открытый урок моря-как крупные ПК

ТЕМА: Моря, омывающие берега России.
8 класс.
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения.
Вид урока: Урок – лекция с использованием интерактивных средств обучения, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий.
Цели урока:
Обучающие:
Сформировать знания об особенностях морей, омывающих берега России.
Познакомить учащихся с ресурсами морей, выделить экологические проблемы.
Развивающие:
Совершенствовать умения выделять причинно-следственные связи.
Продолжить развивать навыки практической работы.
Развивать способности применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций.
Воспитательные:
Создавать у учащихся целостное представление о своей Родине.
Воспитывать гордость за русскую науку и ученых на примере достижений российских учёных.
Активизировать знания учащихся по истории освоения и изучения территории России и мира.
Методы и методические приемы: Эвристическая беседа с использованием мультимедийной презентации, составление краткого конспекта по мере беседы, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися практических заданий.
Оборудование: Презентация урока, интерактивная доска Mimio, атлас “География: природа России” 8 класс, учебник Э.М. Раковской «География: природа России», 8 класс, справочники, рабочая тетрадь по географии: 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений Раковской Э.М.
Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):
Уметь давать сравнительную характеристику двух морей (по выбору).
Знать расположение всех морей, омывающих Россию, на карте и умение их показывать.


ХОД УРОКА.
Вхождение в урок.
Слайд № 2.
- Слова Жака Пикара: «Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок».
Сегодня мы попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Для этого поставим перед собой следующие цели.
Слайд № 3.
- И распланируем свой урок следующим образом.
Слайд № 4.
2. Проверка домашнего задания.
- Воспользуемся своими знаниями.
Слайд № 5 и вопросы к нему. При ответах идет показ всех объектов на карте.
- Что такое государственная граница?
Предполагаемый ответ: Это линия, определяющая пределы государственной территории.
- Как проходит морская граница, что такое внутренние, территориальные воды и экономическая зона?
Предполагаемый ответ: С севера и востока наибольшая протяжённость морских границ. Внутренние воды – глубоко впадающие в сушу участки морей (заливы); территориальные воды – 12 миль акватории вокруг суши; экономическая зона – территория для ведения экономической и хозяйственной деятельности: добыча полезных ископаемых илов рыбы.
- Можно ли считать границу России с Канадой морской?
Предполагаемый ответ: Нет, она проходит по Северному Ледовитому океану, она – океаническая.
- С какими странами Россия граничит только по морю?
Предполагаемый ответ: Морскую границу Россия имеет с Японией в Кунаширском проливе между Японским островом Хоккайдо и Курильскими островами (остров Кунашир) России. В Беренговом проливе морская граница проходит между островами Диомида, их два: западный остров Ратманова принадлежит России, а восточный остров Крузенштерна – США.
- Что такое «Российский сектор Арктики»?
Предполагаемый ответ: Российский сектор Арктики – часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до Северного полюса.
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Слайд № 6, 7.
Рассказ учителя: Россия является морской державой, её территория омывается водами 12 морей, принадлежащих к бассейну трёх океанов, и Каспийского моря-озера, относящегося к внутренней бессточной области Евразии. Зачитывается содержание слайдов.
-Вспомните, какие бывают моря? Дайте им определение и приведите примеры, пользуясь картой.
При заслушивании ответов используют слайды № 8 и 9.
- По картам атласа определите, к бассейну каких океанов принадлежат моря, омывающие Россию, и самостоятельно составьте таблицу.
Слайд № 10 и при проверке слайд № 11.
- Какие моря, омывающие берега России, получили названия от имени их исследователя, какие – по особенностям их географического положения, какие - по особенностям природы?
Предполагаемый ответ: От имени исследователя – Баренцево, Берингово и море Лаптевых. По особенностям географического положения – Восточно-Сибирское, Охотское (от названия реки Охота), Японское (от Японских островов), Чукотское (от названия полуострова Чукотка, который назван так по названию народа проживающего на нём). По особенностям природы – Карское, Чёрное, Белое, Азовское, Каспийское, Балтийское.
4. Изучение нового материала.
- Рассмотрим моря Северного Ледовитого океана. Назовите их. Назовите проливы, соединяющие эти моря. Используя выданный справочный материал к уроку, определите особенности этих морей и составьте краткий перечень особенностей природы в виде плана.
