Презентация с конспектом урока по этике о правилах поведения в транспорте 3 класс

Этика 4 класс ( третий год обучения)
Тема урока: Мы – пассажиры.
Цель урока:
1.Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.
2. Познакомить с разными видами транспорта (современными и старыми), рассмотреть этимологическое значение слов-названий видов транспорта.
3. Обобщить правила поведения в транспорте.
Ход урока.
Сообщение темы урока:
-Сегодня на уроке мы поговорим об этикете в общественных местах. Чем отличаются эти понятия: этика и этикет?
Этика- (греч. обычай, нрав) Дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Этикет –(фр. Этикетка) Установленный порядок поведения.
Проверка домашнего задания.
Вспомните, о каких правилах поведения на улице мы говорили на прошлом уроке?
а) Ходить только по отведенным дорожкам для пешеходов, не ходить по газонам
б) Быть внимательным к окружающим:
- не расталкивать людей;
- уступать дорогу старшим или тем, кто спешит;
- не проходить меду двумя идущими пешеходами;
- помогать тому, кто нуждается в помощи;
- остановившись, не мешать потоку пешеходов;
в) Носить пакеты, сумки так, чтобы они не мешали окружающим.
- 2 -
г) Не читать на ходу.
д) Не кричать громко и в помещении и на улице. Не переговариваться через улицу.
е) Не бросать мусор на землю.
ж) Соблюдать правила дорожного движения.
Обобщение: Так много НЕ. Запомнить их, конечно не просто. Эти правила нигде не записаны. Есть такое выражение: «Неписанные правила». Это какие правила? Это правила обязательны для воспитанного человека, их нет в законах государства. Чтобы выполнять эти правила надо быть просто внимательными. Внимательное, бережное, чуткое, тактичное отношение ко всему, что нас окружает, поможет стать нам воспитанными людьми.

а) Пока мы с вами идем по улице, мы называемся – пешеходами. (обратить внимание на значение, написание слова. Подберите родственные слова.) Пешком, пеший – пехий (диалект), пехота. «Пех» обозначает - «под ногами». Какова средняя скорость пешехода? (5 км в час) Что делать, если нам нужно быстрее добраться до определенного места? (Сесть в автобус, взять такси, велосипед и т.д). Как назвать одним словом эти средства передвижения? (Транспорт) Если будем передвигаться на транспорте, то, как будем называться?
Запись темы урока: Мы – пассажиры. (Обратить внимание на значение, написание слова) Слово ПАССАЖИР произошло от фр. Passag – проезд.
б) Вспомните, какие виды транспорта знаете по способу передвижения, по назначению?



- 3 -
Транспорт (по способу передвижения)


Наземный Подземный Водный Воздушный


Транспорт ( виды, по назначению)

Пассажирский Грузовой Специальный

г) Каким транспортом мы пользуемся, если становимся пассажирами? Каким пассажирским транспортом вы пользуетесь в городе? (автобус, автомобиль, велосипед) Какие виды транспорта есть в больших городах? (троллейбус, трамвай, метро) Запишите эти слова в тетрадь, вспомните их написание. Помните происхождение этих слов?
Автомобиль – auto- сам, mobilis -движущийся. (Часто называем автомобиль просто – машина.) Машина греч. «махина» сооружение.
Автобус – «авто» сам
Троллейбус –
Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками.
В начале 30-х годов появились в Москве и назывались – электроавтобусами. Название свое- троллейбус получили благодаря англичанам. Троллей – контактный ролик. Троллейбус – сын автобуса, внук омнибуса .
Трамвай – английское слово, tram – вагон, uay – дорога, путь. Долго трамвай называли электрической конкой (железные вагончики, бегавшие по рельсам, запряженные лошадьми).
Велосипед – лат. Быстрый -velox, pedes- нога.
- 4 -
д) Значение не всех слов сейчас мы смогли объяснить. Может нам поможет знание видов транспорта, которые существовали раньше? Назовите, если сможете.
У вас на столах карточки с названиями видов транспорта. Прочитайте название современных видов транспорта. Во второй столбик записаны их давние «родственники». Соедините стрелочками похожие, на ваш взгляд, виды транспорта. (Учащиеся работают в группах, обсуждают, выполняют задание)
Автобус Конка
Троллейбус Омнибус
Автомобиль Костотряс
Трамвай Коляска
Велосипед Карета
Попробуйте объяснить свое решение. Что общего нашли в словах? Например: автобус – омнибус. Мы не могли объяснить, что означает эта часть «бус». А теперь послушайте историческую справку о разных видах транспорта и проверьте верно ли вы выполнили остальное задание.
( Каждой группе дается листок с описанием вида транспорта)

Омнибус – слово заимствовано из фр языка в 19 веке по надписи на двери лавки (маленького магазинчика) Владелец лавки торговец Омне. Написано было (Омне омнибус) Omnes omnibus – Омне для всех. (т.е. магазин Омне каждому может быть полезен) Лат. Omnibus (омнибус) - всем, каждому.
Итак, слово Автобус обозначает сам движется – всем хватит места. Аналогично для слова Троллейбус.

