Программа кружка «Вокальное пение» 4-9 классы

Пояснительная записка.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис и важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.
Искусство вокала – доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Приобщение к музыке включает в себя ознакомление детей с классическими произведениями, современными, с источниками музыкальной культуры.
 Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни.
Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придаёт разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма.
Музыка вокальная – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы. Основные жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера.
Педагог по вокалу должен научить своих воспитанников основам музыке, принимая во внимание возрастные особенности учащихся. Для того чтобы занятия в кружке проходили плодотворно, руководитель должен правильно организовать и направить свою работу.
Руководитель должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы дети с удовольствием посещали занятия.

Целью данной программы является развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке и раскрытие их.
 
Задачи программы.
1.     Знакомство детей с разнообразием жанров музыки.
2.     Формирование любви и устойчивого интереса к музыке.
3.     Закрепление приобретенных умений и навыков, демонстрация детям широты их возможного применения.
4.     Воспитание стремления, целеустремлённости, четко идти к поставленной цели, прививание навыков работы в коллективе; поощрение доброжелательного отношения друг к другу.
5.     Воспитание стремления к организации своего свободного времени, помощь детям в стремлении улучшить свои достигнутые результаты.
6.     Развитие эстетически-художественного вкуса, нравственности, фантазии, абстрактного мышления.
7.     Обогащение визуального вкуса и широких возможностей у детей.
 
Основные направления развития по программе:
 
·        развитие слуха;
·        развитие вокальных данных;
·        развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных навыков);
·        теоретическая часть дается в форме бесед и просмотра видеоматериала, подкрепляется коллективным обсуждением увиденного.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу  более разнообразной, эмоционально - и информационно-насыщенной.
 
Ожидаемые результаты:
 
Дети должны знать:
-предоставление об искусстве вокала (что такое песня и для чего она нужна);
-об оформлении музыкального класса;
-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);
-о форме одежды;
-как создать определенный образ в исполнении песни.
 
Должны научиться, должны уметь:
 слушать и слышать музыку;
 вовремя вступать после музыкального вступления;
 движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;
 ритмично двигаться под музыку;
 красиво выходить на сцену;
 ориентироваться в пространстве сцены;
красиво уходить со сцены.
По окончании каждого года обучения проводиться подведение итогов. Дети принимают участие в различных конкурсах и концертах.
Программа кружка «Вокальное учение предназначена для учащихся 4-9 классов. Занятия 1 час в неделю.
 











Учебно-тематический план
 
№ п/п
Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие «История возникновения песни. Знакомство с творчеством мастеров-песенников». Выбор репертуара.
1
1


2
Нотная грамота. Музыкальные инструменты.
2
1
1

3
Разыграй песню. Разучивание песни «Поспевает брусника»
2
1
1

4
Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа.
2
1
1

5
Разучивание песен «Падают листья» и «Листопад»
2
1
1

6
Основы народной песни
2
1
1

7
Разучивание русских народных песен
1
1


8
Основы эстрадных песен
1
1


9
Разучивание эстрадных песен
2
1
1

10
Духовная музыка России (знакомство)
1

1

11
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест
1
1


12
Воплощение Святых земли русской в музыке различных жанров
1

1

13
Жанры молитвы
1

1

14
Праздники русской православной церкви
2
1


15
Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.
2
1
1

16
Фольклор. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
2
1
1

17
Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны
2
1
1

18
Образ Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки
2
1
1

19
Музыка кино
2
1
1

20
Песни на школьную тему
2
1


21
Отчетный концерт
1

1

 
Итого
34
17
15

 






 
Содержание программы.
I История песни.
Введение в образовательную программу. Программа и режим работы. Ознакомить родителей с правилами работы кружка. Организационные вопросы: анкетные данные: Ф.И.О., домашний адрес, класс.
II Распевки.
1) Для разогрева связок
ми - ме - ма - мо – му, ди – дэ – да – до – ду (и т.д., меняя согласные)
2) На дыхание а – о – у – ы – и (расписание гласных)
3) На дикцию
Как на горке, на пригорке
Стоят 22 Егорки (с прыжками)
III Разучивание песни.
1. знакомство с песней;
2. запоминание слов (1 куплет);
3. постепенное разучивание с мелодией;
Разучивание с аккомпанементом и т.д. по аналогичной схеме. Выучив песню, следует работать над выразительностью исполнения.
IV Работа перед зеркалом.
С исполнением выученной песни перед зеркалом. Ребенок должен видеть свое отражение и осознавать, что его мимика должна быть красивой, эстетичной.
V Работа на сцене.
Заключается в том, чтобы дети умели выходить красиво на сцену и уходить с неё, чтобы дети уютно и комфортно чувствовали себя на сцене, уверенно ориентировались в пространстве сцены. В течение всего творческого сезона дети активно принимают участие в творческих вечерах, концертах и театрализованных представлениях:
концерт ко дню Знаний;
концерт, посвященный Дню Учителя;
новогодние праздники;
православные праздники;
концерт ко Дню 8 Марта;
концерт ко Дню Победы;
отчетный концерт;
концерт ко Дню защиты детей. 
Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс  включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий)
иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией видеоматериала)
В процессе обучения включена методическая работа:
- оформление кабинета стендами с методическими пособиями, необходимыми для обучения.
Материально-техническое обеспечение занятий.
1.     Музыкальный класс, зеркало, фортепьяно.
2.     Магнитофон, аудио – кассеты, диски.
3.     Музыкальный центр.  
Список литературы.
1.     О.А. Апраксина «Детское музыкальное пособие»
2.     Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе»
3.     Д.Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в школе»
4.     Т.Н. Овчинникова «Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором»
 
 

Sђ Заголовок 215