«Применение скороговорок на уроках литературного чтения в 1 классе»


«Применение скороговорок на уроках литературного чтения в 1 классе»

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.
Задачи:
развитие речи учащихся;
формирование техники беглого чтения;
воспитание любви к чтению.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.
Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.
Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.
У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет востребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.
Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.
Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.
Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.
Методика проведения занятий со скороговорками
Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса. (Занятие проводится 3-5 мин).
1 занятие.
- Прочитайте эти слова снизу вверх.
в н н
а л а
к а к
ш л ппа о о а
Н Ппк
Наш Полкан попал в капкан.- Попробуйте прочитать справа налево:
НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
Кукушка кукушонку купила капюшон.
– Закончите поговорку.
В живом уголке жили ежи да……………..(ужи).
Лежит ежик у елки, а у ежа ………………..(иголки).
У Жоры – уж, у Роэы……………………………….(жук).
Орел на горе, про……………………………………(на орле).
Милая мила мылась……………………………..(мылом).
Архип осип, а осип………………………………..(осип).
Ткач ткет…………………………………………………(ткань).
У пеньков опять пять ………………………….(опят).
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами………………………………………………(чертеж).
2 занятие.
Дыхательная гимнастика (3-4 упр.)
Секрет хорошего речевого дыхания – в умелом вдохе носом и правильном выдохе, который распределяется на отрезки речи (порции).
Упражнение «Свеча» : сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание , выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
Упражнение «Именинный пирог»: сделать глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечей.
Упражнение «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш.
Упражнение «Хомячок»: плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
3 занятие.
Артикуляционная гимнастика.
Творческий конкурс «Придумывание чистоговорок»
Тренировка. Но-но-но, но-но-но – клюёт курица … зерно.
Та-та-та, та-та-та – длинный хвостик у …кота.
Ро-ро-ро,ро-ро-ро – есть у мальчика …ведро.
За-зо-зу – мы поймали… стрекозу.
Ча-ча-ча – горит в комнате … свеча.
Ель-эль-эль – мы купили ….акварель.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет …малыша.
4 занятие
Упражнения для дикции.
Произнести с голосом:
Пу!по!па!пэ!пи!пы!пя!пе!пё!пю!
Бу!бо!ба!бэ!би!бы!бя!бе!бё!бю!
Кпта!кпто!кпту!кптэ!кпти!кпты!
Гбда!гбдо!гбду!гбдэ!гбди!гбды!
5 занятие .1.Что же такое скороговорка? Это специально подобранная фраза (стих, предложение, рассказ, прибаутка, шутка) с трудно произносимыми звуками. Скороговорку надо говорить сначала медленно, а затем быстро.
На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Они также популярны и среди взрослых. Все люди хотят говорить выразительно, внятно, разборчиво. Один автор об этом написал так:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.Правила разучивания скороговорки
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды. «Посоревнуйся с товарищем, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку».
Физкультминутка «Вагоны вперёд покатили, как мячики:
Так-чики, Так-чики, Так-чики, Так-чики…..» (Изобразить поезд)
6 занятие.
Викторина.
(Раздать первоклассникам лист со скороговорками. Ведущий читает скороговорки, дети находят нужную скороговорку среди остальных скороговорок , читают и тренируются в произношении).
1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
3. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)
4. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.)
5. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова.)
6. Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)
7 занятие.
Музыкальная игра «Чайничек с крышечкой».
Ведущий просит всех детей встать в круг.
Ведущий: Под музыкальное сопровождение нужно изобразить скороговорку:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочке – пар.
чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
крышечку – хлопок ладонями, параллельными полу;
шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
пар – восходящие движения кистями.
Дети, проговаривая скороговорку, повторяют движения ведущего.
8 занятие.
По рисунку узнать скороговорку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У осы не усы, не усища, а усики.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
9 занятие.
Марафон скороговорения.
Учитель. Скороговорки учат нас говорить быстро и правильно, развивают наш речевой аппарат, совершенствуют технику чтения. Следовательно, помогают нашей учебе, потому что, чем лучше вы читаете, чем быстрее вы читаете, тем легче вам учиться. Этот конкурс нам покажет, кто быстрее умеет читать. Кто в нашем классе скороговорун. Прочитайте скороговорку.
1.Старик Скороговоров
купил скороварку,
разбил сковородку,
забыл скороговорку.
2.Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.
10 занятие
Конкурс. Телефонисты
Учитель . Людям каких профессий необходимо разучивать скороговорки?( Ответы детей . В тех , где правильно нужно и красиво нужно говорить. Например : актеры, учителя, дикторы и т.п. )
Учитель. Сейчас мы поиграем. Игра « Телефонисты » или « Глухой телефон » (Команда выстраивается в ряд. Дети шёпотом в ухо передают друг другу скороговорку. Последний член команды произносит вслух скороговорку. Побеждает та команда, которая правильно произнесла скороговорку).Шесть мышат в шалаше шуршат. (Девочки)
У ежа – ежата, у ужа – ужата. (Мальчики)
11 занятие.
Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках.
1 пословица. Арарат, горе , виноград , крупный , на, растет.
2 пословица. Пыль, из-под, летит, копыт, по полю, топота.
12 занятие.
Дети «отхлопывают» каждый слог и слово скороговорки ладошками или «отстукивают» мячом.
1. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку
2. Сыворотка из-под простокваши.
3. На дворе – трава , на траве дрова.
4. Шла Саша по траве и сосала сушку.
5. Кукушка кукушонку сшила капюшон.
6. Клара у Карла украла кораллы , а Карл у Клары украл кларнет.
7. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
8. Ехал с горки Саня , а на Сане сани.
9. Я купила кошке новые сапожки.
10. Хороши наши малыши.
13 занятие.
Разучивание скороговорок по командам.
Сopoк сорок ворoвали горох,
Сopoк ворон отoгнали сорок.
Сopoк орлов напугали вoрон,
Сopoк коров разoгнали орлов.
Вoт так Еpмак — пoсeял мак,
Pасцвел мак. Вoт так Еpмак!
Пoжал мак, смoлoтил мак,
Продал мак — вот так Еpмак!
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Такие игры-занятия можно проводить на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".
И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.