Методическая разработка урока математики по теме: «Действия с единицами массы, с многозначными числами».

Методическая разработка урока математики (4 класс)

Тема: «Действия с единицами массы, с многозначными числами».
Урок практического применения знаний, исследовательская работа.

Цели:
Образовательная – закрепление знаний, умений по теме «Единицы массы», «Действия с многозначными числами».
Развивающая – развитие памяти, внимания, логического мышления, развитие умения работать в группе.
Воспитывающая – формирование навыка ЗОЖ.

Оборудование для учащихся – бытовые весы для определения массы предметов.

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, у нас сегодня урок математики по теме «Действия с единицами массы и многозначными числами». Как вы думаете, какие знания и умения нам на уроке понадобятся?
2. Актуализация знаний.
- Начнём урок с игры «Убери лишнее». Прочитайте слова каждой строки, найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
Час, км, минута, секунда
См, мм, кг, дм
Грамм, точка, центнер, метр

- Какой единицы измерения массы нет? Грамм, тонна, центнер
Установите связь между кг и другими единицами массы.

- Ответьте на мои вопросы:
А) В Новой Зеландии выросла морковь – чемпион массой 7 кг. Какова масса моркови в граммах?
Б) Слон весит 7т5ц, выразите массу слона в кг. Масса жирафа 18ц, сколько кг?
В) Масса медведя 7ц, сколько кг? Масса пингвина 2кг, а ежа на 300г меньше. Какова масса ежа?
Г) Назовите лишнее число в строке (ответы на вопросы) – 7000 7500 1800 700 1700
Д) Уменьшите числа в 10 раз, в 100 раз.
Что значит уменьшить число в 10, 100 раз?

Подведём итог этой части урока. Какие знания и умения мы повторили?

3. Физминутка. Беседа об осанке.
- Ребята, выполните данное упражнение на осанку. Сцепите руки сзади за спиной, заведя одну сверху, другую снизу. У всех получилось данное упражнение? Это упражнение является тестом на правильную осанку. Что приводит к нарушению осанки?

4. Постановка проблемы. Выполнение практической работы.
- В 2003 году Санэпиднадзор установил следующие нормы (вывесить на доску или показать на слайде).
Масса полного портфеля должна быть в 10 раз меньше массы школьника. Масса пустого портфеля – не более 1200 граммов.
Мы сегодня выясним, существует ли такая проблема: несоответствие массы портфеля норме в вашем классе (вывесить на доску или показать на слайде)

- Работать мы будем в группах.
Какие качества характера нужны для работы в группах? Значит, работая в группах, мы будем развивать такие качества как дружелюбие, умение слушать друг друга, помогать друг другу.
- У нас сформированы 4 команды. Каждая команда будет определять массу портфеля одного ученика. Команда синих определяет массу портфеля и т.д.
- Для того, чтобы узнать массу портфеля, у каждой команды есть весы. А также на столах лежат таблицы на каждого ученика.

- Выберите себе капитана, который будет регулировать работу в группе и докладывать результаты работы всему классу. В конце урока капитан подведёт итог работы своей группы.

- Начинаем заполнять таблицу. В 1-ом столбике записаны имена, заполните самостоятельно 2-ой столбик. Обратите внимание, в каких единицах массы заполняется таблица. (Эта таблица для доски. У каждой команды такая же таблица, но с одним именем).

Имя
Масса школьника в граммах.
Норма портфеля
Масса полного портфеля
На ? больше
Масса пустого портфеля

*
*





*
*





*
*





*
*





(каждая команда доложила результат)

- Заполняем 3 столбик. Как найти норму полного портфеля? Каким правилом пользуемся? (Свою массу разделить на 10)

Имя
Масса школьника в граммах.
Норма портфеля
Масса полного портфеля
На ? больше
Масса пустого портфеля

*
*
*




*
*
*




*
*
*




*
*
*




(каждая команда доложила результат)

- Заполняем следующий столбик (4-ый). Определяем массу полного портфеля. Каким прибором пользуемся? Не забывайте, в каких единицах массы заполняем таблицу. Сравните результаты и сделайте вывод.

Имя
Масса школьника в граммах.
Норма портфеля
Масса полного портфеля
На ? больше
Масса пустого портфеля

*
*
*
*



*
*
*
*



*
*
*
*



*
*
*
*



(каждая команда доложила результат)

- Узнайте, насколько масса вашего портфеля больше нормы? Каким правилом
воспользуемся?
Ребята, вы сегодня пришли с одинаковым набором учебников, но массы портфелей получились разными? Почему? (Выслушиваются версии детей, должна быть обязательна версия, что пустые портфели имеют разную массу)
Взвешиваем пустые портфели. Делаем вывод.

Имя
Масса школьника в граммах.
Норма портфеля
Масса полного портфеля
На ? больше
Масса пустого портфеля

*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*
*

(каждая команда доложила результат)

5. Физминутка.

6. Вывод по таблице. Проблема.
- Подведём итог по работе с таблицей. Сделайте вывод по своей группе – существует ли проблема тяжелого портфеля в вашей группе, и доложите результат.
Что нужно сделать, чтобы масса полного портфеля соответствовала норме?

7. Домашнее задание.
- Ребята, мы узнали, что для (имена) существует проблема несоответствия массы портфеля его норме. А дома вы узнаете, существует ли такая проблема для вас. Выберите один день недели по расписанию (или самый загруженный, или самый лёгкий) и узнайте массу своего портфеля в этот день. Как узнать норму, мы уже знаем.
А желающие сделают таблицу соответствия массы портфеля норме для каждого дня.

8. Итог урока.
- Оцените свою работу на уроке. А капитан оценит работу своей группы.
Подведём итог всего урока: существует ли проблема тяжёлого портфеля в вашем классе? Какие знания, умения помогли выявить эту проблему?
Можно сказать, что урок принес вам пользу? Что для себя полезного вы взяли с урока?


























15