Классный час Дети войны


КЛАССНЫЙ ЧАС
(литературно-музыкальная композиция)
«Дети и война»
16395706004560
Учитель: Топильская С.В.
Воспитатель: Кравченко И.В.
Литературно-музыкальная композиция «Дети и война»
Цель:
Расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла.
Подвиги детей во время войны.
Развивающие:
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.
 Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
Воспитательные:
формирование гражданского самосознания у молодого поколения,
воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины.
Материалы:видеопроектор; мультимедийная презентация «Дети войны»; метроном; свеча; голуби мира.
Ведущий:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 71 годовщину со дня освобождения от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый, Первый солнца луч неторопливый, Запах яблок, зреющих в саду, Вспомним самый страшный день в году.Ведущий:  Год 1941. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» 1 куплет(А. Александрова, Лебедева-Кумача)Ведущий:  вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны… Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ. Что же о них знаем мы?
Ученик: А мы не будем памяти перечить, И часто вспоминаем дни, когда Упала им на слабенькие плечи Огромная, недетская беда, Ученик: Была земля жестокой и метельной, Была судьба у всех людей одна. У них и детства не было отдельно, А были вместе детство и война.Ученик: В годы войны было горя много, И никто никогда не сочтет, Сколько раз на своих дорогах Оставляла война сирот.Ученик: В эти годы порой казалось, Что мир детства навек опустел, Что не вернется радость В город, где дома без стен.Ученик: Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена? Дети войны.. Как  же выжили вы? Дети войны.. Устоять как смогли?
Ведущий: И сейчас мы пролистаем странички тех страшных грозных лет. Страшной трагедией для всего советского народа стала блокада Ленинграда (ныне Санкт -Петербурга). 900 дней и ночей жители этого города находились в кольце немецко-фашистских войск. Блокада - это 125 г хлеба в сутки. Это сотни бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ведущий: Что чувствовали, что переживали дети войны?
Ведущий: Вот страшная выдержка из дневника Ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о своей семье.
В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Памятник детям блокадного Ленинграда
Ведущий: Фашисты мучили людей не только в больших городах, но и в деревнях.
Утром 23 марта 1943 года Хатынь плотным кольцом окружили машины специального карательного отряда эсэсовцев. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – выгнали из домов. Объятые ужасом, люди стояли тесно прижавшись друг к другу.
Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай! В дыму задыхались, плакали дети. Пламя разгоралось все сильней и сильней. Кровавую расправу фашисты завершили тем, что разграбили дома и сожгли всю деревню.
Ведущий: « Хатынь!», «Хатынь!» - гудят колокола.
Пронзили небо строгие березы.
Когда-то деревенька здесь была.
Она жила, не ведая угрозы.
И вдруг пришёл тот самый страшный день,
Когда Хатынь слезами захлебнулась –
Живым кострищем ввысь она взметнулась,
И от неё осталась только тень.
Ведущий: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли дом, хлеб, материнскую ласку, детство. Невозможно представить нам, не видевшим войны, даже малую долю того, что видели дети, оказавшиеся в лагерях смерти.
Освенцим, Бухенвальд, Дахау, Треблинка- это названия концлагерей, созданных фашистами.
Ведущий: В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей.
Ведущий : Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попал в войну, расстались  с детством навечно.
Фонограмма «Бухенвальдский набат»(В. Мурадели, А. Соболева)
Ведущий: Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. 
Ученик:
Горнили к бою трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые: На левый флаг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать, Но все равно в бою они умели Не отступать, а побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков своей страны.
Ведущий: Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
Ведущий: Становились станочниками , выпускали пулемёты, снаряды.
Ведущий: Становились сёстрами милосердия. Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Песня «Орлята»Ведущий: Вспомним всех поименно,С горем вспомним своим…Это нужно не мертвым,Это нужно живым!Ведущий : (зажигает свечу)
Ведущий : Леня Голиков!Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Ведущий : Зина Портнова!Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.
Ведущий : Марат Казей!Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Ведущий: Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
Ведущий :
Глядя в вечный огонь-
Тихой скорби сиянье
Ты послушай святую
Минуту молчания….Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.
МЕТРОНОМ (минута молчания.)
Ведущий: Слова « Никто не забыт, ничто не забыто» - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.Ученик: По рассказам и книжкам я знаю войну,Что сиротами сделала многих детей.Что заставила плакать седых матерей.По рассказам и книжкам я знаю войну.Ученик: По рассказам и книжкам я вижу войну.Вижу стены, разорванный бомбами дом.Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.По рассказам и книжкам я вижу войну.Ученик:  По рассказам и книжкам я слышу войнуСлышу грохот орудий и раненых крик.Слышу вздох партизан, затихших на миг.По рассказам и книжкам я слышу войну.Ученик: Я не знаю войны, да зачем она мне?Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.Надо мир укреплять, чтоб всегда и вездеЗнали б лишь о прошедшей войне.Ведущий : На планете сейчас неспокойно,Но мы верим в цветенье весны.Не нужны нам «звездные войны»Пусть нам снятся «звездные сны»!Ведущие раздают детям силуэт голубя.Песня «Остановите войну» (с презентацией)