При проверке используем слайд № 12 и записываем их в тетрадь.
Слайд № 13, 14,15.
Рассказ учителя: Северный морской путь имеет огромное значение для хозяйственной и культурной жизни районов Крайнего Севера. Караваны судов, сопровождаемые мощными атомными ледоколами, проходят его в настоящее время в течение навигации неоднократно. Это самый короткий водный путь от Санкт-Петербурга до Владивостока. Суда, следуя по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям, затем идут по Северному морскому пути, проходят до Владивостока 14280 км. А если бы им пришлось плыть через Суэцкий канал или же вокруг Африки, то им пришлось бы преодолеть 23200 или 29400 км соответственно.
Рассмотрим моря Тихого океана. Назовите их. Назовите проливы, соединяющие эти моря. Используя выданный справочный материал к уроку, определите особенности этих морей и составьте краткий перечень особенностей природы в виде плана.
При проверке используем слайд № 16 и записываем их в тетрадь.
Рассмотрим моря Атлантического океана. Назовите их. Назовите проливы, соединяющие эти моря. Используя выданный справочный материал к уроку, определите особенности этих морей и составьте краткий перечень особенностей природы в виде плана.
При проверке используем слайд № 17 и записываем их в тетрадь.
Слайд № 18.
Слайд № 19.
Рассказ учителя: Важное промысловое значение имеют треска, сельдь, пикша, морской окунь, которых ловят в Баренцевом море, самом богатом биологическими ресурсами морем Северного Ледовитого океана. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лёд и полярная ночь – не благоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.
Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это район лова лососевых: кеты, горбуши, чавычи. А также ловят в морях сельдь, камбалу, сайру, добывают крабов у берегов Камчатки. Ведётся промысел морского зверя: каланы, котики, тюлени, моржи. Водоросль ламинария (морская капуста) используется для получения агар-агара, который применяется для изготовления пастилы, зефира, мармелада, конфет, тортов. Ламинарию используют и как корм для скота. Моря используют как транспортные пути.
В Каспийском море-озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осётр.
В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря.
Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.
Чёрное море не имеет важного промыслового значения.
- Почему?
Предполагаемый ответ: Оно заражено сероводородом.
Рассказ учителя: Но и здесь ведётся лов скумбрии и ставриды.
Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть. У нас на Балтике также идет добыча нефти.
Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.
- Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы?
Предполагаемый ответ: Чёрное море – Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа и другие. Побережье Азовского, Каспийского, Балтийского, Японского морей, также являются местами отдыха.
Слайд № 20.
Рассказ учителя: В 20 веке очень серьёзной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться.
Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40%). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред приносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также и добыча нефти в море с буровых установок. 1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная плёнка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной плёнкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.
Оказывается и внесённые удобрений на полях может погубить живые организмы. Избыток удобрений не усваивается растениями и выносится в реки с дождевой и талой водой. Из рек они попадают в моря. В морской воде с избытком азота, фосфора и других элементов буйно размножаются водоросли и бактерии – «цветёт» морская вода. Уменьшается содержание кислорода, он расходуется на процессы гниения, а увеличивается содержание ядовитого сероводорода. Вспомните, что стало с водами Чёрного моря из-за сероводорода? (Гибнут живые организмы).
Слайд № 21.
Особенно загрязнены Балтийское, Чёрное, Азовское моря. На побережье этих морей построены крупные города, множество предприятий расположено на берегах рек, стекающих в Чёрное, Азовское, Каспийское моря.
Слайд № 22.
Учащиеся записывают в тетрадь пути улучшения экологической ситуации.
5. Закрепление.
Слайд № 23. Задание.
Используя выданный справочный материал к уроку и план сравнения море, опишите море вашего варианта (13 вариантов выданы заранее с о справочным материалом). Устно заслушиваются ответы.
Слайд № 24.
Домашнее задание.
Литература:
1.Раковская Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2007.
2.Рабочая тетрадь по географии: 8 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская – М.: Просвещение, 2007.
2.География. Природа России. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Э.М.Раковской./ Авт.-сост. Н.Н.Перепечева.- Волгоград: Учитель, 2005.
3.Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
4.Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под. Ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1 и 2 части) / С.Н. Грушина. – М.: «Экзамен», 2008.
5.Баринова И.И. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс» - М.: «Экзамен», 2008.
6.География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой /авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2005.
7.Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.