Разработка урока по географии на тему Арктические пустыни 7 класс


Арктические пустыни

интегрированный урок
география + биология + физика
7 класс

Цели:
сформировать представление учащихся о зоне арктических пустынь;
рассмотреть зависимость морфологических изменений у животных и растений от условий окружающей среды;
закрепить и применить законы теплопроводности (теплопередачи), давления твёрдых тел при рассмотрении животного мира арктических пустынь.

Оборудование: презентация, атласы, таблицы, тестовые карточки

Ход урока

Орг. момент.

Изучение нового материала.

Учитель географии: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, а интегрированный -= урок географии совместно с уроком биологии. Ребята, какой материк мы изучаем? Ну-ка, проверим как вы знаете природные и географические объекты Евразии.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (Слайд 1-5)

- Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим с вами изучать тему «Природные зоны Евразии».
Евразия– самый крупный материк по площади территории (54млн. км2). Поэтому на территории Евразии размещено много природных зон. Перечислим их с помощью карты. (Слайд 6)
Какие вы изучили дома самостоятельно?
( Степи, тайга, тундра, широколиственные леса, пустыни и полупустыни). А сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной природной зоной. С какой,вы попробуйте догадаться сами, прослушав вот эту песенку. < Слайд 7-11>

- Итак, ребята, о какой же природной зоне пойдёт речь сегодня на уроке? (арктические пустыни)
Тема нашего урока «Арктические пустыни».
( Слайд 12)

< Слайд 13>.

- Арктика – самый север нашей планеты, край удивительной природы, край контрастов. Зимой – это долгая полярная ночь, таинственные переливы сполохов в небе, морозы, вой пурги. Летом – незаходящее круглые сутки солнце, прозрачный воздух, необычные краски. Называют её суровой и гостеприимной, унылой и чарующе – красивой. «Страной белого безмолвия» и «Вотчиной полярного микроба», того микроба, который «поражает» человека на всю жизнь, влечёт его сюда вновь и вновь.

Слайд 14(план урока)
- Сегодня нам предстоит узнать, 1) А где же это где-то на белом свете, т.е. определить географическое положение арктических пустынь.
2) Доказать, что там действительно, всегда мороз.
3) Кто же кроме белых медведей живёт в таких суровых условиях, и как они приспособились к ним.

- Определите географическое положение арктических пустынь, используя карту природных зон на с. 25. (арктические пустыни занимают острова и моря Северного Ледовитого океана и север полуострова Таймыр). <Слайд 15 >. Занесите полученные вами данные в отчетную таблицу.

- По климатической карте на с. 17 определите, в каких климатических условиях находится зона арктических пустынь. (Арктические пустыни находятся в зоне арктического климата. Средние температуры января: -240С, - 280С, а средние температуры июля 00С, + 40С, годовое количество осадков – 200мм.)
. Занесите полученные вами данные в таблицу.

- Почему в арктических пустынях суровый морозный климат? (суровость климата арктических пустынь зависит от географической широты и подстилающей поверхности)

- По карте природных зон, определите, какие животные живут в арктической пустыне, кроме белых медведей? (моржи, овцебыки, тюлени, северные олени). <Слайд 17 >. Занесите полученные вами данные в таблицу.

- Как вы думаете, что помогает животным выжить в суровых условиях Арктики? (густая длинная шерсть, толстый слой жира, окраска).

- Ребята, как вы думаете, можно ли по внешнему виду определить в какой природной зоне обитают животные? Как? ( можно, по внешним признакам)

- То есть вы считаете, что по внешнему виду можно определить среду обитания животного. Почему? А вот ответить на этот вопрос нам поможет биология.

Учитель биологии:
Слайд 18
- Адаптация есть степень, мера соответствия между организмом и средой. Существуют различные виды приспособлений: морфологичесие, физиологические, поведенческие, биохимические.
Слайд 19

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Сегодня мы рассмотрим морфологические приспособления животных.

