Конспект урока по окружающему миру Бюджет семьи. О деньгах

Урок окружающего мира на тему
«Бюджет семьи. О деньгах»


Тема данного урока рассчитана на 2 часа. Урок входит в раздел «Люди вокруг нас». Цель раздела – показать младшим школьникам, что жить в обществе и успешно действовать в нем можно лишь, выполняя определенные правила, предписываемые нравственными (моральными) нормами.

Цель урока: раскрыть значение денег в обществе.

Задачи урока:
создать условия для ознакомления детей с историей и назначением денег в обществе;
воспитывать нравственные качества посредством корнесловного смыслового метода;
создать на уроке атмосферу взаимодействия;
формировать культуру общения на уроке;
развивать познавательные процессы (восприятие, осмысление, запоминание и др.)

Ход урока:
Организационный момент.

Дети проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей.

Актуализация знаний.

- Начнем наш урок со сказки.
Жили-были 2 соседа – 2 товарища (прикрепляю к доске нарисованных персонажей сказки) Первый имел большой дом, сад, много денег, но в доме его было тихо, не звучал детский смех, не пахло пирогами, потому что жил он один, чтобы не тратить своё время и деньги на других людей. По ночам он плохо спал, т.к. боялся, что воры унесут его добро. Поэтому был часто хмур, серьезен, бледен, печален. А вот в доме его товарища, что жил по соседству, всегда было весело, счастливые дети играли и резвились, жена-красавица заводила мелодичные русские песни, улыбки озаряли лица домочадцев, несмотря на маленький, но уютный домик, скромную, но аккуратную одежду. В семье этой царили лад и любовь.
Встретились два соседа и завели спор, кто из них имеет большее богатство (прикрепляю к доске карточку со словом богатство) Сами не смогли решить и отправились по белу свету истину искать.
- Итак, спор зашел о богатстве. Мы сегодня попробуем ответить на вопрос, что же является истинным богатством для человека.

Сообщение темы урока.

- Оставим пока наших персонажей в пути, а сами давайте вспомним, без чего человек существовать не может?
(воздух, вода, свет, тепло, земля, растения, животные – все прикрепляю к доске. Получается остров)
- Это все нам дает природа.
- Кроме того, чем одарила нас природа, мы нуждаемся в одежде, в (дети продолжают). Все это мы приобретаем в магазинах с помощью .
= денег
Тема нашего урока - « О деньгах».

Изучение нового материала.

-Деньги – одно из наиболее великих изобретений человека.
- Как вы думаете, в первобытном обществе деньги были?
= Нет, т.к. первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Необходимости в деньгах не было.
- Двигаемся во времени на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, изготавливать посуду и многое другое. Каждый человек не мог делать все сразу. Поэтому одни племена охотились, другие ковали железо, третьи выращивали животных. Люди стали обмениваться товарами друг с другом. Но это было неудобно, иногда и несправедливо (объясняю на примере племен).
- Что же придумали люди? Должно быть для обмена что-то одинаково ценное для всех. Появились «натуральные» деньги. В разных странах это были свои предметы: зерно, птичьи перья, табак, шкурки или лапки животных; особенно были удобными ракушки морского моллюска каури. В них просверливали отверстие и вдевали шнурок, носили, как бусы (показываю детям ракушки каури). 1 бык стоил 1000 каури. Натуральные деньги могли испортиться, сломаться. Прошли многие-многие годы, прежде чем появились металлические деньги. Они отличались от современных.
- Одной из первых денежных единиц на Руси была гривна.
К доске прикрепляю карточку со словом «гривна» и фотографию с изображением Киевской и Новгородской гривны. У детей на партах лежат аналогичные фотографии. Заранее подготовленный ученик рассказывает о гривнах.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- Гривна – денежная единица Киевской Руси (11век) Название произошло от «грива». Гривна – обруч с металлическими пластинками, который носили на шее, «загривке».

