Технологическая карта урока Три склонения имён существительных. Ь на конце имён существительных (5 класс)


Краткая аннотация.
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Тема для учащихся не новая (изучалась в начальной школе). Сценарий урока соответствует структуре урока комбинированного типа. Этапы урока:
1 Организационный момент: учащиеся эмоционально и психологически настраиваются на урок.
2 Актуализация знаний: проверка знаний в форме блиц-опроса.
3 Постановка проблемы урока: на основе примеров ученики должны сформулировать тему и цели урока. (Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.)
4 Построение проекта: с помощью творческого проекта (сочинить лингвистическую сказку) вспомнить, по каким признакам делятся имена существительные на склонения. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод «Инсерт».
5 Физкультминутка: основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и проверка в игровой форме знания и умения.
6 Первичное закрепление: руководствуясь правилом в учебнике, ученики составляют алгоритм, а затем выполняют задание в парах и, пользуясь эталоном, проводят самопроверку. В процессе работы находят нужную орфограмму и формулируют правило.
7 Самостоятельная работа:
а) Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный (уровень выбирают ученики).
Выполняя задание, находят изученную орфограмму. Проводят самооценку данной работы.
б) Игра «Найдите меня». Укажите «лишнее» слово в каждой группе слов.
1. Полдень, пень, лень.
2.Плетень, тень, дрель.
3.Трель, капель, огонь.
4.Плач, врач, плачь.
8 Рефлексия: подвести итог урока и оценить свою работу.
9 Домашнее задание разноуровневое.
На уроке используется ИКТ как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы учащихся и самопроверки выполненного задания.
Соответствие деятельности требованиям ФГОС:
- содержание урока
связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи;
- проблемных вопросов;
- репродуктивная деятельность - «прочитай, вспомни, повтори»;
- поисковая деятельность – «объясни, оцени, сравни»;
- самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока;
- применение диалоговых форм общения;
- создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся (создание лингвистической сказки);
- осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек;
- сочетание групповой, парной и индивидуальной работы;
- реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня);
- использование наглядного материала;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- чередование материала разной степени трудности;
- использование ИКТ;
- наличие физкультминутки.
Компоненты урока:
Технологическая карта урока.
Раздаточный материал.
Презентация к уроку.
Технологическая карта урока.
Тема: Три склонения имён существительных. Ь на конце имён существительных.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Предметные: совершенствовать умение определять падеж, род, склонение имен существительных, определять наличие/отсутствие Ь на конце имён существительных.
Метапредметные:
развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
формировать умение грамотно и связно излагать свои мысли;
извлекать информацию из одной формы и преобразовывать её в другую форму (в схему, алгоритм);
владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностные:
формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
овладевать умением слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
учиться уважать иное мнение, не допускать высмеивание других, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные:
овладевать способностями определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и, исходя из критериев, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом, «Сигнальная карточка».
Планируемые результаты: учащиеся научатся
определять склонение существительных;
применять правило постановки Ь в существительных 3-го склонения.
План урока:
Этап мотивации к учебной деятельности – 1 мин.
Основная часть
актуализация знаний (на основе изученного) – 4 мин.
постановка проблемы урока, формулирование темы урока, планирование деятельности – 5 мин.
построение проекта – 10 мин.
физкультминутка – 2 мин.
(Ответы детей) – 12 мин.
Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.
Заключительная часть
Рефлексия. Самооценка – 4 мин.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
(1 минута)
- Здравствуйте, ребята!
Наш урок мы начнём с пословицы.
Прочитайте её.
«Кто получит знания, тот не будет жить в нужде» (слайд 1)
Объясните, как вы понимаете смысл пословицы?
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час! (слайд 2)
Психологический настрой
учащихся на урок.
Читают пословицу.
Объясняют понимание пословицы
(Ответы детей:
- только знания делают человека грамотным и духовно богатым.