- Посмотрите внимательно, на картинки этих животных, что общего у этих животных? (толстый слой жира).
- Для чего им нужен толстый слой жира? Каким образом он защищает их от морозов?
Слайд 20

- При расщеплении жира путём химических реакций выделяется тепло и энергия. < Слайд 21>


- Какие животные изображены на этом слайде? (белый медведь и овцебык). <Слайд 22>.

- Какие приспособления помогают им выжить в суровых условиях? (густая длинная шерсть).

- А почему?
Слайд 23
Молекулы воздуха, взаимодействуя с молекулами волосков, обеспечивают большое содержание воздуха в шерсти. А воздух, как известно, плохой проводник тепла.
Поэтому, чем гуще мех, тем хуже теплоотдача.

Учитель географии:
Слайд 24
- Какой внешний признак животных показан на этом слайде? (покровительственная окраска)

- Для чего необходима покровительственная окраска белому медведю? (чтобы охотится)
А моржу? ( Чтобы маскироваться от врагов и притягивать солнечные лучи)
Слайд 25
- А какой внешний признак показан на данном слайде? (широкие лапы)

- Как вы думаете, для чего животным арктических пустынь широкие лапы? Почему?


- Чем больше площадь опоры имеет твёрдое тело, тем меньше его вес на поверхность.
- Теперь представьте, что у белого медведя лапы имеют такую же площадь, что и бурого. Как при этом изменится давление, которое оказывает белый медведь на поверхность?
А теперь, послушаем сообщение «Белый медведь».
Видофрагмент «Белые медведи»

Учитель биологии:
Слайд 26
- На этом слайде изображены гималайский медведь, бурый медведь и белый медведь. Внимательно рассмотрите эти изображения и найдите отличия? (размеры ушей, глаз, носов)


- Аллен Джоэл (1838-1921) –сформулировал правило о том, что животные, населяющие более холодные участки ареала, имеют выступающие части тела меньших размеров, чем представители того же вида из более теплых местностей <Слайд 27>.

Скорость испарения жидкости зависит от площади свободной поверхности и температуры воздуха.
Поэтому, чтобы испарение влаги со слизистой оболочки глаз происходило медленнее, необходимо, чтобы свободная поверхность имела как можно меньшую площадь.


Учитель географии:
Слайд 28

- Проанализируйте данные фотографии, какой ещё морфологический признак, есть у животных арктических пустынь? (крупные размеры)
- А почему животные арктических пустынь имеют такие внушительные размеры? (Они являются хищниками)

- А как вы думаете, почему в арктических пустынях преобладают хищники? ( Не хватает растительной пищи)

- Ребята, запишите в таблицу морфологические признаки, которыми обладают животные арктических пустынь.

- От чего зависит наличие разнообразных морфологических признаков у животных разных природных зон? (От среды обитания). Запишите полученный нами вывод под таблицей.
Слайд 29
Слайд 30

- Ребята, как вы думаете, почему в арктических пустынях мало растительности? Для ответа на этот вопрос используйте карты природных зон и почв. (Большая часть островов занята ледниками)

- Назовите представителей растительного мира арктических пустынь, используя карту растительности. ( Мхи и лишайники)

Учитель биологии
- Как мхи и лишайники приспособились к жизни в суровых условиях Арктики? (они не имеют корней, имеют мелкие листочки и стелются по поверхности).

- А где растут эти растения? Почему? ( На каменных россыпях, потому что они лучше прогреваются)
Запишите в таблицу представителей растительного мира зоны арктических пустынь.
Слайд 31
- Почему эту зону называют арктическими пустынями? Что можно здесь назвать оазисом?
- Какова деятельность человека в арктических пустынях? (охота, рыболовство, изучение природы, Северный морской путь)

Закрепление пройденного материала.???? Л.В.

Учитель географии:

- Выполните проверочную работу. Слайд 32

Домашнее задание:
География. Сочинение - миниатюра «Один идень в Арктике»
Биология.
15