Конспект урока по литературному чтению на тему Татарская народная сказка Три дочери


Тема: Татарская сказка "Три дочери"
Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери», совершенствовать умение выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям.
Развивать умение выборочно читать текст, для доказательства своих мыслей, читать по ролям, развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к чтению сказок разных народов, воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим, любовь к родителям.
Оборудование:  презентация, учебник «Литературное чтение» автор В.К. Павленко, аудио сказка «Три дочери», текст рассказа В.А.Сухомлинского «Седьмая дочь», книжки – малышки, видео «Татарский народный танец».Предварительная работа: составление книжки – малышки «Моя мама».
Ход:
1. Организационный момент
2.Мозговой штурм.
Ребята, вы дома делали книжку-малышку. О ком это книжка?
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово мама?
(составление кластера)
Дом, тепло, любовь, ласка, радость, доброта, улыбка, забота, счастье, дети.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (мама и дети).
3.Сообщение темы, цели урока.
Ребята, мы сегодня будем говорить о самом дорогом человеке для каждого из нас о маме.  Мама – это тепло нашего дома, радость, забота, счастье. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь. Для мамы самое дорогое – это ее дети. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Три дочери». А вот какого народа это сказка, попробуйте догадаться, посмотрев видео.
Просмотр видео. ( «Татарский народный танец»).
Какого народа музыка играла? Какого народа танец? (татарского народа)
Вы сказали тема урока мама и дети, сказка называется «Три дочери».
- Предположите, кто будут главными героями?
- Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, и их мама.
- Отгадайте, кто ещё герой сказки:
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. (Белка)
- А как белочка будет связана с мамой и дочерями, предположите?
-Это наши предположения.
Оправдаются ли наши предположения, мы узнаем, когда прочитаем произведение.
- Определим цель нашего урока:
Дополните предложения, какая нам предстоит работа на уроке.
Познакомиться… (с произведением)
Охарактеризовать… (главных героев)
Определить… (главную мысль)
4.Словарная работа.
Тяжко заболела –тяжело.
Вовек – всегда, вечно.
Ярмарка –большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый обычно в одном месте в одно время.
Холст –льняная ткань.
Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.
5.Первичное знакомство  с произведением (прослушивание аудио сказки).
- Оправдалось ли наше предположение?
- Кто понравился в сказке?
6.Чтение учеником стр.155 (до слов вышли замуж …)
Как женщине пришлось растить дочерей?
Как выглядят дочери?
Почему мама осталась одна?
7.Чтение учеником стр.155 (побежала к матери …)
-Что случилось с матерью?
-К кому обратилась мать с просьбой позвать дочерей?
- К кому обратилась мать с просьбой позвать дочерей?
- Что ответила Старшая дочь белочке?
- Как поступила белочка со Старшей дочерью?
- Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?
- Как разговаривала Старшая дочь с белочкой? (Старшая дочь – безразлично)
- Как же белочка говорила со Старшей дочерью? (рассердилась)
- Почему Средняя дочь отказала Белочке?
- Что случилось со Средней дочерью?
- Как разговаривала Средняя дочь с белочкой? А белочка?
Средняя дочь – занятым.
Белочка – со злостью.
-Кто же откликнулся на просьбу матери?
- Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке? Не обтёрла рук?
8.Чтение учеником стр.156
Что пожелала белочка Младшей дочери?
- Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?
Белочка - ласково, по – доброму.
- Почему белочка сказала, что её все будут любить младшую дочь долгие годы?
- Кто поступил хорошо? А кто плохо?
- О ком можно сказать у неё «золотая душа».
Вспомните, какую похожую сказку вы читали? О маме и дочери? Кратко расскажите, о чем она. Какого народа сказка? («Айога» нанайская сказка).
Чему учат эти сказка?
Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. Помните - родителям дороги любовь, участие, доброе слово своих детей.
Эти сказки похожи на наши народные сказки, и не только по общим чертам, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.
Сказка– это мудрость народная. Ведь недаром говорят: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок».
9.Физминутка. (татарский народный танец)
10.Работа в группах.
Подготовить чтение по ролям.
Инсценировка произведения Сухомлинского «Седьмая дочь».
В.А.Сухомлинский «Седьмая дочь»
Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц. Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.
– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.
– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке... – ворковала третья дочь.
– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.
– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.
А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.
11. Выступление групп.
Ребята, как красиво в рассказе дочери говорили о своей любви к маме.
- Какая же дочь по- настоящему любила свою маму?
Мы с вами прочитали сказку и рассказ.
- Что общего в сказке и рассказе? (рассказывается о любви детей к матери)
- Чем отличается сказка от рассказа: (в сказке есть волшебный предмет, а в рассказе – реальные события, которые могут произойти на самом деле)
- К какому виду относится эта сказка?  (Бытовая, с элементами волшебства)
С какими произведениями мы сегодня познакомились?
О чем заставили они вас задуматься? Чему научили?
Нельзя быть равнодушным к чужой боли, надо всегда приходить на помощь людям, особенно близким, нельзя бросать людей в беде.
12.Работа в парах.
Составьте пословицы.
На карточках написаны пословицы. Начало одной - пословицы, а конец пословицы – на другой.  Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
Сердце матери лучше солнца греет.
Нет милее дружка, чем родная матушка
- Как вы их понимаете?
В своих книжках- малышках вы рассказали нам о своей любви к маме, какие они у вас замечательные, как они заботятся о вас, как вы помогаете своим мамам.
13.Презентация по книжкам детей «Моя мама»
Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
12. Рефлексия.
С какими произведениями мы сегодня познакомились?
О чем заставили они вас задуматься? Чему научили?
Итог урока. Оценивание.
Открытый урок
по литературному чтению.
2 класс.
Татарская народная сказка
«Три дочери»
Жумагалиева К.С.