Программа кружка Музейная работа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«БРАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
___________________ В.Г. Иванов
«_____» _________________ 20____ г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
МУЗЕЙНАЯ РАБОТА
Братск, 2014 г.
Автор: Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории, обществознания, истории Иркутской области
Рецензенты:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музей техникума имеет большое значение в учебно-воспитательной работе, в распространении знаний, в приобщении к ним обучающихся. Особенно возрастает роль музея в век преобладания визуального восприятия знаний через телевидение, интернет. Музеи всегда были и остаются главной базой овладения краеведческими представлениями, следовательно, и понятиями об общем и особенном в обществе и природе. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. От любви к «Малой Родине» и изучения ее приходят к познанию всей Родины, всего мира — и национального, и интернационального. В процессе сбора, исследования, обработки, оформления материалов – источников, обучающиеся соприкасаются с живой историей, которую надо сохранить для будущих поколений. Программа кружка «Музейная работа» рассчитана на обучающихся первого-третьего курсов.
Программа «Музейная работа» призвана дать учащимся практические знания по ведению музейного дела: сбору материалов для пополнения музейного фонда, оформлении экспозиций, а также сохранении традиций своей Родины. Программа рассчитана на 210 часов. Планируется оформление экспозиций, буклетов, стендов в Музее «Братская землица», «Советская повседневность», «Вечная память».
В программу включены занятия по пополнению фондов музея, с этой целью планируется работа с населением по сбору экспонатов. Занятия по изучению собранного материала, его учета и сохранности, созданию экспозиций и выставок, проведению экскурсий. Обучающиеся должны овладеть навыками поисковой работы, требуется серьезная работа по систематизации материала по истории техникума, подготовка паспорта музея.
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
– способствовать формированию у учащихся чувства причастности к истории
своего техникума, своего города, своей страны, чувства патриотизма.
– расширять кругозор учащихся,
– воспитывать познавательный интерес.
–помочь учащимся в овладении практических навыков поисковой, исследовательской работы.
Обучающиеся должны знать
– историю своего города
– историю своего техникума
- основы музейного дела.
Обучающиеся должны уметь
– пользоваться архивными данными, ресурсами Интернет для поисковой и научно-исследовательской деятельности.
– брать интервью у респондентов и обрабатывать полученные данные
– проводить экскурсии
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения исследований, поиска необходимой информации в источниках различного типа;
выполнения проектов социальной тематики.
совершенствования собственной познавательной деятельности;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Одним из важнейших заинтересованных и привлекательных элементов в освоения
материала программы «Музейная работа» являются следующие моменты:
– поисковая и исследовательская деятельность
– дифференцированное обучение
– личностно-ориентированную технологию.
С целью сохранения контингента обучающихся необходимо использовать их успех,
использовать поощрения, а также учитывать индивидуальные особенности и способности
учащихся. Больше проводить поисковых и практических занятий введением элементов
научного анализа.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


темы Наименование разделов и тем Кол-во часов
Раздел 1. Музей – исследовательский центр краеведения 28
1.1. Введение в музейное дело 2
1.2. Музейный предмет 4
1.3. Экспозиция 2
1.4. Музей – хранитель местной истории 2
1.5. Краеведческая работа: основные приемы и методы 4
1.6. Составление плана краеведческой работы на год 2
1.7. Краеведческие источники 4
1.8. Результаты краеведческой работы 4
1.9. Современный этап развития краеведения 4
Раздел 2. История музейного дела в России 10
2.1. Первые музеи России 2
2.2. Развитие музеев и музейного дела в XIX в. 2
2.3. Музеи в XX в.: исторические перипетии 2
2.4. Новые возможности музея 4
Раздел 3. Музеи нашего края 10
3.1. Музеи г. Иркутска 4
3.2. Музеи г. Братска 4
3.3. Перспективы развития музеев в Иркутской области 2
Раздел 4. Интервью как важный источник пополнения фондов музея 10
4.1. Интервью – важный источник информации 2
4.2. Правила проведения интервью 4