Конка – Незадолго до революции 1917 года существовали городской транспорт, который назывался КОНКА от слова конь. Лошадь везла вагон, который двигался по рельсам.
- 5 -
Коляска – рессорный, четырехколесный экипаж с открытым верхом. «Коло» - забытое слово, но именно от него родилась коляска и колея, колесница и даже, кольчуга. В словаре Даля «Коло» - окружность, круг, колесо. Коляска – повозка на колесах.

Карета – закрытый, четырехколесный экипаж на рессорах, обычно, с окнами и дверцей.
Костотряс – старинный велосипед. У костотряса два одинаковых деревянных колеса без шин, педалей нет. Человек, сидя на нем, передвигался с помощью ног, т.е. бежал по земле. Ох, и трясло же! Настоящий костотряс.

е) На какие две группы можно разделить названные виды транспорта? Автобус и трамвай, чем отличаются? На колесах: автобус, троллейбус, коляска, карета, велосипед. По рельсам: трамвай, конка. Родственник омнибуса – автобус. Родственниками кареты и коляски можно назвать и автомобиль и автобус. Велосипед – костротряс.

Один ученик сочинил загадку: На колесах едет дом,
Не живут подолгу в нем.
Что это? (автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль)
Как назвал ученик эти виды транспорта? Дом. Чем для вас является дом? Дом – это место, где уютно, чисто, хорошо, спокойно. Наверное, и в «доме» из загадки должно быть так, чтобы было приятно в нем находится, даже короткое время.
Замечали ли вы в автобусе то, что вызывало у вас возмущение, протест? (Изрезанные сиденья, надписи, грязь, ругань и т.д.)
А замечали вы заботу людей, отвечающих за транспорт, отношение самих людей в транспорте? (объявление остановок, предупреждение о закрытии дверей, расписание на остановках,
- 6 -
реклама, существуют остановки по требованию, в поезде, самолете предлагают чай, газеты и т.д.) Ведь приятно. Но во многом и от каждого из нас зависит уют в этом временном доме. Значит и у пассажиров должны быть правил? Какие? Опять правила, скажете вы. Но жизнь без правил – это хаос, неразбериха. Люди должны договариваться, иначе всем будет плохо.

5. Попробуем проиграть ситуации, по которым можно вывести правила поведения в транспорте. (Группы получают задания:
1 группа. Все места в автобусе заняты. Входит пожилой человек.
2 группа. Перед дверью в автобус юноша, девушка, пожилой человек, женщина с ребенком.
3 группа. В автобусе много народу, а вам надо пробраться к выходу.
4 группа. Юноша вышел из автобуса, за ним – девушка или мама.
Выведем правила:
- Уступай в автобусе места пожилым людям, женщинам с детьми. Юноша, мужчина должен уступить место женщине
- Садясь в автобус, юноша должен пропустить вперед девушку, женщину с детьми, пожилых людей.
- Выходить из автобуса юноша должен первым, чтобы подать руку и помочь спуститься со ступенек автобуса спутнице или тому, кто в этом нуждается.
- Пробираясь к выходу, не расталкивать стоящих впереди, не подталкивать их в спину. Пользуйтесь не руками, а голосом. Речь должна быть вежливой.
Можно дополнить эти правила:
- Своевременно оплачивай за проезд.
- Не ешь в автобусе, не сори, не порти сидения.
- Не кричи громко в автобусе.


- 7 -
Обобщение.
Правил, которые мы с вами вспомнили о поведение на улице, о поведении в транспорте – много. Вспомните, кто их может выполнить? Воспитанный человек, который внимателен к окружающим, способен почувствовать состояние другого человека. Для него эти правила станут естественными и нетрудными. А какие правила можно отнести к этикету Их может и не знать даже очень воспитанный, чуткий человек?
Испокон веков этикетными были отношения мужчины к женщине. Как идти с нею рядом по улице, с какой стороны? Как ухаживать (подавать пальто, руки при выходе из автобуса, пропускать вперед и т.д.)

Домашнее задание. Узнайте об этикетных правилах отношений девушки и юноши, запишите их, или подготовьте сообщение.


Составила урок учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 12 имени Героя России А.Ширяева» г. Псков Петрова С.И.





15