- чтобы владеть устной и письменной речью, необходимо учить правила русского языка.)
Личностные УУД:
1.Внимание.
2.Уважение к окружающим.
3.Эмоциональный настрой на урок.
2)Актуализация знаний (на основе изученной темы) - Давайте вспомним в форме блиц-опроса, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках: (слайд 3)
1.Имя существительное – это …
2.Имена сущ. бывают …
3.Постоянные признаки имён существительных. Назвать.
4.Непостоянные признаки. Назвать.
5.Что называется склонением? Сколько склонений у имени существительного?
6.Как определить склонение у имени существительного?
7.Что значит просклонять имя существительное?
8.Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назвать, привести примеры.
9.Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Назвать, привести примеры.
10.Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назвать, привести примеры.
11.Сколько падежей в русском языке?
Слабые ученики: выполняют работу по индивидуальным карточкам

Отвечают на вопросы
Слабые ученики: выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Коммуникативные УУД:
1.Владеть монологической и диалогической речью.
2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.
Личностные УУД:
1.Самоконтроль
Познавательные УУД:
1.Проверка изученного
3)Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целей, планирование деятельности. - Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению имени существительного, начатую в начальной школе.
- Посмотрите на доску.
Какой частью речи являются записанные слова?
На какие 3 группы можно их распределить? (слайд 5)
Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь.
- Проверьте себя, верно ли вы распределили существительные по трём склонениям.
Сообщите о наличии/отсутствии ошибок «Сигнальными карточками».
-Что нужно знать, чтобы безошибочно выполнять подобные задания? Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
- Да, вы правы, запишите в тетради тему урока (слайд 1)
-Сформулируйте, пожалуйста, цели урока.

- имена существительные.
Распределяют слова по группам.
Информируют о качестве выполненного задания «Сигнальными карточками» (флажки разного цвета)
Формулируют тему урока
- Три склонения имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных.
Записывают дату и тему урока
«Три склонения имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных».
Цели:
-1)вспомнить, как определяются склонения существительных;
-2)научиться безошибочно определять склонение существительных. Регулятивные УУД:
1.Высказывать предположения на основе наблюдений;
2.Формулировать тему урока, проблему;
3.Самостоятельно планировать деятельность.
Познавательные УУД:
1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.
Коммуникативные УУД:
1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
1.Построение проекта выхода из затруднения и реализация. Работа в группах
- Ребята, вы смогли правильно распределить слова по группам, но не объяснили, по каким признакам вы их распределяли.
Я предлагаю в сказочной форме объяснить, как существительные на 3 склонения поделились. Какие сказочные зачины вам известны?
(слайд 6)
- Прочитайте, что у вас получилось.
Работа с учебником.
- Откройте, пожалуйста, страницу 62 учебника и методом инсерта, прочитайте правило. Напоминаю: (слайд 7)
«!» - знал,
«+» - новое,
«?» - вызывает вопрос,
« » - думал иначе.
Проверка:
- Что вы знали?
- Что для вас новое? -3)научиться безошибочно определять наличие/отсутствие Ь на конце имён существительных.
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.
Придумывают лингвистическую сказку в группах.
Чтение сказок.
Читают правило на стр.62, используя метод инсерта
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
1.Выделять главное, извлекать информацию;
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;
3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
2.Физкультминутка.
(Слайд 8) - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.
Лингвистическая разминка.
- Я называю существительное, если
1 скл. – поднимаем руки вверх.
2 скл. – в сторону.
3 скл.- отпускаем.
1 скл. - река, дедушка, деревня.
2 скл. – дом, облако, море.
3 скл. – ночь, степь, мышь. Выполняют гимнастику. Познавательные УУД:
1.Проверка знаний и умений.
Личностные УУД:
1.Снять напряжение и утомление на уроке.
3.Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону. Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание:
Распределите имена существительные по склонениям.
Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений.
- Но чтобы выполнить данное задание безошибочно, предлагаю вместе составить алгоритм и записать его в тетради.
