Конспект урока окружающего мира на тему:«ЗОНА СТЕПЕЙ. СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК» (4 класс)


Моу – сош С. подлесное марксовского района саратовской области
учитель: папкина Надежда Александровна
урок: окружающий мир
4 класс
тема: «Зона степей. Степи и человек»
Цель:
развивать основные представления о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы: «Зона степей. Степи и человек.»Задачи:
предметные:
- формировать представление о природной зоне;
- умение определять природную зону по основным признакам;
- установить зависимость растительного и животного мира степи от её природных условий.
Метапредметные УУД:
познавательные:
- развивать умение работать с географической картой;
- развивать познавательный интерес;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
регулятивные:
- планировать деятельность.
коммуникативные:
- развивать речь;
- умение работать в группе.
личностные:
- помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;
- формировать представление детей о том, что человек – часть природы.
Ход урока
№ Этапы урока Деятельность
учителя Деятельность
ученика УУД
1 Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность. Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
Что вы ожидаете от этого урока? Ситуация успеха.
Мотивация.
На уроке мы повторим то, что знаем.
Личностные УУД:
Самоопределение
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: повторение изученного материала, необходимого для
работы на уроке.
Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам.
Карточка№1
В какой природной зоне существуют эти цепи питания?
А) голубика леммингбелая сова;
Б) ягельоленьволк;
В) зёрна растенийполёвкасокол.
Карточка№2
Найди лишний объект растительного или животного мира.
А) Полярный мак, водоросли, карликовая берёза.
Б) Лиственница, сосна, клён.
В) Олень, бурый медведь, лемминг.
Г) Рысь, тюлень, белый медведь.
Карточка№3
Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.
Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более… (мягкие), чем в тундре. Растительный мир…(богат). Большую территорию зоны занимает ….(хвойный лес). В лесной зоне редкими животными являются: …, …, … (зубр, амурский тигр, утка мандаринка). Лесным исполином называют ….(лося).
Дети самостоятельно выполняют задания на карточках.
Дети зачёркивают повторяющиеся буквы, называют слово «Степь». Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные
пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные УУД:
адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок Регулятивные:
оценивать результат выполненной работы.
Продолжаем наше путешествие.
А куда мы отправимся дальше, вы узнаете, расшифровав письмо.
Зачеркните повторяющиеся буквы.
РМ ыя рМ Д Х С у
Я Л Ч Т Х
В Ф Юе юЛ Э Ф ПЧ
У цВ ьдйыЦйЭ
3 Постановка учебной задачи.
Цель: определение темы урока,
выявление причины затруднения;
постановка цели урока. Так куда же мы с вами отправимся путешествовать?
Как будет называться тема урока?
Вы встречались где-либо с таким понятием?
Какую цель вы перед собой поставите?
В зону степей..«Зона степей. Степи и человек»
Нет.
Узнать о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями.
Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные
учебные и познавательные мотивы;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение;
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, доказательство;
Коммуникативные УУД:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
целеполагание; оценка
4 Построение проекта выхода из затруднения. Работа с картой.
Собираем экспедицию.
Составляют программу исследования.
О чём бы вы хотели узнать?
1. Климат.
2. Растительный мир.
3. Животный мир.
4. Степи и человек.
5. Экологические проблемы. Охрана природы.
Чему бы хотели научиться?
Деление на группы. Постановка цели в каждой группе.
1 группа – «Географы»
Цель: изучить климат природной зоны.
2 группа – «Ботаники»
Цель: изучить растительный мир.
3 группа - «Зоологи»
Цель: изучить животный мир.
4 группа – «Исследователи»
Цель: жизнь человека в зоне степей.
5 группа – «Экологи»
Цель: изучить экологические проблемы в зоны степей. Определяют местоположение зоны на карте.
Ответы детей.
Научиться определять природную зону по основным признакам;
устанавливать зависимость растительного и животного мира зоны степей от её природных условий;
определить роль человека в охране природы зоны степей.
Дети ставят цели, распределяют роли. Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные учебные и познавательные мотивы;
использование знаково-символических средств;
поиск и выделение информации;
смысловое чтение;
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей, доказательство;
Коммуникативные УУД:
Планирование
кооперация с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
разрешение конфликтов
Регулятивные:
целеполагание; оценка

5. Физминутка. Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянули шире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклонились – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку!
Выполняют движения.
Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
6 Самостоятельная работа
Цель: проверка умения самостоятельно решать примеры, включая самоконтроль и самооценку.
Правила работы в группах.
Прочитать вопросы.
Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу и другой материал.
Распределить роли участников группы и подготовить выступление.
Оценить работу группы.
У всех детей на столах «карточка-помогайка»
«Географы»
Откройте учебник на странице с. 95
1. Где расположена зона степей?
2.Главная особенность зоны степей?
3.Осадков в степи выпадает мало. Примерно столько же осадков выпадает и в тундре. Как ты думаешь, почему в тундре болота, а в степи - засухи?
6. Составьте рассказ по вопросам. Сделай вывод.
7. Оцените работу группы с помощью знаков +, -
«Ботаники»
1. Откройте учебник на странице 98.
2. Какие растения растут в зоне степей?
3. Как растения приспособились к жизни в зоне степей?
4. Почему в зоне степей не растут деревья?
5. Составьте рассказ по вопросам. Сделай вывод.
6. Оцените работу группы с помощью знаков +, -
«Зоологи»
Откройте страницу 96-97, 99 - 100 учебника.
1. Какие животные могут жить в зоне степей?
2. Как они приспособились к условиям обитания?
А) насекомые
Б) птицы
В) животные
3. Какие животные занесены в Красную книгу?
4. Составьте рассказ по вопросам. Сделай вывод.
5. Оцените работу группы с помощью знаков +, -
«Исследователи»
Откройте страницу 101-102 учебника.
Занятия населения зоны степей.
2. Как люди защищают почву и посевы от сильных ветров.
3. Поиски каких полезных ископаемых ведутся в зоне степей?
4. Составьте рассказ по вопросам и дополнительному материалу. Сделайте вывод.
5.Оцените работу группы с помощью знаков +, -
«Экологи»
Откройте страницу 103 учебника.
К чему приводит хозяйственное освоение зоны степей?
Почему необходимо оберегать сохранившиеся участки степей и создавать заповедники?
Как же связаны между собой обитатели зоны степей? Составьте 3 цепи питания зоны степей.
4. К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?
5. Составьте рассказ по вопросам и дополнительному материалу. Сделайте вывод.
6.Оцените работу группы с помощью знаков +, -
№ Ф.И. Активность работы в группе Сотрудничество
Дети читают правила работы в группе. Самостоятельно выполняют задание.
Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные
Логические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство;
Коммуникативные УУД:
Высказывают своё мнение, аргументируют его.
Проявляют инициативу, активность.
Ведут диалог с учителем.
Слушают товарищей, добавляют ответы или исправляют их.
Регулятивные:
выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату
7 Представление материала (защита проекта) Учащиеся предоставляют наработанный материал, который оценивается по обсуждённым заранее критериям. Учитель может совместно с учащимися задавать вопросы. Оценка работы группы.
Защита проектов на фоне презентации.
Вывод: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.
Личностные УУД:
Самоопределение
адекватная мотивация учебной деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные использование приобретенных знаний в практической деятельностиЛогические
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей,
доказательство;
Коммуникативные УУД:
кооперация с учителем и сверстниками;
разрешение конфликтов
9 Рефлексия деятельности (итог урока)
Подтвердились ли наши предположения относительно особенностей зоны степей?
- Какой вывод мы сделали?
Цели и задачи? Мы выполнили их?
Что было трудное? А какие мысли вам сейчас хочется высказать вслух?
Ответы детей.
Самоанализ
Закончите предложения:
- Для меня важно знать …,
потому что…
Самооценка
Закончите предложение:
Я … (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) сам(а).
Регулятивные:
высказывают своё мнение, аргументируют его;
слушают товарищей, добавляют ответы или исправляют их
Коммуникативные:
проявляют инициативу, активность;
ведут диалог с учителем, товарищами.
10 Домашнее задание Вы сегодня – молодцы!
Отвечали как бойцы!
Всем спасибо за урок!
А теперь звенит звонок! Записывают Д\З в дневник.