Пояснительная записка к программе «Студия декоративно-прикладного творчества» 2 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа «Декоративное творчество» была разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России, планируемых результатовначального общего образования с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе программы студии декоративно-прикладного творчества (Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2008.)Рабочая программа соответствует нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПиН.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития ребёнка. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: лепка из пластических материалов, вышивание, бумагопластика, изготовление кукол. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. Основой её является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.
Цель программы:
создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством
Общая характеристика учебного курса
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
выявлению интересов, склонностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
помощи в его самоопределении;
освоению современных видов декоративно- прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;
обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом (лепка, аппликация, вышивание, работа с тканью и т.д.);
знакомству с историей солёного теста, вышивания, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Задачи:
Обучающие:
сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;
научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
познакомить детей с историей изучаемых видов декоративно-прикладного творчества.
Развивающие:
развивать память, внимание, фантазию, воображение, самостоятельное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;пробудить интерес к познанию;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;
воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;
помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;
научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Базовыми для программы являются разделы: "Работа с пластичными материалами", "Бумагопластика", "Вышивание", "Изготовление кукол". Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед, викторин, демонстрации наглядных пособий, моделей и т.п. При выполнении практических работ дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Место предмета в учебном плане.
Курс относится к образовательной области « Технология», ведется в течении 2013-2014 учебного года, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Младшие школьники получат возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно- прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно -образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельностЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Освоение детьми программы «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно- познавательный интерес к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально- ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Содержание тем учебного курса.
.
Номер
раздела Название разделов всего
2 класс
теорпракI. Введение: правила техники безопасности 1 1 II. Работа с пластичными материалами. 8 1 7
III. Бумагопластика8 1 7
IV. Вышивание 9 1 8
V. Изготовление кукол 5 1 4
VI Резерв. 2 итого 34 Учебно-тематический план занятий по программе «Студия декоративно-проикладного творчества»
.
Номер раздела,
темы Название разделов и тем Количество часов
всего теор. практI Введение: правила техники безопасности 1 1 II Работа с пластичными материалами (солёное тесто) 8 1 Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию» 1 1 2 Плоскостное изображение. «Подарки осени» 1 1
3 Знакомство со средствами выразительности. Плоскостное изображение «Гусеница» 1 1
4 Плоскостное изображение «Ёжик» 1 1
5 Плоскостное изображение «Рыбка» 2 2
6 Плоскостное изображение «Натюрморт из чайной посуды» 1 1
8 Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» 1 1
III Бумагопластика8 1 Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».
«Волшебные комочки». 1 1 2 Фрукты 1 1
3 «Чудо – дерево» 1 1
4 Птенчики 1 1
5 «Снегирь» 1 1
6 Новогодняя игрушка. Символ года 1 1
7 Открытка к Новому году(индивидуальный творческий проект) 1 1
8 Праздничный салют 1 1
IV Вышивание 9 1 Вводное занятие. Основные виды вышивального искусства. Техника безопасности. 1 1 2 Знакомство с основными технологическими приемами вышивания 1 1
3 Вышивание крестом.. (утенок, лягушка, гусь, божья коровка,.) 7 7
V Изготовление кукол 5 VI Резерв 2
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (солёное тесто, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.I.Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Работа с пластичными материалами.
1.Вводное занятие. Работа с пластичными материалами.
Историческая справка о работе с солёным тестом. Виды солёного теста, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие техник работ.
2. Плоскостное изображение. "Подарки осени".
Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой». Изготовление миниатюры.
3.Знакомство со средствами выразительности. Миниатюра "Гусеница".
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Выполнение миниатюры.
4. Плоскостное изображение. "Рыбка".
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
5."Натюрморт из чайной посуды"
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Выполнение миниатюры
6.Рельефное изображение.
Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с солёным тестом – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Выполнение миниатюры «Букет цветов"
7.Знакомство с симметрией. Миниатюра "Бабочки" ..
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Создание рельефа. Выполнение миниатюры.
III.Бумагопластика1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.
История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2.«Фрукты», «Чудо – дерево»
Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
3. «Птенчики».
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
4.«Снегирь»
Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
5.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
6.Открытка к Новому году.
Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.Индивидуальный творческий проект "Открытка к Новому году".
7. «Праздничный салют».
Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
Вышивание
1.Вводное занятие.
Основные виды вышивального искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития вышивки. Использование вышивки в народном костюме. Современные направления вышивания. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.Знакомство с основными технологическими приемами вышивки .Основные приёмы вышивки: крестом, вперед иголку, за иголку, стебельчатый. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
Изготовление кукол
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности.
2.Кукла-закрутка.
Технология создания куклы-закрутки. История русской народной игрушки.
Практическая часть. Изготовление куклы-закрутки "Пеленашка".
3.Кукла-закрутка "Зайчик".
Технология изготовления.
Практическая часть. Изготовление куклы-закрутки "Зайчик".
4. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
Контроль предметных результатов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн. Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное мышление, художественный вкус).
Требования к уровню подготовки
В результате освоения программы кружка ученик должен
знать/понимать
виды декоративно-прикладного творчества (работа с пластическими материалами, бумагопластика, вышивание, изготовление народных кукол);
названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, приёмы и правила пользования ими;
названия и назначение материалов(бумага, картон, нитки, бисер, верёвки, природный материал, ткань), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
понятие композиция, эскиз;
простейшие правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
приёмы разметки (линейка, циркуль, шаблон);
приёмы соединения различных деталей (клей, нитки, проволока).
Уметь
правильно организовывать своё рабочее место;
пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов(определять их назначение, материал, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
узнавать и называть плоские геометрические фигуры(треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объёмные(цилиндр, пирамида, шар, конус);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей, проволоку;
изготавливать поделки из солёного теста, бисера, бумаги, ткани.
Использовать приобретённые умения и навыки в практической и повседневной жизни для:
изготовления простейших декоративно-художественных изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, контроля качества выполняемых работ с применением измерительных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(Стандарты второго поколения) /Горский В.А.,Тимофеев В.А., Смирнов Д.В.и др. /Под ред. Горского В.А. - М.:Просвещение, 2011г.-111с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод.пособие. - СПб.: "Паритет", 2003.- 192с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. - М.: Издательский Дом МСП, 2007.- 128с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Хананова И.Н. Солёное тесто. Фантазии из муки, соли и воды. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2006г.-104с.
school-10-irbit.ruorenklass.narod.ruwww.1september.rustrana masterov.ru
mirsovetov.ru
Umelye Ruchki.ru
Список рекомендуемой литературы для детей
Основная литература:
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
Дополнительная литература:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса:
- Технология обработки ткани.
- Технология обработки бумаги и картона.
- Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами).
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала:
- Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
- Раздаточные материалы.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
СD/DVD-проигрыватель.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Проектор для демонстрации слайдов.
~ Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование ~ Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с про-граммой.
~ Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой).
Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.
Заготовки природного материала.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору-дования и пр.
Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Терминологический словарь
к программе «Декоративное творчество»
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая