Методическая разработка урока математики в форме деловой игры с экономическим содержанием для 4 класса по теме: «Действия с многозначными числами

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ






Методическая разработка
урока математики в форме деловой
игры с экономическим содержанием
для 4 класса по теме:
«Действия с многозначными числами.»





Учитель высшей категории
Калетинец Л.Н.






2015 г.
Тема: «Действия с многозначными числами.»
Предмет: математика
Уровень образования: 4 класс (1-4)
Форма урока: деловая игра, классно-урочная.
Аннотация:
Урок математики разработан в форме деловой игры с экономическим содержанием, имеет практическую направленность, тесно связан с современной экономикой. В ходе деловой игры совершенствуются вычислительные навыки, умение решать составные задачи, выполняются действия с многозначными числами, развивается умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать самостоятельно, расширяется экономический словарный запас. Разработку могут использовать в своей работе учителя начальных классов работающие по любой программе.

Цели урока. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному выполнению действия с многозначными числами в разнообразных ситуациях при решении задач с экономическими ситуациями; создать условия для развития у младших школьников логического мышления, повышения экономической грамотности, пополнение словарного запаса; содействовать развитию у школьников умения работать индивидуально, в парах, коллективно, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.

Оборудование: компьютерный тест с выбором ответа, таблицы, карточки с геометрическими заданиями, чертежи, сигнальные карточки.
Приложения
№ 1 Компьютерный тест с выбором ответа
№ 2 Таблицы
№ 3 Геометрические задания
№ 4 Карточки с задачами.







Деятельность учителя
I. Самоопределение к деятельности
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке математики мы проведем деловую игру, в ходе которой будем совершенствовать вычислительные навыки, умение анализировать, делать выводы, систематизируем знания по решению задач изученного вида, расширим экономическую грамотность.
- Что вы ждете от урока? Каким хотите видеть урок? Солнышко с лучиками.
Начнем наш урок с ответа на вопрос:
- Как называются деньги, которые берет предприниматель взаймы в банке?
Для проверки надо выполнить действия.
Поработаем на ЭВМ.




(Приложение № 1)
долг 6
кредит 5



: 90 : 70

+



- 60 х 5 : 100


Кто решил подымает карточку с ответом (5,6)

- Прочитайте с обратной стороны, что такое кредит?


- Когда банк отказывает в кредите?


- Сегодня мы с вами будем группой независимых экспертов, которые должны определить, какой фирме можно предоставить кредит?

- Кто такой эксперт


- Что должен уметь эксперт?

III. Устный счет. Деление на группы.
- Итак, эксперт должен уметь хорошо считать. Я как председатель правления банка сейчас проверю, насколько хорошо вы это делаете. Записываем только ответы.

* Произведение чисел 200 и 3
* Частное чисел 3500 и 7
* 600 увеличить в 8 раз
* 6300 уменьшить в 7 раз
* Увеличить 4200 на 80
* Уменьшить 790 на 400
* Найти 13 EMBED Equation.3 1415 от 1000
* Какой доле метра равен 1 дм?
* Чему равна 1/3 часть суток?

- Теперь каждый из вас инспектор. Проверьте ответы вашего соседа.
- Кто решил всё правильно – старший эксперт, 6-8 заданий – эксперт, меньше 6 заданий – наблюдатель.

IV. Работа над пройденным
- Эксперт должен уметь не только хорошо считать, но и проверять, поэтому решите данные примеры с проверкой.
(4 человека работают у доски, остальные самостоятельно в тетради)
3605 .. 87 902000 – 27866
409236 : 804 67894 + 25307.







Итак с этим заданием вы справились успешно. Приступаем к работе по проверке фирм. Но сначала отдохнем.

Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать;
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

V. Работа по теме урока
- В банк подали заявление о кредите три фирмы. Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести решение о выдаче кредита. Для удобства каждая группа экспертов будет заниматься одной фирмой, затем все результаты будут сравниваться.
(Вывешиваю таблицу. Приложение №2)

Сведения о прибыли фирм за последние три года.
1 фирма 306700 р, 135826 р, 524305р.
2 фирма 252823р, 403567р, 325474р.
3 фирма 426500р, 145308р, 293200р.



- Подсчитайте суммарную прибыль за три года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты занесите в таблицу.

- Итак, чему равна прибыль каждой фирмы?




- Какая же фирма преуспевает?







VI. Продолжение работы по теме (работа с геометрическим материалом)
а) строительство
Карточки с геометрическими заданиями
(Приложение № 3) Наблюдатели получают карточки с облегченным заданием
Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка.
Первая фирма выбрала участок прямоугольной формы площадью 350000 м2 и шириной 500 м

500 м Р-?

?
Вторая фирма выбрала участок квадратной формы площадью 250000 м2 и стороной 500м

500 м Р -?

?
Третья фирма выбрала участок прямоугольной формы и площадью 280000 м2 и шириной 400 м.

400 м Р-?

?

- Какая фирма сэкономила на заборе? Какая форма участка более рациональная. Результаты запишите в таблицу.
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «два».

б) Расходование ресурсов
- Теперь проанализируйте информацию о расходовании ресурсов фирмами
Первая фирма из 100 кг подсолнечника получает 50 кг масла, вторая фирма получает 60 кг масла, третья фирма получает 55 кг масла.
Сколько масла получит каждая фирма из 90 т подсолнечника?



- Что получилось?
(Приложение № 4)
в) Проверка коммерческих планов
Информация о планах фирм коммерческая тайна, поэтому фирмы предоставили её в закодированном виде. Нам надо проанализировать правильность планов.

1 фирма
3 1 4 2
(ххх + ххх * ххх ) – ххх : ххх

2 фирма
2 1
· 4 3
(ууу + ууу * ууу) – ууу : ууу

3 фирма
1 2 3 4
(ZZZ + ZZZ * ZZZ) – ZZZ : ZZZ


- Правильно ли поставлен порядок действий? Результаты занесите в таблицу.
(Приложение № 4)

VII. Итог урока.
- Какой фирме выделяем кредит и почему?


Таблица для сравнения

1 фирма
2 фирма
3 фирма
2 3 3 –
1 1 1 1 +
3 2 2 –



VII. Рефлексия деятельности.
- Какие задания выполняли?
- Какие вам показались наиболее интересными?
- Для чего нам нужно уметь выполнять такие задания?


- Довольны ли вы результатами своей работы?
- С каким настроением уходите с урока?












Деятельность учащихся


















Экономическая грамотность - аналог термина финансовая грамотность - совокупность знаний о финансах и умений применять эти знания на практике посредством управления доходами расходами, а также сбережения имеющихся финансовых средств.









долг 6
кредит 5



: 90 : 70

+



- 60 х 5 : 100

(После решения задания выбирают правильный ответ и читают с обратной стороны, что такое кредит?)

- Кредит – это предоставление денег на какое-то время с возвратом за определенную плату (под проценты). Кредит чаще всего берут в банке.
- Банк отказывает в кредите, если заемщик не платежеспособен.






- Эксперт оценивает прибыльность фирмы и возможность предоставления кредита.

- Эксперт должен уметь хорошо считать.








600
500
4800
900
4280
390
250
13 EMBED Equation.3 1415
8 ч (один работает у доски)
600
500
4800
900
4280
390
250
1
4












(Дети меняются тетрадями и проверяют записи)
(Учащиеся получают таблички с надписями: старший эксперт, эксперт, наблюдатель)




х 3605 - 313635 87
87 261 3605
+ 25235 - 526
28840 522
313635 - 435
435
0

- 409236 804 х 509
4020 509 804
- 7236 + 2036
7236 4072
0 409236

- 902000 + 874134
27866 27866
874134 902000

+ 67894 - 93201
25307 25307
93201 67894






















1 группа 2 группа 3 группа
+306700 +252823 + 426500
135826 403567 145308
524305 325474 293200
966831 (р.) 981864 (р.) 865008 (р.)







