Урок литературного чтения на тему ПОЭТИЧЕСКАЯ СКАЗКА А. С. ПУШКИНА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»


ПОЭТИЧЕСКАЯ СКАЗКА А. С. ПУШКИНА«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
Цели: познакомить учащихся со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; воспитывать любовь к чтению книг.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
– О ком говорится: «В произведениях писатель прославлял талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал писатель к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Поэт создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных русским духом»? (Об А. С. Пушкине.)
Н а д о с к е представлен портрет писателя.
Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья…».
– Определите тему нашего урока. (Сказки А. С. Пушкина.)
– Вспомните, какие сказки написал А. С. Пушкин. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне…».)
В ы с т а в к а к н и г п и с а т е л я.
– Хорошо ли вы знаете эти сказки? Мы сейчас проверим.
1. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (Простофиля.)
2. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (Петушок.)
3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка.)
4. «Пристают к заставе гости /... Гвидон зовёт их в гости». (Князь.)
5. «Глядь: опять пред ними землянка, / А пред нею разбитое … (корыто)».
6. «Тут же на берег она / Бочку вынесла легонько / И отхлынула тихонько». (Волна.)
– Молодцы! Убедились, что сказки знаменитого поэта и писателя вы знаете.
II. Работа по теме урока.
1. Ч т е н и е у ч и т е л е м (или слушание аудиозаписи CD) полного текста сказки.
– Откройте учебник (с. 156). Сейчас вы будете слушать сказку и следить по тексту, подчеркивая непонятные слова.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. С л о в а р н о - л е к с и ч е с к а я р а б о т а.
– Каковы ваши впечатления от услышанного и прочитанного? (Свободные высказывания учащихся.)
– Какие слова вы подчеркнули в тексте?
 Не кручинься – не печалься.
 Не прекословит – не противоречит, не возражает.
 Полати – широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
 Изразец – покрытое глазурью изделие из глины; употребляется для облицовки печей, а также стен, полов. (Печь с лежанкой изразцовой.)
 Отрекался – отказывался.
 Черница – монахиня.
 Горница – комната на чердаке (вышка, светелка, терем).
 Сенная девушка – дворовая девушка, находящаяся в услужении у господ, горничная.
III. Итог урока.
– На какие бы вопросы вам хотелось получить ответы на следующих уроках по теме «Сказка о мертвой царевне…»? (Ответы детей.)
– С каким настроением уходите с урока?
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос – ответ.
Добрый молодец, давай
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем!
Домашнее задание: перечитать сказку; выполнить иллюстрации к сказке (по желанию).