4.3. Транскрибирование интервью, обработка данных 4
Раздел 5. История техникума 34
5.1. Музей – хранилище истории техникума 2
5.2. Правила ведения музейной документации. Паспорт музея 4
5.3. Оформление « Книги поступлений»
4
5.4. Сбор материалов по истории техникума 4
5.5. Оформление тематических папок «История техникума» 4
5.6. Ветераны профтехобразования: интервью 4
5.7. Создание тематических папок «История профессионального технического образования глазами ветеранов» 4
5.8. Выпускники техникума: интервью 4
5.9. Создание тематических папок «История профессионального технического образования глазами выпускников техникума» 4
Раздел 6. Экскурсия – важная часть музейной работы 14
6.1. Правила проведения экскурсии 2
6.2. Знакомство с экскурсионными текстами. 4
6.3. Работа над экскурсионными выступлениями 4
6.4. Проведение экскурсий для обучающихся по экспозициям Музея 4
Раздел 7. Работа с архивными данными 28
7.1. Составление плана работы по сбору информации в архиве 4
7.2. Работа в архиве: правила, приемы 4
7.3. Правила обработки архивных данных. 4
7.4. Работа с архивом музея истории Братскгэсстроя 4
7.5. Анализ данных, полученных при работе с фондами музея Братскгэсстроя 4
7.6. Работа в Архивном отделе администрации г. Братска 4
7.7. Анализ данных Архивного отдела администрации г. Братска 4
Раздел 8. Исследовательская работа 18
8.1. Структура исследовательской работы 2
8.2. Специфика научного стиля изложения 2
8.3. Теоретико-методологические основы исследования 2
8.4. Оформление исследовательской работы 2
8.5. Защита исследовательской работы 2
8.6. Правила создания презентации 4
8.7. Правила создания творческой работы 4
Раздел 9. Братск в годы Первой мировой войны 12
9.1. Братск в годы Первой мировой войны: социально-экономические и политические измененения 4
9.2. Сбор материала в библиотеках, архивах, Интернете по теме «Братск в годы Первой мировой войны» 4
9.3. Создание исследовательской работы «Братск в годы Первой мировой войны» 4
Раздел 10. Братчане - участники Великой Отечественной войны 21
10.1. Братск в годы Великой Отечественной войны 2
10.2. Братчане – участники Великой Отечественной и советско-японской войны 4
10.3. Создание буклета: основные правила 4
10.4. Сбор материала для создания буклета «Василий Иванович Макаров – участник советско-японской войны». 4
10.5. Создание буклета «Василий Иванович Макаров – участник советско-японской войны». 4
10.6. Оформление альбома, создание презентации «Наши дела» 3
Всего 185
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Долинина О.Ю.
Преподаватель Э.Р. Зиннатуллина
III.СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Музей – исследовательский центр краеведения (28 часов)
1.1. Введение в музейное дело
Вводное занятие. Выявление интересов, увлечений, способностей учащихся.
Постановка целей. Обсуждение плана работы на год. Виды музеев.
1.2. Музейный предмет
Музейный предмет. Виды музейных предметов. Экспонаты. Раритеты
1.3. Экспозиция
Экспозиция. Выставка. Правила оформления экспозиции
1.4. Музей – хранитель местной истории
Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения.
Краеведческие музеи, их назначение.
Краеведение и музеи учебных заведений на современном этапе. Музей техникума в системе современного образования
1.5. Краеведческая работа: основные приемы и методы
Музей - хранитель местной истории. Краеведческие источники. Формы краеведческой работы. Исследовательские методы краеведения. Результаты краеведческой деятельности.
1.6. Составление плана краеведческой работы на год
Составление плана краеведческой работы. «Мозговой штурм». Формирование навыков планирования краеведческой работы
1.7. Краеведческие источники
Устные, письменные, археологические, этнографические источники. Правила работы с краеведческими источниками
Сбор информации в библиотеках, сети Интернет, анализ литературы.
1.8. Результаты краеведческой работы
Представление собранной информации в различных видах: буклет, презентация, альбом, экспозиция, исследовательская работа.
Раздел 2. История музейного дела в России (10 часов)
2.1. Первые музеи России
Петр 1 и его Кунсткамера. Эрмитаж. Коллекционирование древностей
2.2. Развитие музеев и музейного дела в XIX в.
Частные собрания в XVIII-XIX вв. Третьяковская галерея
2.3. Музеи в XX в.: исторические перипетии
Музей начала ХХ века – влияние технического прогресса. Музей в годы Гражданской войны и военного коммунизма, продажа ценных экспонатов. Проблема сохранности музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны. Реституция.
Музей во второй половине XX в.
