Жизнь диких животных и птиц осенью. 1 класс.


1 класс Познание мира.
Тема урока: Жизнь диких животных и птиц осенью.
Цель: сформировать у обучающихся представление о связи изменений в жизни диких животных и птиц осенью с изменениями в неживой и живой природе;
-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
-содействовать воспитанию бережного, осознанного отношения к природе.
Ход урока:
I.Мотивационно-целевой этап.1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Повторение. Актуализация знаний и практических умений обучающихся.
- Послушайте стихотворение. О чём оно?
Стихотворение-загадка:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа)
-Что такое природа?
-На какие 2 группы делим предметы природы?
-Что относим к живой природе? К неживой природе?

3. Формулирование учащимися темы и цели урока.
-Рассмотрите иллюстрации на доске (медведь, скворец, хомяк, белка, воробей, лиса, сорока, ласточка) .- Что можете сказать? Кто это? (животные)
- К какой природе отнесём животных? Обоснуйте свой выбор.
- Вспомните условия, необходимые для жизни животных. (пища, тепло, воздух, вода)
- Подумайте, на какие группы можно разделить данных животных? (в паре)
- Послушайте стихотворение. О чём оно?
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (Осень)
- Вспомните, какие изменения происходят в природе осенью?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, исходя из всего сказанного.
Жизнь диких животных и птиц осенью.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (установить связь в жизни диких животных и птиц осенью с изменениями в неживой и живой природе)
II.Операционно-деятельностный этап.
-Давайте на сегодняшнем уроке «совершим путешествие» в осенний лес.
Разыгрывание сценки «Встречи в лесу»
Дети надевают маски диких животных (медведь, волк, лось и т. д.) и рассказывают учителю –«сороке» о тех изменениях, которые происходят в их жизни осенью.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я по лесу летаю, все слышу, все знаю. Хочу узнать, как дела в осеннем лесу. Ой, сколько знакомых! Добрый день, ёжик! Как твои дела?
Ёж: Вот и осень пришла. Листья опали, травка завяла. Надо готовить удобное место для сна. Вот под этим пеньком устрою себе спаленку. Постелю сухих листьев и усну на всю зиму. Еда мне не нужна. Да и негде мне её взять зимой. Попрятались черви, нет жуков и лягушек. Вся еда или засыпает, как я, или прячется.
Барсук: Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Еле нашёл жука. Спрятался он среди листьев. Да, скоро зима наступает. Надо накапливать жир, сгребать листья, устраивать себе мягкую постель и ложиться на зиму спать.
Медведь: Я наедаюсь – ем насекомых, ягоды, траву. Надо ещё утеплить берлогу, постелить сухие листья и ветки. Тогда будет удобно и мягко спать всю зиму.
Мышка: Я готовлю норку к зиме- строю спаленку, а рядом кладовочку. Кладовочку я всю осень зерном наполняю. Придёт зима, а мне не страшно: поем – посплю, поем – посплю.
Белка: Я к зиме запасаю грибы, орехи, жёлуди. Свои запасы складываю в дуплах и развешиваю на сучках. Могу насушить две тысячи грибов! Жилище своё утепляю, каждую дырочку затыкаю травой и мхом, чтобы не дуло.
Хомяк: Я всю осень запасаюсь зерном на зиму. В начале ноября построю большую норку и буду спать!
Лось. Осенью я сбрасываю свои старые рога. Скоро у меня вырастут новые. Питаюсь корой деревьев и ветками. К зиме корм не запасаю – в лесу он всегда есть.
Заяц: Я серый зайка. Прыг-скок! Прыг-скок! Грызу веточки деревьев, кору, где-нибудь на огороде кусочек капустки ухвачу. Почти сменил серую шубку на белую.
Лиса: Я меняю шубку на более теплую и пушистую. Корм не запасаю – зимой найду мышей без проблем!
Бобр: Мы, бобры, всей семьёй хатки к зиме утепляем. Разделываем упавшие деревья, запасаем корм – ветки ивы и осины.
Беседа:
- Ребята, кто из животных готовится к спячке? (медведь, ёж, хомяк, барсук)
- А кто запасает корм на зиму? (белка, бобр, мышка)
- Кто из животных ведёт обычный образ жизни? (лось, лиса, заяц)
- По тому, как дикие животные ведут себя осенью, их можно разделить на 3 группы:
- Подумайте, на какие?
1. Запасающие на зиму корм;
2. Готовящиеся к спячке;
3. Ведущие обычный образ жизни.
Физминутка «Хомячок»
Работа по учебнику. Стр. 41.
