Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему Невидимые нити в зимнем лесу

План конспекта урока

Об авторе
Фамилия: Козлукова
Имя: Елена
Отчество: Владимировна
Место работы: МОУ «Новохоперская СОШ №2»
Должность: учитель начальных классов
Регион: Воронежская область
Тема и номер урока в теме: Урок 9. «Невидимые нити в зимнем лесу»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Цель урока: провести наблюдения за зимними изменениями в природе;
систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
познакомить детей с особенностями ели и жизнью животных, связанных с этим деревом.
Задачи урока: Образовательная – обобщить знания детей о зиме;
- показать связь живой и неживой природы;
- на основе личных наблюдений учить делать выводы;
- учить детей вести диалог, сравнивать, отстаивать свою точку зрения;
Развивающая – развитие логического мышления, памяти, воображения, сравнения, сопоставления;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- развитие творческих способностей;
- развитие чувства ответственности.
Воспитательная: - прививать любовь к природе;
- вырабатывать сопереживание ко всему живому.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение материала
Формы работы: групповая, фронтальная
Материалы используемые на уроке: презентация к уроку в электронном виде;
учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А.,
Новицкая М.Ю. 2 класс; игротека (2задания) (в электронном виде);
рабочая тетрадь Плешакова А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть.

План урока.

Деятельность учителя
Деятельность детей
Формирование УУД

Организационный момент


Здравствуйте дети! “Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать. Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи – за работу! В добрый час!”
Здравствуйте!
коммуникативная, ориентационно-проектировочная Формируемые УУД – личностные и коммуникативные: способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретной учебной ситуации, самостоятельная организация речевой деятельности в устной форме.



Верно, а на каком уроке мы изучаем то, что находиться вокруг нас?
Окружающий мир.


Вам нравится этот предмет? Поднимите руку кому нравиться. Чем?
Да, тем, что мы узнаем много нового, интересного, полезного, изучаем растения и животных их жизнь, среду обитания.


Сообщение темы урока


-О чём мы сегодня на уроке будем говорить, вы узнаете из загадки:
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я?
- Да, сегодня мы будем говорить о зиме, о изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.
- Послушайте ещё одну загадку о зиме и отгадайте:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом-
Всё закрылось серебром.
Зима, зимние месяцы.
коммуникативная организаторская, информационно-объяснительная; познавательная, коммуникативная, регулятивная Формируемые УУД – личностные УУД: эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; личностное самоопределение;
коммуникативные УУД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; познавательные УУД: классификация объектов по выделенным признакам, установление соответствий.


Проверка домашнего задания.


Что мы называем «невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
Связь живой и неживой природы, растений и животных, животных и животных, влияние человека на окружающую среду.
Живая и неживая природа.
аналитико-оценочная, организаторская, коммуникативно-стимулирующая– личностные


Работа по теме урока


Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.
Зима – трудный период в жизни зимующих животных.
И сейчас мы посмотри, как зима отразилась на жизни растений и животных.
-Как зимуют деревья?
-Здесь мы можем видеть связь живой и неживой природы.
- А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы?
Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. Зимой происходит дозревание почек. Оказывается и зимой под снегом растения тоже растут, но очень медленно. Это мы можем заметить у раннецветущих растений.
Как звери готовятся к зиме?
Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? (доклад учеников о каждом животном)
-Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?
Учитель читает стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.


Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою.

У опуши в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят.

Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах,
Отзовётся бойкий.

Я б могла ещё так много
Про лесных сказать птенцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих.

Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда – то
Ярко – красные. ( Показ птиц из презентации)
Какие ещё птицы зимуют в наших краях? (показ)
-Какие прилетают зимовать с севера? (показ)
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый, проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.
(показ рыб)
Обобщение ответов детей открывается схема из презентации к уроку.

Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из – под коры деревьев. Щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лакомство.
-Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Невидимые связи в зимнем лесу – беседа.
Связаны ли между собой растения и животные? Как?
(Открывается из презентации урока картинка ели и её жителей)
Вот перед нами красавица ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.
Для лесных животных ель – кормилица и защитница.
Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.
В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнезда вьют, птенцов выводят. Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.






Лиственные сбросили листву, хвойные – стоят зелёные

По стволу, плодам, семенам



Доклады детей










Гостей




Синиц




Снегири




Чиж




Птенцов




Щуры

Сороки, вороны, воробьи
Снегири, свиристели



































Сделать кормушки, ложить туда корм.
Связаны. Растениями животные питаются, белка делает себе дупло, в котором хранит на зиму запасы и зимует в ней.





Поиграем


Первое задание.
-Выбери животных, которых можно встретить зимой:
Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
Второе задание.
-Рассели животных:
белку , медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка – по домикам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.


белка, лиса, заяц, куница, ворона, волк, лось.





Белка, хомяк.
Медведь, еж, барсук, бобр, хомяк.
Лось, лиса, волк, кабан, заяц.


Подумаем


Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а)связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными ; в) связи между различными животными ; г) связи между природой и человеком.

б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.


Закрепление урока. Обобщение.



Почему мы назвали ель кормилицей? Жизнь, каких животных зависит от ели?

Для лесных животных ель – кормилица и защитница.
Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнезда вьют, птенцов выводят.
аналитико-оценочная, коммуникативно-стимулирующая
аналитико-оценочная, коммуникативно-стимулирующая
Формируемые УУД –личностные УУД: внутренняя позиция школьника,   личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; личностное самоопределение;
коммуникативные УУД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Сделаем вывод.


Что мы узнали о невидимых нитях в зимнем лесу?
В зимнем лесу множество невидимых нитей. Например, ель предоставляет многим животным пищу и укрытие. Разные животные невольно помогают друг другу добывать корм.


Работа в рабочей тетради.


Как связаны между собой ель и лесные животные? Вырежи картинки из Приложения и наклей их в схему № 1. В схему № 2 впиши названия животных. Проведи стрелки.


Оценивание.


Молодцы ребята, Спасибо вам большое за урок, мне было очень легко с вами работать. Я надеюсь, в будущем вам пригодятся знания, полученные на этом уроке.













15