Окружающий мир и ребенок занятие №2


Тема: «Эти мудрые сказки!»
Цель занятия: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры -сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Ход занятия:
Вводная беседа по теме:
Педагог:
-Ребята, вы любите сказки? (Любим)
-Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?(разные ответы детей)
-Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни развивать добро и зло. Недаром сказки (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.
-А что будет, если у народа не будет сказок? ( разные ответы детей)
-Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Педагог:
-Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.
(Дети перечисляют знакомые сказки)
- В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают.(дети называют сказки)
- А теперь , вспомним, в каких сказках оживают небесные светила .(ответы детей)
-В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречаем такие чудеса?
-Для сказок нет ни чего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или камень. Приведите примеры, в каких сказках случаются такие чудеса. (ответы детей)
-Ребята, а можно сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
-Давай подумаем, чему учит русская народная сказка « Гуси-лебеди» (ответы детей)
- А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)
Педагог:
-У русского народа всегда была тяжелая. Трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили добрые дела. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, никого не убивал на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду- помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…
Педагог:
-Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.
-Угадайте, что это за сказка?
(Детям предлагается схема сказки «Теремок»)
-А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
-Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.
Вывод: Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни-добру и любви. Будь добр в самом малом6 к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.
Психогимнастика «Разные герои сказок»:
- А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в разных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренних характер. (Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.)
Продолжение беседы, дидактические игры:
Педагог:
-Есть еще интересная игра « Имя шепчут волны».
Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить , тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовет волна, а затем по очереди произнесите вслух.(потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка, Илья –Муромец, Русалочка, Баба-яга…)
-Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба - яга в сказках?
-Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба-яга страшная, коварная, злая. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» т .д.)
-А теперь вспомним, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист - Ясный Сокол»)
Вот она, какая разная Баба-яга.
- А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу-ягу. (дети изображают) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой.)
Дети ее дразнят:
Баба-яга, костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого-тот замирает)
- Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.
Совместное придумывание сказки:
Педагог:
-Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку?
(Воспитатель предлагает детям схемы- карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки.)