- Откройте учебник с.41.
- Послушайте внимательно текст и назовите, какие ещё изменения происходят в жизни зверей осенью?
Дети читают отрывок из текста и узнают о важном изменении в жизни животных – линьке.
На доску вывешивается табличка со словом «линька» (изменение густоты и окраски шерсти)
- Ребята, как вы думаете, изменилась ли жизнь птиц в осеннее время года?
- Чем занимаются птицы в это время года?
- Осенью изменяется не только жизнь диких животных, но и птиц.
- Давайте войдём в птичий мир, заглянем в «кладовую» пернатых.
- Во всём Земном шаре нет такого уголка, куда не залетают птицы. Птицы широко распространены.
- Человек встречает их и в полярных странах, и на экваторе, на воде, и на вершинах высочайших гор, в плодородных степях, в пустынях, в лесах и безлесных пространствах.
- Сейчас мы совершим путешествие в страну пернатых.
- Отгадайте, кто это?
1. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует. (воробей)
-А какие звуки издаёт воробей? (чик-чирик)
2. Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (грач)
3. Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её … (кукушка)
- А какая песенка у этой птицы?
4. Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло. (сова),
а какие звуки издаёт? у-у-ух5. Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее… (сорока)
- Каких ещё птиц вы знаете? (соловей, глухарь, перепёлка, снегирь и т.д.)
- На какие группы можно разделить данных птиц? (перелётные и зимующие)
- Каких птиц называют перелётными? А зимующими?
-Ребята, почему некоторые птицы улетают? (зимой для птиц страшен голод. Меньше насекомых, семян, замерзают водоёмы)- А вы знаете, что отлёт у птиц идёт в определённом порядке.
- Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему?
- Какие птицы улетают потом? Почему?
- Какие птицы улетают последними? Почему?
- Первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм, прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут.
- Потом улетают зерноядные, потому что с полей убирают зерно, семян очень мало.
Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы долго не замерзают.
- Кто из вас видел, как летят птицы?
- Летят птицы тоже по-разному. Журавли летят клином, цапли и гуси – цепочкой, скворцы и дрозды – скученной стаей.
- Одни птицы летят днём, другие ночью, а некоторые и летят и идут пешком.
- Дорога у птиц длинная. Легко ли им долететь до тёплых краёв?
- Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв.
- Синицы, воробьи, вороны, сороки ближе перебираются к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. – А чем питаются зимующие птицы? ( сохранившимися плодами и семенами растений).
- Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, устраивают птичьи столовые. Запомните! Птицам зимой не так страшен холод, как голод!
5. Закрепление.
Работа по учебнику. Стр. 42-43.
- Чем питается ласточка?
- Чем питаются птицы во время перелёта?
- Итак, какие изменения в жизни диких животных и птиц происходят осенью?
- Отчего это зависит? (С изменениями в живой и неживой природе).
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Выполняется тестовое задание .1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?
А) барсук Б) волк В) белка
2. Какое животное ведет осенью обычный образ жизни?
А) медведь Б) лиса В) мышка
3. У какого животного ближе к зиме меняется цвет шубки?
А) заяц Б) волк В) мышка
4. Найди перелётную птицу?
А) воробей Б) ласточка В) синица
5. Чем питается ласточка?
А) ягодами Б) зерном В) насекомыми

Подведение итогов урока
Вот и закончилось наше путешествие.
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- О каких животных мы сегодня с вами говорили?
3. Рефлексия учебной деятельности
На ваших партах лежат разные смайлики. Пусть каждый из вас выберет определённый смайлик и приклеит его на доску: радостный - "мне было интересно", задумчивый - "я узнал много нового", грустный - "мне было трудно все запомнить",
4. Домашнее задание
Обязательное задание для всех:
С. 39-43. Читать, ответить на вопросы.
Задания на выбор:
Подготовить индивидуальное сообщение о подготовке животных к зиме (доклад сопровождать показом иллюстрации)
Сочинить сказку на осеннюю тему о животных.
- Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок!