Занятие по экологии Подводный мир(старшая группа)


ГККП «Балдаурен»акимата Тарановского района
Открытое занятие группа «Теремок»
Воспитатель: Чебанова Т.А
Технологиялық картасы/ Технологическая карта/
Дата: 26.03.12
Білім беру облысы / Образовательная область/:Социум Бөлім /Раздел/: Экология
Тақырып /Тема: Подводный мир
Мақсат /Цели: развиватьустойчивыйинтерес детей к предмету и способам познания, желание отразить полученные впечатления в продуктивной и речевой деятельности.
Обучающие:       конкретизировать представления детей о разнообразии внешнего облика морских рыб, особенностях приспособления к среде (морской ёж, рыбы: бабочка, лисичка, попугай; морской конёк , скат);практиковать детей в умении словесно описывать особенности внешнего вида рыб.
Развивающие:актуализировать способность к направленному речевому общению детей с педагогом, друг с другом и познавательный интерес к живой природе;
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к любым представителям живой природы;    формировать чувство ответственности, желание сохранить, не навредить живым существам.
Алдынала жұмыс /Предварительная работа:чтение научно-популярной литературы и рассказы воспитателя о жизни рыб, рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедия «Мир животных», создание коллективного панно «Этот удивительный подводный мир».
Құрал-жабдықтар /оборудование/ панно «Этот удивительный подводный мир», цветные контуры рыб , видео ролик «Подводный мир», звуки природы, оборудование для опытов, пазлы «Подводная лодка», морская паста, тостики.
Сөздік жұмыс /Словарная работа/: морской конек, подводный мир, батискаф
Билингвальді қарым –қатынасты игеру / Билингвальный компонент/
рыба - балык, море - теңіз. су -вода, көл - озеро, өзен — река, мұхит — океан
Қимыл кезені
/Этапы
Деятельности/ Тәрбиешінің әрекеті
/Действия воспитателя/ Балалардың әрекеті
/Действия детей/
Мотивациялы-ұйымадастыру кезені
/Мотивационно-
побудительный /
-Сәлеметсізбе, қымбатты қонақтар мен балалар!
Здравствуйте дорогие гости и ребята!
С чего обычно начинается наш день. Конечно, с пожеланием хорошего настроения, себе и всем гостям. Если настроение у нас будет хорошим, то и день будет счастливым и радостным.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем,
С добрым утром, ясным днем !
Вот как славно мы живем.
Здравствуйте! - ты скажешь человеку
Здравствуй — улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали
Добрый день! -ответил ты
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Қайырлы таң! -с добрым утром!
Сәлеметсізбе! -здравствуйте! друг другу и говорят: «Доброе утро!».
Высказывания детей
Ответы детей
Дети берутся за руки, улыбаются
Ұйымдастыру- ізденіс кезені
/Организационно – поисковый/
Молодцы, всем становится приятно и весело, когда у окружающих людей хорошее настроение. Дети, вы любите путешествовать?  Куда бы вам очень, очень хотелось попасть?
- А хотите отправиться в подводное путешествие, где можно встретить удивительных и загадочных морских рыб?
- Подумаем вместе, на чем можно опуститься на дно моря?
- Сегодня нам предстоит подводное путешествие, но оно может быть опасным. Когда люди уходят в плавание, то родственники, друзья желают им счастливого путешествия. Наших гостей мы оставляем на суше, а что-бы путешествие у нас было счастливым, давайте попросим наших гостей нам сделать пожелания.(гости дарят пожелания)
- Вы готовы к погружению? - Я, в нашей команде, буду ученым и помогу увидеть и разгадать тайны моря. Плыть я буду рядом, но в другом подводном аппарате – батискафе (показываю рисунок). Батискаф - специальный глубоководный аппарат, маленькое судно, с помощью которого можно опускаться очень глубоко, попадать в пещеры морского дня и проводить разные подводные исследования.
(включается шум моря)
Ребята, внимание! Наша лодка опускается на морское дно. 1 -2 -3 –все замрём! В мир подводной попадём. Сейчас начнутся чудеса! Надо только закрыть глаза.В этот момент приглушается свет в групповой комнате, включаются подсветка панно «морского дна». Раздаются звуки подводной воды. - Мы с вами оказались на морском дне. Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями.
