Конспект урока математики на темуРешение задач. Жизнь диких животных зимой

Тема урока: Решение задач.
Жизнь диких животных зимой.

Цели урока:
показать особенности жизни диких животных в зимнее время.
Задачи урока:
образовательные: закрепить умение решать задачи рассмотренных видов (простые и составные); дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;
воспитательные: прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;
развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей.

Интеграция с предметом:
ознакомление с окружающим миром.

Оборудование:
изображения птиц и зверей, счетный материал, запись П.И. Чайковского «Времена года», карточки с заданиями, презентация к уроку «В гости к зиме».

Структура урока:
Организационный момент.
Оформление тетрадей.
Устный счет.
Формулирование темы и цели урока.
Работа по теме урока.
Повторение и закрепление.
Самостоятельная работа.
Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Доброе утро, ребята. К нам сегодня пришли гости.
Давайте поприветствуем их.
- Встали ровно. Настроились на работу. Улыбнулись. Стали серьезными, сели.

Отдохнуть вы все успели,
А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Оформление тетрадей.

-Какое сегодня число?
-В нём десятков, единиц, сумма разрядных слагаемых ,
соседи числа
-Какой месяц по счету декабрь ?
-Чем запоминается этот месяц?
-Сегодня у нас урок – путешествие.

Устный счет.

-Перед началом пути – разминка!
Пока мы делаем разминку, некоторые ребята будут работать самостоятельно. Они расшифруют тему нашего урока.
(5 человек получают карточки с заданиями)

1) 40-30 е
7+7 ж
36-30 с
8+4 л
44-40 о
2) 11-9 н
55-50 и
70-60 е
13-8 и
20-4 а
3) 5+6 в
14+10 ы
7+8 ч
25-20 и
40-20 т
4) 62-60 н
14-9 и
90-80 е
20-5 ч
5) 20-15 и
66-60 с
17-7 е
6 +6 л


-А мы встаем на лыжи и отправляемся на соревнование.
1. Лыжники участвуют в соревнованиях под номерами. Хорошо ли вы знаете, кому за кем встать?
-Назовите номер участника, который находится между 46 и 48, 61 и 63, 75 и 77 ?
-Какой номер идет следом за 98, 73, 81? Перед 50,30,80?
-Если в команде 2 десятка человек, какой номер самый первый? Последний?

IV.Формулирование темы и цели урока.

-Прочитайте тему урока
-Чем же будем сегодня заниматься на уроке? (Решать примеры, задачи с помощью действия сложения и вычитания)

С
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е

И

6
12
4
14
10
2
5
10

5












В
Ы
Ч
И
Т
А
Н
И
Е


11
24
15
5
20
16
2
5
10













Ч
И
С
Е
Л






15
5
6
10
12






Наш поход начался
В пути вы должны помогать друг другу, если появятся какие-нибудь трудности.

А впереди – эстафета.
Вместо препятствия нужно найти неизвестные числа. Работаем в паре.
Чья пара будет самая сообразительная и смекалистая?
Обратите внимание на направление стрелок.

+40 -70 -4 +20



+20 +4 -45 -7



Проверка: Пара, нашедшая числа в кружках первая, называет ответ. Учитель переворачивает кружочки с правильными ответами.
Приглашаю Вас, друзья,
В зимний лес сегодня я. (1 слайд)
Сегодня на уроке работают юные натуралисты.

Работа по теме урока.

Вступительная беседа

1 ученик: (2 – 5 слайды)
Зима... Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел раздалбливает шишку, да снег скрепит под ногами: скрип-скрип, скрип-скрип! Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега. Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нем.

2 ученик:
- Вот на поляне появился зверек. Угадайте, кто это?
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

(Заяц) (6 слайд)
- Летом заяц был серым, а теперь посмотрите. Что случилось с ним?
- Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый.
Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег.
Лежку заяц-беляк устраивает на открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ямку в снегу, забирается в нее по шею. Белая окраска шерсти помогает ему спасаться от врагов, так как он почти не заметен на фоне белого снега. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают молодые деревья.
Существует поговорка: «Труслив, как заяц». Но заяц не труслив, он осторожен. Заяц способен дать отпор. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.
- Итак, что же вы узнали нового о зайце? Какие изменения в его жизни происходят зимой?

Послушайте задачу.
Дети отправились в лес и взяли с собой 7 мелких кочанов капусты, а морковок на 4 больше. Сколько гостинцев приготовили дети?

Дополните задачу. (7 слайд)
Кочанов капусты -7 шт.
Морковок - ?, на 4 больше
1) + = 11( шт.)- морковок.
2) +11=(шт.)-всего.
Ответ: ... гостинцев принесли дети.
-О чем говорится в задачи.
-Что нужно узнать.
-Что узнаем 1 действием?
-Что узнаем 2 действием?
-Назовите ответ.
- Пусть заяц угощается, а мы отправляемся дальше.
- Но вот наш зайчик встрепенулся, поджал уши и бросился наутек. Он почувствовал, что кто-то приближается.

