Методическая разработка урока Безработица. Виды и причины безработицы.


Урок
Тема: Безработица. Виды и причины безработицы.
Цели: Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;
Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;
Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания.
Оборудование: листы с заданиями, презентация, ММУ.
Ход урока.
1.Организационный момент. Введение в тему.
- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать раздел «Экономика». Сегодня наш урок –это урок открытия новых знаний.
Эпиграфом нашего урока я выбрала слова поэта Ю. Левитанского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя.
Итак, давайте подумаем, что же выбирает для себя человек? Я думаю, вы все со мной согласитесь, что каждый человек желает, прежде всего, благополучия. Вы тоже сейчас стоите на перепутье дорог, так как являетесь выпускниками. И мы с вами сейчас давайте построим дерево благополучия. Из чего складывается благополучие человека? (Работа, здоровье, семья, успех, деньги, отдых, карьера.)
-Вот такое красивое у нас получилось деревце! А теперь скажите мне, какой листочек на этом дереве мы должны особенно выделить? Почему, как вы думаете? (Работа)
-А как мы будем называть человека, который не имеет работы? (безработный)
Вот мы и подошли к теме нашего урока. Давайте запишем тему нашего урока: Безработица, её виды и причины.
Сегодня нам нужно не только найти ответ на вопрос, что же такое безработица, причины и виды безработицы, но и каковы ее последствия, какие меры необходимо принимать для того, чтобы решить проблему безработицы. Тема безработица рассматривается не только в курсе обществознания, но и географии, и вы ещё не раз услышите о безработице на других уроках, и кто знает, может, вам пригодятся эти знания при выборе будущей профессии. Мы не только изучим эту тему, но и закрепим, решая задания, взятые из Кимов ЕГЭ.
2.Изучение нового материала.
Работа с понятиями.
Давайте с вами вспомним, какая важная функция у рынка труда? ( распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства.
Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая доход. Скажите, а к какому закону или документу, кодексу мы должны прежде всего обратиться? Правильно, к основному закону нашей страны- Конституции. В каком разделе мы будем искать статью и о чем эта статья?
В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира. Лозунг социализма был другой – «Кто не работает, тот не ест».
Итак, что же такое безработица?
Работа с учебником, записать понятие стр.108
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).
-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных. А домохозяек и тех людей, которые не хотят и не работают, как мы их назовем? (неработающие)
Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учете в службе занятости. Признанному безработным выплачивается пособие, которое обеспечивает поддержку уровня доходов безработного и его семьи на время поисков работы (максимальный размер пособия ограничен уровнем средней заработной платы по стране или в регионе).

Задание:



2.Виды безработицы.
Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание: (Задание 21)
Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

· С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.
Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
( По материалам энциклопедии для школьников)
Какие виды безработицы, выделенные автором? В чем сущность каждой из них?
Установите соответствие между примерами и соответствующими им видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры. Виды безработицы.
А) в связи с изменением спроса на энергоресурсы многие 1)сезонная
2)структурная
3)фрикционная
4)циклическая
шахты закрылись, а шахтеры остались без работы
Б) выпускники творческих вузов ищут работу по специальности,
В) полгода жители городка на морском побережье обслуживают туристов, а в остальное время большинство из них не могут найти себе работу
Г) в службе занятости безработные отказываются от рабочих
вакансий и просят подобрать работу менеджеров
Д) в связи с экономическим кризисом фирмы, производящие
различные товары и услуги, сократили численность персонала
Е) инженер, уволившийся из-за конфликта с руководством
Ж) чиновник муниципалитета, вынужденный уволиться, так
как не имеет навыков работы на компьютере
З) агент по недвижимости, оставшийся без работы во
время финансово-экономического кризиса

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З

2
3
1
3
4
3
2
4

Структурная и фрикционная виды безработицы в сумме составляют ее естественный уровень.(считается неизбежным)
Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при полной занятости:
Уест. = Уфрикц. + Уструкт.
Полная занятость наступает, когда в стране отсутствует циклическая безработица.
Уровень безработицы показывает, какую долю составляет количество безработных от численности рабочей силы. Этот показатель представляется в процентах:
Уб = количество безработных: рабочая сила х 100%
Пример:
Количество безработных равно 10 млн чел. Количество занятых равно 90 млн чел. Определить уровень безработицы.
Решение:
Для расчета уровня безработицы нужны данные о рабочей силе. Численность рабочей силы равна сумме занятых и безработных: Р.С. = 90 +10= 100 (млн. чел.);
Уб = 10 : 100 х 100%= 10%
- Должно ли государство принимать соответствующие меры? Для того чтобы преодолеть негативные последствия безработицы, снижать ее уровень, необходимо знать причины ее возникновения, вид безработицы, с которым столкнулась экономика.
- Мы выяснили с вами какие существуют виды безработицы? А сейчас все вместе выделим причины безработицы. Стр. 109
Причины безработицы.
1.Изменение потребительского спроса на товары и услуги
2.Поиск или ожидание получение рабочего места
3.Спад производства
4.Особенности производства в отдельных отраслях
3.Закрепление.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица, ее виды». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4.Итог.
Итак, мы сегодня познакомились с вами с еще одним проявлением экономической жизни общества – безработица. Каковы причины безработицы? К каким последствиям приводит безработица? Закончить урок я хотела бы строками которые стали эпиграфом нашего урока: Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пороку –
Каждый выбирает для себя.
И, возвращаясь к нашему дереву благополучия, я желаю вам быть благополучными.
5.Д\З.п.9стр.107-110,
Следующие данные ряда зарубежных исследований: – год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет; – увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.
Творческое задание:
Разработать предложения, которые помогут в решении проблем занятости и безработицы.
Схема 515