Конспект урока обществознания в 5 классе


Андрова Н.С. учитель обществознания МБОУ «Косинская сош»
Урок обществознания. 5 класс. УМК под редакцией Боголюбова Б.Н.
Тема: Труд и творчество
Цель урока
Введение учащихся в понимание сущности человеческого труда и процесса творчества.
Задачи урока
Образовательные:
Сравнить работы человека: ремесленника и мастера (творца )Познакомить с видами творчества.
Развивающие:
Создать выставку творческих работ
Развивать творческие способности, фантазию и воображение;
Способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
Научить обобщать полученные знания по теме;
Способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
Формировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Воспитательные:
Воспитывать культуру взаимоотношений, поведения, общения, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
Формировать активную жизненную позицию;
Воспитать патриотизм на основе традиций творчества.
Тип урока- Урок объяснения нового материала
Форма урока- Комбинированный
Основные понятия- Творчество, воображение, фантазия, мастер.
Оборудование: Презентация м/м, фломастеры, предметы выставки с творческими работами
Сценарное описание урока
Метапредметная тема Знак и слово
Предметный материал
(основные понятия) Творческий труд
Способ деятельности, которому обучаются школьники Диалог, творческая работа
Стратегия дидактического движения
(путь передачи универсального способа действий) Диалог, чтение
Целеполагание (образовательные результаты) Понятие творчество, творческий труд
Формируемые УУД Личностные(смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)
Регулятивные(целеполагание, планирование, оценка)
Познавательные (знаково-символические действия, в т.ч. моделирование, выбор эффективных способов решения задач, умение работать с информацией, строить речевые высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникатвные (слушать других, вступать в дискуссии)
Ход урока:
Этап урока Время Формируемые умения Деятельность учителя Результат совместной деятельности
Организационный момент
Актуализация знаний по теме «Труд 5 минут
10 мин. Предметные: умение работать с информацией
Метапредметные:
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения;
Интеллектуальные: умение анализировать, выстраивать логические цепочки.
Личностные: умение сопереживать, осознавать свои эмоции Вопросы по дом.зад.
Задание: составить письмо-открытку Любовь Михайловне с пожеланием здоровья.
Вопрос: Какие чувства вы испытывали, когда писали письмо?
Почему открытки все разные?
Объявление темы урока «Труд и творчество», определение цели урока
цели
Повторение понятия труд.Урок – это труд. Результат труда?
Вывод: что значит проявить творчество
Вывод: творчество – это эмоции, чувства.
Постановка задач на урок
Основная часть 20 мин. Предметные: развитие художественного вкуса
Метапредметные:
Регулятивные: анализ, обобщение полученной информацииКоммуникативные:
диалог с автором текста, формирование своего мнения
Личностные: патриотизм на основе творчества Показ работ учителя ИЗОЧем они отличаются?
Приведите примеры творчества людей
Чтение текста учебника стр83-85. Вопрос: какое значение имеет творчество для человечества?
Какие качества от человека требует творческий труд? Определение понятия творчество это создание чего-то нового, ценного не только для себя, но и для других людей
Просмотр примеров из электронного учебника, оценка работ.
Закрепление 5 мин. Предметные: анализ текста, умение строить речевые высказывания
Метапредметные:
Коммуникативные: излагать свое мнение, определять свое место в сообществе
Личностные:
Оценивать чужие поступки аргументированно, осознавать разнообразие мира, людей, оценивать поступки. Чтение притчи.
Как вы поняли смысл? Можно ли труд ученика назвать творческим
Рефлексия 5 мин. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности, оцениватьКоммуникативные:
излагать свое мнение
личностные:осваивать новые социальные роли правила(критически осмысливать и относится к себе) Оцените свою работу на уроке словами.
Поставьте оценку в баллах. Работал ли ты на уроке творчески
Конспект урока
Повторение пройденного
Давайте вспомним , каким было домашнее задание.
Что же такое труд? Каким бывает труд?
Вхождение в тему.
Давайте мы с вами поработаем и создадим открытку для Любовь Михайловны с пожеланием дальнейшего выздоровления.
Какой может быть открытка: текст, рисунок, цвет. На листочках, фломастерами за 5 минут.
Результаты: Прочитать, посмотреть. Какие чувства вы испытывали, когда работали, о чем думали. Почему открытки получились разные? ( потому что чувства разные, хотели их выразить, сказать, что скучаете без нее)
Вы все проявили творчество во время своей работы, поэтому результат у каждого свой и интересный, который вызовет ответные чувства у другого человека.
Тема нашего урока «Труд и творчество»
Определение цели и задач на урок учащимися.
Давайте определим цели и задачи для себя.
Наша цель на этот урок следующая:
осознание сущности труда и процесса творчества.
Поставленную цель мы достигнем через решение следующих задач:
- выяснить, что значит творчество
- понять каждый ли человек может творить
- определить в чем разница между творчеством и просто работой
- узнать, что требуется человеку для творческого труда
IV. Основная часть урока. Объяснение нового материала.
Показать работы Любовь Ильиничны (доска - заготовка и разрисованная, стеклянная баночка – простая и разрисованная, матрешки)
Чем они отличаются? Которая вам больше нравится? Почему?
Давайте попытаемся дать определение понятию творчество. Найдем однокоренные слова
«Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других»
Назовите однокоренные слова: творчество
Творец
Творить
Творческий
Приведите примеры творческого труда.
Прочитайте в учебнике текст «Что такое творчество» стр. 83-85
Какое значение имеет творчество для человечества?
Какие качества от человека требует творческий труд?
Иллюстрации на стр.84, электронном учебнике
Чтение учителем стих-я:
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Что имеется в виду? В каком случае говорят, что у человека руки золотые.
Может ли человек научиться работать творчески? Что для этого надо?(ум, воображение, фантазия)
Закрепление
Учебная задача: А сейчас я вас попрошу послушать притчу и понять из нее, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает
«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды». Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть та красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена». Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек»
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? (Упорство, настойчивость, доброе сердце, трудолюбие) Что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
Главной чертой труда человека, ребята, является планирование – это черта деятельности человека. Человек умеет создавать для своей деятельности машины и механизмы, используя для этого природные материалы (металл, дерево). Но люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, т. е. придумывают всё новые и новые машины, дома, компьютеры, сотовые телефоны, одежду и многое другое. Творчеством занимаются и некоторые ваши одноклассники, их работы можно увидеть на выставках.
Труд ученика можно назвать творческим?
Домашнее задание
Д/З будет творческим &10 стр.81-85, выполнить в рабочей тетради зад.6 стр.54-57, принести на следующий урок результаты своего творчества
Рефлексия:
Оцените свою работу словами. Достигли ли цели, выполнили задачи.
Поставьте оценки в пятибальной системе.
Творчески работали на уроке?