. Послушайте диалог.
Обуч-ся (разыгрывают сценку).
- Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Настя. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А Максим? Он дома?
Фронтальная беседа с использованием таблицы.
Учитель. Юля, начиная разговор, как называет себя? (Я)
Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Юля, а как бы ты назвала себя и Богдана одним словом? (Мы).
("1-е лицо"). Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".
Как Юля обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Богдана указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо).
Юля, а как бы ты обратилась к Богдану, Максиму, Насте, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").
А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
Юля и Богдан говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Настя - она, Максим - он ("3-е лицо").
Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Богдана одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")
А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").
Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Учитель читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся: (хором). Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
2) Сообщение темы урока.
Учитель. Тема нашего урока: "Личные местоимения". (Открывается на доске). Запись в тетрадь.
3) Закрепление новой темы.
Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).
Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
Работа по учебнику.
Выполнение упр. 167 на стр. 71. ( устно по цепочке).
Уч-ль вешает таблицу "Личные местоимения".
Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?
Учитель:
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение -
Про местоимения…
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей…
А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл - плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Уч-ся. Месяц, солнце и луна (иллюстрации на м/м доске).
4) Работа в тетрадях.
Массаж кистей рук.
1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.
3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
Работа по карточкам (работа в парах).
Учитель. Запишите слова-отгадки, вместо каких местоимений 3-го лица единственного числа они употребляются.
он она оно
месяц луна солнце
… … …
Учитель.  Записать в 3 столбика по родам: ваза, озеро, стекло, пенал, береза, лес, день, поле, песня, рыба, чудо, охотник.
Физминутка (сидя).
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве подымется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
Назовите существительные по данной картине и замените эти слова местоимениями. (Цветы - они, ромашка - она, лютик - он и т.д).
Просмотр видео о бережном отношении к природе.
Мини-тест.
Учитель: Напишите номера местоимений:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они, под, ото, она.
Ключ: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Самостоятельная работа.
"Вставь местоимение" (у обуч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Учитель. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»).
Возьмите карточки. Прочитайте задание на карточке.
На карточке вы видите отрывки из сказки Пушкина. Но в них пропущены местоимения. Прочитаем отрывки, вставляя местоимения карандашом и подчеркивая существительные, на которые они указывают.
1) Ветер, ветер!
………. могуч! (Ты)
2) Чем ………. , гости,
Торг ведёте
И куда теперь плывёте? (вы)
3) Корабельщики в ответ:
«……….. объехали весь свет.» (мы)
4) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
……….. бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (Он)
5) Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит ………… , не хлещет. (оно)
6) А царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом ……….. гонца,
Чтоб обрадовать отца. (она)
Из какой сказки эти строчки? ( «Сказка о царе Салтане»)
Самопроверка.
Учитель. 1 обуч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.
Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.
Шарады.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это?
(Я - корь). (Картинка с подписью)
Хитрые вопросы.
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
Ребус. 7 я (семья)
Игра «УСЛЫШЬ МЕНЯ».
Учитель: Я буду читать текст, а вы выложите на парте столько жетонов, сколько местоимений услышите.
Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда легко и спокойно. Спасибо ей за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги её. Пусть ей будет хорошо. Она заслужила.
1. Посчитайте жетоны. Сколько местоимений вы услышали? (7 местоимений.)
2. Давайте проверим.
3. Скажите, о ком этот рассказ? (О маме.)
4.Как нужно относиться к маме? (Любить, помогать, заботиться, уважать…)
5.А как относитесь вы к своим мамам?
Игра «Открой секрет».
Учитель: Какой секрет в этом упражнении? Запишите местоимения в тетрадь.
Тыква, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Итог урока.
Блиц-опрос по предыдущим темам.
Отгадайте, что это за местоимения:
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Ямы.)
Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я.)
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)
Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения.
Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В каждом мы –
Сто тысяч Я.
                        (Р. Рождественский)
-Назовите местоимения.
-Какие местоимения отсутствуют в этих строчках?
-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
Учитель. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
А на следующем уроке мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения.
Отметки за урок. Чтение сочинений.
Учитель. Ребята, вы меня порадовали своими домашними сочинениями на тему "Мой друг и я" ("Не кричи о себе - пусть другие о тебе скажут"), ставя местоимение я на второй план по значимости и частоте употребления.
Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"(под музыкальное сопровождение).