- Прибыль первой фирмы за три года 966131 рубль.
- Прибыль второй фирмы за три года 981864 рубля.
- Прибыль третьей фирмы 865008 рублей
- Преуспевает вторая фирма (вносят результаты в таблицу для сравнения).

Таблица для сравнения

1 фирма
2 фирма
3 фирма
2
1
3













350000 : 500 = 700 (м)
(500 + 700)
· 2 = 2400 (м)





250000 : 500 = 500 (м)
500
· 4 = 2000 (м)






280000 : 400 = 700 (м)
(400 + 700)
· 2 = 2200 (м)


- На заборе сэкономила вторая фирма. Квадратный участок оказался более рациональным












90 т = 90000 кг
90000 : 100 = 900 (р.)
50 
· 900 = 45000 кг = 45 т
60 
· 900 = 54000 кг = 54 т
55 
· 900 = 49500 кг = 49 т 500 кг
- Вторая фирма из 90 т подсолнечника получит больше масла, чем другие фирмы











- Нет



- Правильно



- Нет







- Кредит выделим второй фирме, так как у неё самая большая прибыль за три года, эта фирма выбрала боде рациональную форму участка и меньше затратила на строительство забора, из одного и того же количества семян подсолнечника получила больше масла, чем все фирмы, правильно наметила свои коммерческие планы







- Эти задания имеют практическую направленность, тесно связаны с современной экономикой.























Приложение № 1.
Компьютерный тест с выбором ответа
- Как называются деньги, которые берёт предприниматель взаймы в банке?
Для проверки надо выполнить действия

Долг
· 6 записано на доске
Кредит
· 5




: 90 : 70

+



- 60 х 5 : 100




: 90 : 70

+



- 60 х 5 : 100


Кредит – это предоставление денег на какое то время с возвратом за определенную плату (под проценты)
Кредит чаще всего берут в банке.
(Определение с обратной стороны или закрывается)

Приложение № 2
Таблицы


Сведения о прибыли фирм за последние три года



Первая фирма


306700 р.

135826 р.

524305 р.



Вторая фирма


252823 р.

403567 р.

325474 р.


Третья фирма


426500 р.

145308 р.

293200 р.






Таблица для сравнения



Первая фирма




Вторая фирма




Третья фирма






Приложение № 3
Карточки с геометрическими заданиями
Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка. Какая фирма сэкономила на заборе? Какая форма участка более рациональная?




500 м Р - ?




?





500 м Р - ?








400 м Р - ?


?



Приложение № 4
Карточки с задачами

Карточка № 1
Первая фирма из 100 кг семян подсолнечника получает 50 кг масла. Сколько масла получит фирма из 90 т подсолнечника?

Карточка № 2
Вторая фирма из 100 кг семян подсолнечника получает 60 кг масла. Сколько масла получит фирма из 90 т подсолнечника

Карточка № 3
Третья фирма из 100 кг семян подсолнечника получает 55 кг масла. Сколько масла получит фирма из 90 т подсолнечника

Карточки для проверки коммерческих планов.

Карточка № 1
3 1 4 2
(ххх + ххх * ххх ) – ххх : ххх


Карточка № 2
2 1 4 3
(ууу + ууу * ууу) – ууу : ууу


Карточка № 3
1 2 3 4
(ZZZ + ZZZ * ZZZ) – ZZZ : ZZZ


ТАБЛИЦА ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

1 ФИРМА






2 ФИРМА






3 ФИРМА








Таблица для сравнения



Первая фирма










Вторая фирма










Третья фирма


















13PAGE 15






5600

7200

S = 350000 м2


S = 250000 м2

S = 280000 м2

5600

7200

5600

7200

5600

7200



6


5




S = 350000 м2




S = 250000 м2




S = 280000 м2