гривна – загривок – грива (на доске)

- В современной России гривну не используют. Она осталась денежной единицей в Украине и по сей день.
- Какие современные денежные единицы РФ вы знаете?
= рубль, копейка
(прикрепляю на доску рядом с гривной карточки: рубль, копейка)
- Давайте узнаем, почему рубль стал рублем. Прочитайте в учебнике на стр.137 статью.
Учащиеся отвечают на вопрос, почему именно так назвали данную денежную единицу.
= Гривну рубили пополам.
- Итак, слово «рубль» берет свои корни от глагола «рубить».

рубль – рубить (на доске)

Физкультминутка (имитация движений человека, который рубит)

-А вот почему копейка получила такое название, попробуем определить, догадаться сами. Для этого рассмотрим первую на Руси копейку.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- Кто изображен на копейке?
- Что всадник держит в руке?
- Копейка – денежная единица, появившаяся в 16 веке, название произошло от «копье». На монете изображался всадник с копьём, убивающий змея. Всадник – символ победы русского народа над врагами.

копейка – копьё (на доске)

- Итак, появились монеты. Давайте рассмотрим, какие рубли и копейки использовались в нашей стране в разное время.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



- У вас на партах лежат современные рубль и копейка. Сравните их со старыми монетами.
- На копейке традиционно изображен всадник с копьём, на рубле двуглавый орел.
- У монет оказался один недостаток: они были тяжелы и занимали много места. И тогда люди изобрели бумажные деньги – купюры.
Дети рассматривают купюры:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Что интересного заметили?
= Копейка тоже была бумажной.
- Сколько копеек в 1 рубле?
= 1рубль = 100 копеек
- Так было и в 17 веке. Побываем на Московском базаре 17 века.
- Что можно в наше время купить на 1 копейку?
= Ничего.
- Что можно купить на 1 рубль?
- Раньше рубль и копейка имели высокую цену.
1 курица – 1 коп.
1 лимон – 1,5 коп.
10 яиц – 1 коп.
16 кг масла – 60 коп.
воз сёмги – 10 руб.
шуба из овчины – 30-40 коп.
- Давайте поиграем. Представьте, что у вас 50 копеек. Что вы купите?
(дети выбирают товар на 50 копеек 17 века)

Закрепление материала.

- Мы очень много узнали об истории и происхождении денег. Вернемся к нашим 2 товарищам, которым мы поможем решить спор о богатстве.
- Отправившись в путь по морю, попали наши герои в шторм и оказались на необитаемом острове каждый со своим богатством.
(перемещаю 2товарищей на остров, который получился на доске в начале урока, и прикрепляю им по мешку)
- Один, вы помните, считал деньги главным богатством и прихватил с собой мешок с деньгами.
- Помогут ли деньги выжить на необитаемом острове? Почему?
- Второй взял с собой другое богатство: воду, хлеб, топор.
- Поможет ли такое богатство выжить и вернуться домой? Объясните.
- А теперь закройте глазки. Что вы представите и увидите, когда я произнесу слово «богатство»?
- Итак, какие ассоциации у вас возникли?
Дети называют слова, я записываю за ними на доску.
(деньги, здоровье, смекалка, друзья, труд, любовь, мама, счастье, мир, природа, семья, ум и т.д.)
- Посмотрите внимательно на слово «богатство». Какое слово вы видите внутри?
= Бог
- Молодцы! Действительно, «богатство» произошло от «Бог».
«Бог» с праязыка = одаряющий, наделяющий.

богатство – Бог (на доске)

- Бог наделяет человека здоровьем, добротой, любовью, семьёй, друзьями, умом, смекалкой, трудолюбием.
- Без денег в наше время, конечно, нельзя обойтись и прожить, но главное богатство человека не деньги. Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете?
= Не имей сто рублей, а имей сто друзей. и т.д.
Итог урока.

-Что узнали нового? Какие выводы сделали?
- Желаю вам иметь истинное богатство.
15