3 ученик.
Угадайте, кто это?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

(Лиса.) (8 слайд)
- Какого цвета была у лисицы окраска шерсти? (Рыжая.)
- Посмотрите, и зимой она осталась рыжей (не меняет окраску). К зиме у лисиц отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. Тело у лисицы очень подвижное, оно может выгибаться и стлаться по земле, вытягиваясь во время бега. Ноги гибкие и тонкие. Лапы лисицы обрастают шерстью, наружу торчат только коготки. Животное как бы обувает валенки, и лапки его не мерзнут в сильные морозы.
Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты во время преследования, убегая от волка. Лиса по писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает кур, домашних птиц.
- Лиса прячется от непогоды и от врагов в норе, которую устраивает под пнями, корягами, поваленными деревьями.
- Итак, что же нового узнали о лисе?

Коллективная работа у доски и в тетради.
- Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса заметила след и медленно начала двигаться по следу.

Внимание, задача. (9 слайд)
Когда заяц пробежал 90 м, лиса прошла всего 15 м. На сколько больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, то поможем зайцу убежать от лисы.
- Повторите условия задачи. Как его удобнее записать?
- Повторите вопрос.
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Запишите решение и ответ.
Мы помогли зайцу убежать от лисы.

Физкультминутка.

Мы по лесу гуляли
и немножечко устали.
А сейчас мы дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подымись.
Руки вверх и руки в бок.
И на месте прыг, да скок
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки.
Замедляем, зайки, шаг.
И на месте
Стой, вот так!
А сейчас мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.

- А вот на полянке появился другой зверек. Угадайте, кто это?

4 ученик:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке- летом. ( белка) (10 слайд)
Зимой белка - серебристо-серая. Серая белка зимой не видна среди комков потемневшего снега, лежащего на сучках деревьев.
- К зиме белка утеплила свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды! Гнездо свое белка строит в развилках веток или дуплах деревьев. По деревьям белка передвигается так же свободно как по земле. Хвост у белки служит рулем и парашютом.
- Что же нового вы узнали о белке?
- Итак, вы знаете, что белка очень любит орехи, грибы.

Геометрический материал. (11 слайд)
- Утром проснулась белочка,
Позавтракать решила она.
На березке - грибочки,
На сосне - шишки.
Собрала запасы, вернулась в дупло.
- Найдите весь путь белочки, если от ели до березки 15 м, от березы до сосны 4 м, а от сосны до ели 20 м.
- Как называется фигура, которая у меня получилась?
- Докажите, что это треугольник. (3 угла, 3 стороны)
- Что нужно найти? (весь путь белочки) Как по-другому сказать, что нужно найти? (периметр).
- Что такое периметр? Скажите определение (сумма длин всех сторон)
- Какой буквой обозначается периметр? (Р)
(ученик у доски находит Р)
Р=15+4+20=39 (м)
Ответ: Р=39 м.
- Белка орешки грызла, а скорлупки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рев. Белка испугалась и спряталась.

5 ученик: (12 слайд)
- Берлогу медведь устраивает под ветками деревьев, в расщелинах скал. Зимой у него появляются медвежата. Говорят: «Медведь зимой лапу сосет». Почему? Оказывается в феврале с голых ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Медведь сосет лапу, согревая ногу губами и языком. Напрасно искать зимой следы медведя на снегу. Медведь залегает в берлогу еще до появления снега. Для него было бы намного опаснее, если бы он делал это позже. Ведь по следам легко отыскать его берлогу
- Что же нового узнали о медведе?

Предлагаю сравнить числа, которые показывают, сколько жира накопили разные медведи. (13 слайд)
25кг * 27кг
20кг +5кг * 91кг
36кг * 30кг + 8кг

Самостоятельная работа. (14 слайд)

- Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка не всегда находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом, и зайцы не могут достать молодую кору. Лесных зверей зимой нужно подкармливать.
- А чем подкармливать диких животных зимой, вы узнаете, если внимательно прочитаете и решите задачу.
Лесники разложили для подкормки зверей 3кг моркови, а капусты на 15кг больше.
Сколько всего овощей разложили лесники?
(Перед учащимися лежат карточки с числами: 18, 21, 81, 37. Все карточки пустые, кроме № 21 - она соответствует решению задачи. С обратной стороны карточки № 21 написано: ветки лиственных деревьев, морковь, капуста. (Решив правильно задачу, дети узнают ответ на вопрос.)
Проверим. Возьмите карточку с получившимся ответом. Читайте.

Итог урока.
Закончилось наше путешествие по зимнему лесу.
Вернемся в класс.
Что узнали на уроке?
-Чему научились? (15 слайд)
- У кого из вас появилось желание оказывать помощь в зимнее время птицам или животным?
- Каким образом вы это сможете сделать?


Домашние задание. (16 слайд)
Окр. Мир – стр. 134-139, пересказ.
Матем. – с.75, №3.















































?







60

?







56