Семинар на тему Азбука скороговорок 1-4 классы
























Тема: «Азбука скороговорок»

















В старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас.
Многие из детей торопятся, "проглатывают" слоги и окончания, говорят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно и "растягивают" слова. Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.
Запомнить скороговорку для большинства нормально развивающихся детей, как правило, не составляет особого труда. Гораздо сложнее ее выговорить быстро (скоро) и без запинки, при этом четко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма понятие весьма относительное;
забудьте о своем возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми;
искренне гордитесь ребенком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.
Как работать со скороговорками:
Прежде всего, необходимо иметь «банк скороговорок». Очень полезно к поиску новых скороговорок подключать самих ребят. Как правило, они делают это с огромным удовольствием. Если вовлечь в работу мам и пап, бабушек и дедушек, она становится гораздо интереснее и эффективнее, иногда зарождая соревнование кто больше?
На одно занятие следует выносить не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время.
Начать лучше с того, что взрослый достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки.
Уточните незнакомые слова и объясните смысл скороговорки.
Обратите внимание на правильную артикуляцию отрабатываемого звука. Проверьте, в каком положении должны находиться органы речи, как они должны работать.
Произнесите все слова скороговорки, в которых содержится отрабатываемый звук. Обратите внимание на правильность произношения.
Затем дети хором вместе со взрослым повторяют текст еще раз.
После такого первичного знакомства со скороговоркой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется много различных приемов.
1.
Пропевка скороговорок. Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. И вариантов здесь великое множество: в виде любимой эстрадной песни, оперы, романса, частушки, в стиле «рэп», речетативом и др. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котенок (ласково и нежно) и т. д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим. Ребенок, предложивший идею, становится руководителем или дирижером, все остальные составляют небольшой хор. Есть и другой вариант один воплощает свой замысел «на импровизированной сцене», а остальные «зрители». И так все по очереди.
Подобная работа тренирует память дошкольников, раскрывает их творческий потенциал, повышает настроение.
2.
Инсценировка скороговорки. Этот прием очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все скороговорки можно «показать; инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать скороговорку все сразу, одновременно, а взрослый в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариантодин ребенок выступает в роли актера, показывая инсценировку, а остальные громко, хором проговаривают скороговорку. Причем в роли актера должен побывать по очереди каждый. Следовательно, скороговорка будет произнесена, как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот прием, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актерские способности.
3
Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что скороговорка может быть нетолько великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чем (о ком) повествует эта скороговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам непонятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы-рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4
Задай вопрос. Если предыдущий прием предполагал, что вопросы продумывает и задает взрослый, то в данном случае сам ребенок после знакомства со скороговоркой формулирует свой вопрос и адресует его сверстнику или взрослому, по своему усмотрению. Затем выслушивают всех, кто желает что-то добавить, высказать свою точку зрения, после чего автор вопроса сам анализирует и оценивает полученные ответы.
Подобная работа в сочетании с предыдущим приемом обучает дошкольников умению наблюдать, слушать, оперировать понятиями, характеризовать, разъяснять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, оформлять свои мысли, формулируя их в виде грамотных размышлений, правильных вопросов и достойных ответов. В результате ребенок накапливает и обогащает знания и представления о самом себе, об окружающих его людях, о животном и растительном мире, о явлениях природы и о многом другом.
5
Диалог. В проговаривании скороговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести скороговорку как можно четче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек-сплетниц, давних друзей, животных и др.).
Данный прием развивает у малышей навыки общения и актерское мастерство. Следует помнить о том, что не всякая скороговорка подойдет для этого упражнения, поэтому материал следует отобрать заранее.
6 Зеркало. Ребенок в паре со взрослым изображает человека, стоящего перед зеркалом, он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; взрослый стоит лицом к лицу к ребёнку и изображает зеркало, а точнее зеркальное отражение. Его задача беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приема, который великолепно развивает внимание дошкольников, подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.
7
Эхо. Ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает скороговорку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо-повтора произнесенного слова всеми остальными. Интересно и занимательно при этом внести элемент игры, например, «Заблудившийся в лесу» или «Мы в горах». Прием способствует развитию навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать не только себя, но и других.
8
Аудиоповтор. Скороговорка записывается на магнитную ленту. Взрослый сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурсу кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
9
Иллюстрация. Этот способ еще называется «Зарисовка». Дети записывают изученную скороговорку на отдельном листе и делают к ней иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребенка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребенок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек. дедушек, братьев и сестер только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется свой «банк скороговорок». Этот прием развивает воображение, дает бескрайний простор для творчества.
10 Книга скороговорок. Когда наберется достаточное количество иллюстрированных скороговорок, каждый желающий может выпустить книгу. Для этого надо всего лишь с выдумкой и фантазией оформить обложку, указав автора, т. е. себя, и название книги. Книга может называться, например, «Азбука скороговорок», где собранный материал будет располагаться в алфавитном порядке, или «Животный мир», куда войдут тексты о братьях наших меньших.
Возможности работы со скороговорками неисчерпаемы. Ведь ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ.











Вначале скороговорки довольно лёгкие:
Шла Поля по полю.
Рядом кони топали.
Стрекочет сорока
На сосне высоко.
В домик у речки По тонкой дощечке
Спешат две овечки
Погреться у печки.
Миленькие мышки Мыли с мылом миски.
Ежевику для ежат Притащили два ежа. Ежевику еле-еле Малыши-ежата съели.
Чем дальше, тем скороговорки сложней:
Две очень умных мышки С утра читали книжки. И за день эти крошки Изгрызли книжки в крошки.

Мышонок Тотти
Живёт у тёти.
Тётя любит Тотти, Тотти - торты от тёти.
Распустив когтища, Грозно выл котище:
Из кошачьей миски
Съел щенок сосиски. Молоко пока лакал он, Занимался кот вокалом.
Божью коровку
Закрыли в коробку. Ты открой коробку - Освободи коровку.
А потом трудные - для очень трудолюбивых.
В кладовке:- кадушки. В кадушках - квакушки. Квакнули квакушки Лопнули кадушки.
На дереве - терем для тетерева.
Терем для тетерева из дерева.
Пригласил тетерев в гости тетерь,
Да забыл тетерев отворить дверь.

Залечил однажды зубр
В зоопарке зебре зуб.
И теперь, как встретит зубра,
Зебра зубру скалит зубы.

Пять опят,
Опять пять опят...
Тебе пять по пять
И мне пять по пять.






































15