Конспект урока по русскому языку на тему Понятие о местоимении. Личные местоимения.(3 класс)


Русский язык
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 88 (79).
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения
- Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.
-Воспитание интереса к предмету через организацию исследовательской деятельности.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Орг. момент. Психологический настрой.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Учитель: Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение. И нашим гостям было комфортно на уроке.
Я желаю вам не уставать учиться, быть любознательными, не уставать совершать открытия, так как это делают ученые, путешественники, исследователи.
Сегодня на уроке мы будем исследователями. Наши тетради превращаются в исследовательские дневники, где ежедневно ведутся записи.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».

Минутка чистописания. Словарная работа.
1. Ребята, а кого называют исследователями? Что означает это слово? (определите по толковому словарю)
Уточните правописание этого слова по орфографическому словарю. Какая орфограмма в этом слове?
2. На минутке чистописания мы пишем согласную букву с.
СС Ссс СсС СС
- Продолжите цепочку букв, соблюдая закономерность.
- Дайте характеристику этому звуку. Вспомните ещё слова с этой орфограммой (класс, рассказ, ссора, кросс, кроссовки, касса, искусство, кроссворд, профессия), выпишите из словаря с. 197-198. Взаимопроверка. Скажите ещё раз, что же объединяет эти слова?
3. Я вижу, что вы готовы, как настоящие исследователи пуститься в путешествие. А путешествовать мы будем по острову Морфология.
Жители каких стран вам известны? Докажите, образуя от слова исследователь, однокоренной глагол, имя прилагательное, употребите с предлогом.
(дети дописывают слова на доске: исследователь, исследовать, исследовательский).
Составьте предложение о себе, употребив любое из однокоренных слов.
Я читал книгу об исследователях.
-Запишите предложение, подчеркните орфограмму. Какое ещё задание можно предложить выполнить с этим предложением. (Определите части речи и подпишите над словами. Какое слово вы определить не смогли?
В конце урока мы должны будем это суметь сделать).-Давайте назовем грамматические признаки слова исследователь (им. сущ., одуш., м.р., ед.ч.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II.Формулирование проблемы.
Создание и решение проблемной ситуации.
Составим предложение со словом исследователи. Кто такие исследователи? (Исследователи – это люди, которые ведут исследования). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
Когда появились исследователи? (Исследователи (Они) появились ещё в древнем мире). Запишем это предложение (1 у доски)
Что требуется исследователям? (Исследователям (Им) требуются хорошая память, сообразительность, гибкость ума.). Запишем (1 у доски)
Прочитайте получившийся текст.
Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова исследователи, необходимо его заменить другими словами)
Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово исследователи заменяем на слово они, в третьем предложении заменяем словом им)
Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
- Определите часть речи слова «я».
Обозначает ли слово «я» конкретный предмет?
Замените «я» другими словами.
Я — ученик, я — школьник, я — мальчик, я - Матроскин и т. д. Слово «Я» указывает на предмет, употребляется вместо имени существительного.
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: это,
Мы, они, оно, она -
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова — местоимения.
К какой части речи относится слово «я»?
В какую страну привела дорога исследователей? Знаете ли вы ее жителей?
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются эти слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?)
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
В ходе исследований мы должны:
Ответить на вопрос:
Что называется местоимением?;
Уметь определять местоимения в предложении;
Правильно использовать местоимения в речи. Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний. 1. Наблюдение.
Упр. 290.(Работа проводится в группах.1 группа-1-2 предложения;
2 группа-3-4 предложения;
3 группа-5-6 предложения;
4 группа-7-8 предложения.
Ученики читают предложения в упражнении и подставляют необходимые местоимения.
– Почему вам легко было справиться с этим заданием?
– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена существительные.)
– А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? (Нет.)
- Проведите эксперимент: закройте первые части предложений.
– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?
(Они заменяли эти существительные.)
2. Работа над понятием «местоимение».
Исследователи очень много работают со справочной литературой, чтобы узнавать как можно больше об изучаемых вещах. Я предлагаю открыть справочники – учебники.
– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие слова.
– Почему же они получили такое название – местоимения?
– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные» существительные вместо местоимений. Что получится?
– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)
Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные жирным шрифтом.)
– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить.)
Физкультминутка.
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Учитель (показывает иллюстрацию с цветами). Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
В Красную книгу заносят очень редкие, исчезающие виды цветов и растений. Например, такие цветы были занесены в Красную книгу РБ:
1.Кувшинка желтая (кубышка). Раньше такие цветы были в каждом водоеме, но сейчас они исчезают.
2. Простре́л раскры́тый или Со́н-трава (показать иллюстрации).
3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.
Упр. 291.
Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные, которые они заменяют.
Запись в тетрадях:
Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.4. Работа с определением (с. 63).
1. Чтение определения про себя.
2. Беседа на выявление понимания.
– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?
– В чём особенность этой части речи?
– Какие части речи заменяют местоимения?
– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)
– Назовите ещё раз личные местоимения.
– Сколько их? (8.)
5. Продолжение наблюдений над местоимениями.
Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают, какие местоимения указывают на участников диалога.
Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.
Работа со схемой (с. 64).
– Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто участники диалога.)
– Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.
– Сделайте вывод.
1 лицо - я сам.
2 лицо — собеседник.
3 лицо — не участвующий в разговоре.
6. Работа с определением (с. 64).
1. Самостоятельное чтение про себя.
2. Беседа по вопросам:
– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?
(Они указывают на лицо или лица.)
– Сколько местоимений 3-го л. ед.ч.? (3.)
– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)
– Назовите местоимение 3-го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (-а.)
– А какое окончание у местоимений оно, он? (-о и нулевое.) Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке?
(В предложениях местоимения изменяются.)
– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать вопросы.)
– Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)
– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)
Ответы на вопросы после вывода.
Так как мы с вами сегодня являемся исследователя, то группе детей было поручено исследовать местоимения, вот, что они нашли.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.
На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.
На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.
Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”
В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…” Потому что это уже совсем другая история.
IV. Развитие умений.
V.Рефлексия.
VI. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Работа в учебнике.
1. Работа в группах.
Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других слов, а также местоимения единственного и множественного числа.
Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число.
Запись:
1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.)3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.)-1-2 группа;2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.)4) Ока, окно, око-3-4 группа.
3-4 группы в словах под цифрой 4, определите род и число у лишнего слова.
2.Выборочный диктант (на листочках).
2015 год объявлен годом литературы.
В свободную минуту исследователи любят читать художественную литературу. Но всегда и из всего извлекают пользу. Я предлагаю отрывки из произведений. Вы называете автора и название произведения, а на листочках выписываете местоимения.

«Чем вы гости торг ведете,
И куда теперь плывете?»
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
«Не сумел ты взять выкупа с рыбки. . . »
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица. . . »
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
«Мы объехали весь свет:
За морем житье не худо. . . »
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди…»
Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка.
– Оцените вклад каждого в работе группы.
Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя оценил: “Я был помощником”, “Я был исследователем-открывателем”, “Я комментировал”, “Я умело доказывал”.
Какую часть речи исследовали?
Что называется местоимением?
Вместо какой части речи используется?
Чем отличается от существительного?
Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных местоимений на с. 64.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.