А сейчас немного отдохнем и давайте с вами поиграем в: «Угадайку». - Вы услышите звуки и должны определить, кто их произносит. Звучат звуки: китов, дельфинов. - Как вы думаете, о чем могут говорить киты? А дельфины?
(звукозапись с криками дельфина и кита)
Показ видео ролика подводный мир.
-Ребята, а почему человек не погружается в воду без специального оборудования?-А как же в воде живут рыбы?Правильно у них есть жабры -органы газообмена водных животных, рыб,Благодаря процессам дыхания организм получает эликсир жизни - кислород, разносимый кровью по тканям тела. У рыб поглощение кислорода и поступление его в кровь, происходит, в первую очередь, в жабрах, имеющих множество мель чайших кровеносных капилляров
Вопросы:
Чем покрыто тело рыб?Зачем рыбам Рыбы отличаются от других водных жителей?плавники? (сохранять равновесие, тормозить)Зачем рыбам хвост? (двигаться)Зачем рыбам жабры?-А теперь, ребята мы с вами пройдем в нашей подводной лодке в лабораторию и проведем несколько исследований.
" Опыты
Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда
Взять стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросить в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.
"Подводная лодка" №2. Подводная лодка из яйца. Определить где соленая вода, а где пресная.
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Почему плавает подводная лодка?
Налейте в глубокую миску воды. Боком положите в воду прозрачный пластиковый стакан и полностью утопите его в воде.
Удерживая под водой верхнюю часть стакана, переверните его и поставьте дном вверх на дно миски. Слегка приподняв край стакана, просуньте внутрь него соломинку, конец которой можно согнуть под углом. Придерживая стакан рукой, но не ограничивая его движений, вдуйте в стакан воздух через соломинку. Он вытеснит воду, и стакан поднимется вверх.
Объясните ребенку, что под действием тяжести воды стакан лежит на дне. Воздух вытесняет воду из стакана. А так как воздух намного легче воды, то стакан, наполненный воздухом, стремится всплыть, то есть стать плавучим.
По этому же принципу всплывают и опускаются на дно подводные лодки. Когда им нужно всплыть, специальные отсеки заполняются воздухом, а при погружении, наоборот, — в отсеки подается вода, вытесняющая воздух.
Игра: «Невод».Выбирает по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить ловить рыбок с разомкнутым неводом, т.е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод»
- Ребята. А какая польза человеку от моря?
-А чем моря опасны для людей?
-Ребята,находясь на подводной лодке я бы хотела, чтобы мы сейчас с вами представили себя матросами этой лодки и хотя бы выполнили одну задание на ней.
Давайте разделимся на две команды: девочки будут работать у нас коками- повар, мальчики- матросами и будут собирать запчасти нашей подводной лодки. Согласны?
Пальчиковая гимнастика «Медуза» - Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет быстро.
-Волны ,волны расступитесь, дети в детский сад вернитесь Высказывания детей
Помогают воспитателю во время проведения опытов
Дети закрывают глаза
Рассматривают панно, рассказывают каких знают морских обитателей,объясняют значение моря для человека
Рассуждение детей
Смотрят видео ролик
Нет кислорода.
Они дышат с помощью жабр
Дети наблюдают за опытом
Выполняют правила игры
Отдых у моря полезен для здоровья.Водоросли вырабатывают кислород, которым мы дышим.По морю перевозят грузы.Из водорослей делают лекарства.Рыбу, живущую в море, люди употребляют в пищу.
Когда на море возникает шторм.Когда море загрязнено.Когда на море образуется цунами
Мальчики собирают пазлы подводной лодки, девочки готовят бутерброды из морской пасты.
Выполняют пальчиковую гимнастику
Дети пробуют морские бутерброды
Рефлексті-коррегиялық кезені
/Рефлексивно – корригирующий/
Итог, поощрение. Делятся впечатлениями об занятии
Жетістігінің күткен нәтижесі /Ожидаемый результат/:
Білу керек /Знать разнообразие морского мира животных, рыб, растений.
Болу керек /Иметь/:значение моря в жизни человека
Қолдан керек / Уметь/:чувство ответственности, желание сохранить, не навредить живым существам.