Конспект урока по русскому языку для обучающихся педагогических колледжей на базе 9 классов на тему : «Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи.»


Тема урока: Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи.
Цели: 
Обучающие: 
Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразием личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.
Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи.
Развивающие: 
Развивать внимание, память, культуру общения.
Обогащать словарный запас обуучающихся.
Расширять кругозор.
Воспитательные: 
Воспитывать самостоятельность и организованность.
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Воспитывать интерес к предмету. 
Планируемые образовательные результаты:
предметные УУД:
усовершенствуют умение находить местоимения в речи;
познакомятся с ролью личных местоимений.
Метапредметные УУД:
Познавательные: умение классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с преподавателем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности;
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; 
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять самоконтроль;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД: 
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
1-й урок в теме «Местоимение».
Межпредметные связи: естествознание, литературное чтение.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная.
Методы и приёмы: мнемоника, декламация, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, планирование, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение, прогнозирование, проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм.
Оборудование:
раздаточный материал (немой диктант, цифровой текст, рефлексия «Оцени себя на уроке»);
презентация «Склонение личных местоимений».
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся

1. Организационный этап.
Цель: создание позитивного рабочего настроя на урок.
Преподаватель проверяет организацию рабочего места. Организует внимание обучающихся.
Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку, записывают в тетрадь число и название работы.

2. Актуализация опорных знаний.
Цели и задачи: повторение пройденного материала, создание условия для объяснения нового материала.

А) Комментированное письмо.
Однажды он отправился на рыбалку в Сибирь. Встречали его на неприметной пристани немолодые люди в тёмных ветровках. Они сидели на деревянном помосте и тихо переговаривались.
Преподаватель графически обозначает все орфограммы и пунктограммы в связном тексте, объясняет лексическое значение слова «ветровка».

1 студент у доски комментирует все орфограммы и пунктограммы в связном тексте, остальные учащиеся выполняют графическую работу в тетрадях, находят свои ошибки и выносят их на поля.

Б) Орфографический диктант.
Рыболовный, рыбоконсервный, сибирский, много встреч, молодёжь, людской, ветреный, безветренный, мостик, примостился, переговорщик.
Преподаватель комментирует орфограммы, выставляет не менее 4-х оценок в журнал за этот вид работы.
1 студент делает графическую работу на доске, остальные выполняют её у себя в тетрадях, выносят ошибки на поля.

В) Выборочное письмо.
Выбрать из текста личные местоимения.
Он, его, они.
Преподаватель предлагает выбрать из текста личные местоимения.
Обучающиеся выбирают из связного текста местоимения, отвечают на вопрос преподавателя, записывают тему урока в тетрадь.

Г) К какому разряду относятся данные местоимения?
\Пеподаватель на основании ответа обучающихся формулирует тему и цели урока.


3. Получение новых знаний.
Цель: расширить представление о склонении личных местоимений

А) Вспомнить, какие морфологические признаки имеют личные местоимения, поможет нам морфологический разбор.
Его3 местоимение, он, личное, 3 лицо, мужской род, единственное число, родительный падеж.
Преподаватель постепенно подводит обучающихся к решению проблемной ситуации на уроке, что поможет им осознать, в чём заключается сложность употребления падежных форм личных местоимений.
Обучащиеся выполняют морфологический разбор на доске и в тетрадях.

Б) Изменение по числам и падежам называется склонением. Давайте обратим внимание на склонение личных местоимений.
Слайд № 1. Склонение местоимений 1 и 2 лица.
Слайд № 2. Склонение местоимений 3 лица.
Преподаватель демонстрирует слайды и обращает внимание на следующие моменты:
- местоимения 1 и 2 лица изменяются по падежам, но не изменяются ни по числам, ни по родам;
- местоимения 3 лица изменяются по падежам и числам, а в единственном числе – по родам;
- в косвенных падежах к основе местоимений 3 лица после предлогов прибавляется «н».
Смотрят слайды, фиксируют своё внимание на особенностях склонения личных местоимений.

4. Закрепление полученных знаний с введением элементов культуры речи.
Цели: отрабатывать навык правописания падежных форм личных местоимений, научиться употреблять личные местоимения в соответствии с целями и условиями общения, отрабатывать навыки владения речевой культурой.

А) Немой диктант с самопроверкой.
Друз...я пр...носят (я) интере(с,ст)ные книги и п...могают учить уроки и защ...щают от зави(с,ст)ников.
Друз...я пр...являют заботу о (я).
К друзьям я обр...щаюсь когда перед (я) встают в...просы ответить на которые (я) одному трудно.
Преподаватель предлагает учащимся задание: списать предложения, вставляя пропущенные орфограммы, раскрывая скобки, ставя местоимения в нужном падеже, определяя эти падежи. Учитель после проверки оценивает 3-4 работы, выставляет оценки в журнал.
Обучающиеся списывают предложения в тетрадь, осуществляют самопроверку, устно называют падежи личных местоимений.