2.4. Новые возможности музея
Музей в современном мире. Новые концепции. Интерактивность музея
Раздел 3. Музеи нашего края (10часов)
3.1. Музеи г. Иркутска
Иркутский областной краеведческий музей. Музей истории г. Иркутска. Историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Сибири». Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
3.2. Музеи г. Братска
Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня»
3.3. Перспективы развития музеев в Иркутской области
Направления развития современного музея. Школьные музеи, музеи техникумов, вузов.
Раздел 4. Интервью как важный источник пополнения фондов музея (10 часов)
4.1.Интервью – важный источник информации
Сущность, особенности интервью. Интервью как источник краеведческой информации. Устная история, ее методы. Журналистский подход к интервью
4.2. Правила проведения интервью
Составление вопросника к беседе, правила ведения беседы с респондентом, правила ведения письменных и диктофонных записей во время беседы. Отработка навыков составления вопросника к беседе, правил ведения беседы с респондентом, правил ведения письменных и диктофонных записей во время беседы.
4.3.Транскрибирование интервью, обработка данных
Транскрибирование – расшифровка диктофонных записей интервью. Основные правила и ошибки. Транскрибирование записей интервью с Зеленкиной Р.Ш.
Раздел 5. История техникума (34 часа)
5.1. Музей – хранилище истории техникума
Сбор экспонатов в музей. Критерии отбора экспонатов для музейных фондов.
Знакомство с экспозициями музея
3.2.Правила ведения музейной документации. Паспорт музея
Состав фондов. Структура фондов. Акты приема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Паспорт музея – правила оформления
5.3.Оформление « Книги поступлений»
Работа по паспортизации музея – оформление поступающих экспонатов. Правильность оформления актов приема вещей, записей в книге «Книга поступлений»
5.4.Сбор материалов по истории техникума
Интервью с работниками и ветеранами техникума, анализ литература, работа в архиве техникума
5.5. Оформление тематических папок «История техникума»
Отбор материала для папок. Эстетическое оформление
5.6. Ветераны профтехобразования: интервью
Подгтовка вопросов для интервью. Встреча с ветеранами профтехобразования. Запись интервью. Транскрибирование
5.7. Создание тематических папок «История профессионального технического образования глазами ветеранов»
Сбор, подшивка информации в папки. Сравнение информации из интервью с ветеранами. Подведение итогов
5.8. Выпускники техникума: интервью
Подготовка вопросов для интервью. Встреча с выпускниками разных лет. Запись интервью. Транскрибирование
5.9. Создание тематических папок «История профессионального технического образования глазами выпускников техникума»
Сбор, подшивка информации в папки. Сравнение информации из интервью с выпускниками. Подведение итогов
Раздел 6. Экскурсия – важная часть музейной работы (14 часов)
6.1.Правила проведения экскурсии
Экскурсия – основные правила и секреты проведения. Моральный настрой экскурсовода.
6.2. Знакомство с экскурсионными текстами.
Чтение экскурсионных текстов. Усвоение информации.
6.3. Работа над экскурсионными выступлениями
Правила публичного выступления. Умение держаться, дикция.
Четкость изложения информации.
6.4. Проведение экскурсий для обучающихся по экспозициям Музея
Подготовка экскурсоводов. Использование ИКТ. Проведения экскурсий для обучающихся.
Раздел 7. Работа с архивными данными (28 часов)
7.1. Составление плана работы по сбору информации в архиве
Составление плана работы. Постановка целей. Сбор информации: работа в библиотеках, работа в Архивном отделе администрации г. Братска, музее истории Братскгэсстроя. Обработка информации с использованием ИКТ.
7.2. Работа в архиве: правила, приемы
Работа в архиве. Правила подачи заявки. Архивные фонды. Архивные дела. Правила составления выписок
7.3. Правила обработки архивных данных.
Обработка архивных данных с использованием ИКТ. Составление таблиц
7.4. Работа с архивом музея истории Братскгэсстроя
Знакомство с фондами архива. Отбор необходимой информации. Составление выписок из архивных дел
7.5. Анализ данных, полученных при работе с фондами музея Братскгэсстроя
Сведение собранной информации с использованием ИКТ. Определение объема собранной информации
7.6. Работа в Архивном отделе администрации г. Братска
Знакомство с фондами архива. Отбор необходимой информации. Составление выписок из архивных дел
7.7. Анализ данных Архивного отдела администрации г. Братска
Сведение собранной информации с использованием ИКТ.
Раздел 8. Исследовательская работа (18 часов)
8.1. Структура исследовательской работы
Актуальность темы исследования
Формулировка проблемы. Цель исследования. Объект и предмет исследования.
Задачи исследования. Гипотеза исследования
8.2. Специфика научного стиля изложения
Стили изложения. Лексика научного исследования
8.3.Теоретико-методологические основы исследования
Методы исследования. Экспериментальная база. Теоретическая и практическая значимость исследования.
8.4. Оформление исследовательской работы
Оформление страниц. Заголовки. Шрифт. Абзацы. Ссылки. Приложения. Список использованных источников
8.5. Защита исследовательской работы
Подготовка к публичной защите. Правила публичного выступления. Критерии оценки студенческой исследовательской работы
8.6.Правила создания презентации
Отбор материала. Правила оформления презентации.
8.7. Правила создания творческой работы
Эссе, сочинение, творческий отчет – правила написания, особенности.
Раздел 9. Братск в годы Первой мировой войны (12 часов)
9.1. Братск в годы Первой мировой войны
Братск в годы Первой мировой войны: социально-экономические и политические изменения. Политические ссыльные. Участники боевых действия.
9.2. Сбор материала в библиотеках, архивах, Интернете по теме «Братск в годы Первой мировой войны»
Правила сбора материала. Отбор необходимой информации
9.3. Создание исследовательской работы «Братск в годы Первой мировой войны»
Обоснование структуры исследовательской работы. Теоретико-методологические основы, оформление исследовательской работы. Библиографический обзор.
Раздел 10. Братчане - участники Великой Отечественной войны (20 часов)
10.1. Братск в годы Великой Отечественной войны
Братчане на фронте и в тылу. Братчане – Герои Советского Союза
10.2. Братчане – участники Великой Отечественной войны и советско-японской войны
Приобщение материала к экспозиции «Вечная память»
10.3. Создание буклета: основные правила
Правила создания буклета. Художественный замысел. Отбор информации. Создание буклета
10.4. Сбор материала для создания буклета «Василий Иванович Макаров – участник советско-японской войны».
Сбор материала в архиве Музея БПромТ. библиотеке, интернете, Совете ветеранов г. Братска.
10.5.Создание буклета «Василий Иванович Макаров – участник советско-японской войны».
Концептуальный замысел буклета. Оформление.
10.6. Оформление альбома, создание презентации «Наши дела»
Отбор материалов (фотографии, текстовые сопровождения), выработка концепции, художественного оформления альбома «Наши дела». Отбор фото-, видеоматериалов, текстового сопровождения, создание презентации «Наши дела».

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
1. Братск: азбука романтиков / В.В. Кудряшов, Л.М. Салахова, Г.А. Цыкунов. - Братск: Изд-во БрГУ, 2011.
2. Историческое краеведение и музееведение в дополнительном образовании учащихся / редкол.: О. А. Казанцева. – Ижевск: Удмуртский университет, 2011.
3. Сонина И.В. В помощь начинающему исследователю. Методическое пособие. Братск, 2012.
Дополнительные источники:
1. Ангарида. Братскому району 70 лет / Л.Д. Войлошников, Г.Е. Ступак, Т.Б. Туйкова. - Братск: Реформ-Пресс, 1996.
2. Братчане на фронте и в тылу-2. Часть 1. - Братск: Братск, 2005.
3. Братчане на фронте и в тылу-3 / Сост. М. Исакова. - Братск: Изд. Дом "Братск", 2010.
4. Брацкая землица / Ступак Г.Ф.- Братск, 2006.
5. Герасимов В.Ф. Сказания о Братской земле. Сборник / В.Ф. Герасимов.– Братск: Братск, 2006.
6.Попов Ю. Истоки Братска. Ч.1 [Текст] - Братск: Каскад, 2006.
7. Рудых В.М. Город Братск. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1972.
8. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003. -
9. Флагманы индустрии Приангарья [Электронный ресурс]. – Иркутск: ИОГУНБ, 2008.
10. Эхо прошедшей войны. Братчане - 60-летию Великой Победы. - Братск: Старт, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Имена Братска. Историко-биографический сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://imenabratska.ru
2. Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://irkipedia.ru