Составление алгоритма (слайд 12)
Слайд 13.
Пять тетрадей, разгрузить машину с цементом, накормить супом, любоваться новогодней елью, построить шалаш(?), покормить доч(?), много груш(?).
Комментарии учащихся для самопроверки.
Работа с «Оценочными листами».
-Оцените распределение имён существительных по столбикам, выполненное товарищем в «Оценочном листе» по 5 б. системе, пользуясь записями на слайдах.
Наблюдение и сравнение (слайд 15,16,17)
-Изучение склонений имен существительных играют важную роль. Почему?
В данном задании вы определили орфограммы.
– От чего зависит наличие или отсутствие Ь на конце существительного в И.п. после шипящего?
Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания.
Участвуют в составлении алгоритма и записывают его в тетради.
1.Поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.).
2.Определить род.
3.Выделить окончание.
4.По роду и окончанию определить склонение.
Выполняют задание в парах (распределяют имена существительные по склонениям).
Выписывают существительные в тетради. Распределяя по столбикам: 1скл 2скл 3скл
Самостоятельно проверяют, слушая комментарии учеников (учитель называет из числа желающих).
Оценивают работы товарищей.
- во-первых, позволяют безошибочно написать окончание имени существительного,
во-вторых, безошибочно определить наличие/отсутствие
мягкого знака на конце имени существительного.
- «Ь после шипящих на конце слова»
пишется Ь:
у сущ. 3 склонения (И.п., ж.р.)
не пишется Ь:
У сущ. 1 и 2 склонения
У сущ. в Р.п., мн.ч. Познавательные УУД:
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.
4.Самостоятельная работа. Самостоятельная работа (разноуровневая).
- На партах лежат карточки с заданием.
1 (базовый уровень)
Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)
2 (повышенный уровень)
Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.
Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).
Проверка.
- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе. Каждый самостоятельно работает.
Проводят самооценку. Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
2. Проверка знаний и умений.
Коммуникативные УУД:
1.Осуществлять контроль.
5.Итог урока. Рефлексия (слайд 18). - Настало время подведения итога нашей работы.
- Какую цель ставили на уроке?
- Добились мы поставленной цели?
На слайде:
Сегодня на уроке я научился…
Какие трудности встретились?
Своей работой на уроке я …
- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте, стараясь быть максимально объективными и доброжелательными.
Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. - повторить склонения имен существительных.
(Склонение имён существительных определяется по их начальной форме: им. падежу, ед. числу).
- научиться безошибочно определять наличие/отсутствие Ь на конце существительных после шипящих.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке.
Оценивают работу одноклассников, сопровождая комментариями.
Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают их на проверку учителю. Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;
2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3. Строить связанное монологическое высказывание
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
6.Домашнее задание (слайд 19,20) - Домашнее задание двух уровней: базовый и повышенный. Делаете самостоятельный выбор задания и выполняете его. Желаю успехов!

Урок окончен!
Тексты распечатаны.
1 (базовый уровень)
Выучить алгоритм.
Выписать имена существительные из текста, выделить окончание, определить род, указать склонение.
В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.
Образец: : Идти по алле е (аллея –ж.р., 1 скл..)
2 (повышенный уровень)
Выучить алгоритм.
Вставить пропущенные буквы, списать, указать склонение и падеж, выделить окончание.
Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . (слайд 10) Записывают домашнее задание. Раздаточный материал:
1 (базовый уровень)
Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)
2 (повышенный уровень)
Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.
Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).
Домашнее задание.
1 (базовый уровень)
Выучите алгоритм определения склонения у имени существительного.
Выпишите из текста имена существительные, выделите окончание, определите род, укажите склонение.
В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.
Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)
2 (повышенный уровень)
Выучите алгоритм определения склонения у имени существительного.
Вставьте пропущенные буквы, укажите у имён существительных склонение, падеж, выделите окончание.
Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…,
спустился на парашют…, в огромном здани… .
Список литературы:
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2011.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.