Б) Говори правильно.
Поставить местоимение в нужную падежную форму бывает очень сложно. Многие падежные формы нужно просто запоминать. Например
Слайд № 3. Говори правильно: грущу по вас; тоскуешь по нас; скучает по вас.
Преподаватель демонстрирует слайд.
Обучающиеся записывают словосочетания в тетрадь.

В) Цифровой тест.
1. Смеяться с него.
2. Смеяться над ним.
3. Скучать по мне.
4. Скучать за мной.
5. Послушать их советы.
6. Послушать ихние советы.
7. Не нравится евоный костюм.
8. Не нравится его костюм.
9. Слышали за его успехи.
10. Слышали о его успехах.
Преподаватель ставит цель: выписать номера тех сочетаний, где нет ошибок, нарушающих чистоту речи. Работа проверяется, выставляются оценки в журнал.
Обучающиеся выполняют работу: 2, 3, 5, 8, 10.

Г) Давайте посмотрим, в чём ещё заключается «коварство» местоимений.
Немой диктант. Это текст? Давайте попробуем сделать из из этих предложений текст. Проверим, правильно ли мы всё сделали.
Слайд № 4. Друзья проявляют заботу обо мне. Друзья приносят мне интересные книги и помогают учить уроки, и защищают от завистников. К друзьям я обращаюсь тогда, когда передо мной встают вопросы, ответить на которые мне одному трудно.
Преподаватель ставит перед обучающимися задачу, организовывает коллективное обсуждение этой задачи, просит аргументировать свои действия.
Обучающиеся из предложений устно составляют текст, доказывают правильность выполнения работы.

Совершенен ли наш текст?
Преподаватель задаёт проблемный вопрос, ответ на который требует от учащихся самостоятельного анализа. Затем просит отредактировать текст.
Обучающиеся приходят к выводу, что в тексте много повторов, которые необходимо убрать. Затем устно редактируют текст.

Д) Употребление местоимений в предложениях не всегда приводит к положительному результату. Давайте убедимся в этом.
Редактирование.
Вариант 1. В доме на плите варилась похлёбка. В ней жили муж и жена.
Вариант 2. Мой четвероногий друг – это пёс Кеша. Его подарил мне на день рождения мой дедушка. Он очень добрый и весёлый.
Вариант 3. Победителям вручили памятные подарки. Ими оказались трое учеников нашего класса.
Преподаватель предлагает студентам рассмотреть предложения и обнаружить в них ошибки, нарушающие логичность речи.
Обучающиеся находят нарушения смысла в предложениях, затем редактируют их и записывают в исправленном виде. Работа выполняется по вариантам.

Е) Всегда ли необходимо исправлять ошибки в употреблении личных местоимений.
Как-то раз во дворе из собачьей миски пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евойный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки!»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
и такая дребедень происходит кажный день!»
Преподаватель предлагает обуучающимся прочитать по ролям стихотворение Аркадия Хайта и ответить на вопрос: стоит ли приводить в соответствие с нормами употребления личные местоимения?
Обучающиеся читают по ролям данный текст и делают вывод: данный текст не требует редактирования, поскольку ошибки в употреблении личных местоимений здесь уместны.

Ж) «Не верь глазам своим!»
– Дети, вы хотите послушать рассказ о жизни пингвинов?
– Сергей Петрович, как Вы себя чувствуете?
Преподаватель предлагает обуучающимся объяснить, почему во втором предложении используется местоимение во множественном числе. Затем ответы обобщаются и делается вывод о том, что в определённых ситуациях речевого общения необходимо использовать вежливое «Вы».
Обучающиеся объясняют, что использование во втором предложении местоимения «Вы» свидетельствует о соблюдении норм речевого этикета.

5. Подведение итогов урока.
Уточняет, достигли ли цели, которые ставились в начале урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Дают самооценку своей работе, работе группы.

6. Рефлексия.
Мобилизация обуучающихся на рефлексию своих результатов. Проведение рефлексии (приложение).
Самоанализ. Рефлексия. Подведение итогов. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки.

7. Домашнее задание.
§ 2, стр. 17, упр. 14.
Способствует мотивированному выполнению дифференцированного домашнего задания, организует инструктаж по его выполнению.
Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы.


Приложение
«Оцени себя на уроке».

Урок
+/-
Я на уроке
+/-
Итог
+/-

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал


2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал


3. Безразлично

3. Помогал другим

3. Не понял



15