Урок по географии для 11 класса «Культура Японии»

Тема урока: Культура Японии.

Цель и задачи урока: 1) Познакомиться с особенностями национальной культуры японцев.
2) Формировать умение учащихся работать в группе, совместно организовывать самостоятельную деятельность, делать выводы.
3) Совершенствовать работу с данными Интернета.
4) Развивать монологическую речь.
5) Воспитывать чувство долга, ответственности, коллективизма.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: научная и справочная литература по теме, компьютеры (интернет – технологии).

Ход урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 7 групп.
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы.
1. О какой стране мы говорили на прошлом уроке?
2. Что вы знаете об этой стране?
3. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Всего 150 лет назад Япония была отсталой страной, к началу Второй мировой войны стала мощной военной державой. Во время войны была почти полностью разрушена и за 60 лет вышла на 1 место по многим показателям.
-Как вы думаете благодаря чему? Ценой каких усилий?
Главное объяснение этому - это сами японцы с их главным жизненным принципом: делать своё дело на совесть. Япония-страна особенная уже тем, что сама она – это прежде всего народ, а потом уже государство. Поняв, что за люди японцы, легче понять, что за страна Япония.
Цель урока: Сегодня на уроке мы попытаемся понять и ответить на вопрос: кто такие японцы, какова особенность их национальной культуры.
2.Подготовительный этап.
Группы получают задания и инструктаж по его выполнению, выбирают средства обучения( 1-2 человека работают за компьютером, создают презентацию по теме своей группы, остальные готовят теоретическое сообщение).
3. Самостоятельная групповая работа по выполнению задания.
Темы:
1 группа – «Какие они японцы?»
2 группа – «Религии Японии»
3 группа – «Система образования»
4 группа – «Японский театр»
5 группа – «Чайная церемония»
6 группа – «Японские сады. Икебана»
7 группа – «Японские боевые искусства»
4. Заслушивание групповых отчётов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование её выступления.
- Внимательно слушаем отчёты групп, записываем самое главное.
После выступления 1 группы.
- Мы познакомились с некоторыми особенностями национального характера японцев, который и определяет во многом специфику японской культуры. На доске вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией.
Пунктуальны
Приветливы
Вежливы
Трудолюбивы
Дисциплинированы
Работа группы оценивается.
После выступления 2 группы.
- В Японии исторически укрепились и продолжают господствовать 2 основные религии: синтоизм и буддизм. Религия для японцев – это (на доске вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией).
Чувство общности с природой
Работа группы оценивается.
Япония – это страна сплошной грамотности, где воспитанию и обучению детей уделяется большое внимание. Об особенностях системы образования расскажут нам ребята из 3 группы.
После выступления 3 группы.
Все японцы получают образование, потому что именно от него зависит дальнейший жизненный путь. Они пожизненно заняты – учатся, работают. А девизом любой фирмы, любого учреждения являются: (на доску вывешиваются следующие слова, которые сопровождаются презентацией).
Преданность, сотрудничество, усердие.
Работа группы оценивается.
С особенностями японского театра познакомят нас учащиеся 4 группы.
После выступления 4 группы.
Несмотря на свою занятость. Японцы всегда находят время для посещения театра. Они умеют (на доску вывешивается следующие слова, которые сопровождаются презентацией).
Вслушиваться в несказанное
Любоваться невидимым
Работа группы оценивается.
Ещё с одной особенностью Японии – чайной церемонией нас познакомит следующая группа.
После выступления 5 группы.
Неизменным в современной Японии остаётся дух чайной церемонии (на доску вывешиваются слова).
Стремление создать обстановку душевности
Работа группы оценивается.
Японцы умеют превращать в высокое искусство и обычное ремесло, например, планировку сада и создание букетов. Дети рассказывают о японских садах и икебане, сопровождая рассказ презентацией.
После выступления 6 группы.
Японцы умеют видеть прелесть обычного и изящество простоты и в создании своих уникальных садов и в искусстве создания букетов. На доске:
Умеют видеть прелесть обычного и изящество простоты
Работа группы оценивается.
Представление о стране было бы не полным, если мы не поговорим о национальных боевых искусствах, о которых расскажет 7 группа.
После выступления 7 группы.
Японские боевые искусства, как и все Восточные боевые искусства, отражают гармонию духа и энергии. На доске:
Гармония духа и энергии
5.Обобщение итогов работы в группах.
4. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с Японией, как страной высокой культуры и сплошной грамотности. Эта страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни. Они стараются жить в согласии с природой. Вся их традиционная культура выражает стремление человека к единению с ней. Вы создали на уроке некий портрет японца, который отражает основные его качества (прочитать на доске). Именно эти качества помогли японцам сделать своё государства высокоразвитым.
Доска
Портрет японца:
Пунктуальны
Приветливы
Вежливы
Трудолюбивы
Дисциплинированы
Чувство общности с природой
Преданность, сотрудничество, усердие
Вслушиваться в несказанное
Любоваться невидимым
Стремление создать обстановку душевности
Умеют видеть прелесть обычного и изящество простоты
Гармония духа и энергии

15