Конспект конкурса скороговорок Всех скороговорок не переговоришь


ГОАУ «Свободненская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Конкурс  скороговорок
«Всех скороговорок не переговоришь,
не перевыговоришь»
Учитель-логопед
Кравченко Анна Владимировна
Март, 2017
Конкурс  скороговорки
«Всех скороговорок не переговоришь,
не перевыговоришь»
Цель:
активизация речевой деятельности учащихся
Задачи:
1.работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;
2.совершенствовать звуковую сторону речи;
3. закреплять навыки звуко-буквенного анализа;
4.   развивать слуховую, зрительную память, внимание;
5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками,                          применять знания в новой ситуации.
Оборудование:
ноутбук, интерактивная доска, запись песни «Выйду на улицу».
Предварительная подготовка: учащиеся учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок, дети делятся на две команды:
«Говорилки» и «Тараторки».
(Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…», выходит ведущая-логопед).
Логопед:
Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы проводим «Конкурс скороговорки»
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.
 Хотите узнать откуда появились скороговорки?
Из Толкового словаря В. И. Даля:
«Скороговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.
Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить»), не запинаясь; это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).
Как работать над скороговоркой
 Сначала скороговорку надо научиться произносить медленно и отчётливо, обращая внимание на те места, где язык «спотыкается».
После небольшой тренировки, скороговорку можно произносить несколько раз подряд медленно, а потом всё быстрее и быстрее.  
Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Тексты скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.
Всегда любили на Руси  скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать будут две команды: «Звонкоголосики» и «Говорунишки» по 6 человек в каждой, а состав команд мы сейчас определим вместе. В случае затруднений участникам команд могут помогать взрослые и зрители. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале).
Итак, объявляю состав нашего уважаемого жюри:
Калашникова Людмила Михайловна,
Гора Светлана Анатольевна, учитель-логопед,
Фоменко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Чебанова Елена Николаевна, педагог-психолог,
Коваленко Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Задание 1. Скороговорки-невелички.
Логопед:
Начинаем конкурс с разминки. Каждый участник обеих команд должен четко и быстро повторить сказанную мной скороговорку – «невеличку».
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать,
всё правильно и внятно,
чтоб всем было понятно.
Для команды №1 «Говорилки»:  
1. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 
2. Кот копейку накопил, кошке козочку купил.
3. Десять совят на сосне сидят.
4. Трое трубачей трубили в трубы.
5 В Японии все пони в попоне.                  
6. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для команды №2 «Тараторки»:
В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.
В сундуке на судно несут посуду.
У Пети Потапова папа – капитан.
У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Парень поел пареной репы.
Шла торговка мимо рынка, спотыкнулась о корзинку.
Жюри подводит итоги 1 конкурса.    
Задание 2. «Звукобуквенные скороговорки».
Логопед:
Второе задание называется «Звукобуквенные скороговорки». Для этого задания приглашаются по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем сказать какие это буквы.
Скороговорки (читаются командам поочерёдно).
У тридцати трех полосатых поросятТридцать три хвостика висят. 
Мила сено ворошила,
Поломала вилы Мила.
Вилы Мила починила,
Сено всё переворошил.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком.
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.
Села Олеся с печи ноги свеся,Не смейся, Олеся, а на печи грейся!
Король на корону копейку копил,
Но вместо короны корову купил.
Загремела гроза, забралась стрекоза
На развесистый дубок, под зелененький листок.
Целый месяц мастерица
Мастерит на тонких спицах
Две цветные рукавицы
Для любимицы сестрицы.
Оценка жюри.
Задание 3. Артистичные скороговорки.
Логопед:
Скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!
Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка: (для каждой команды своя)
Тощий Кащей тащит ящик овощей.
Цыплёнок и курица пьют чай на улице.
Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:
Веселье, грусть, испуг, удивление.
Оценка жюри.
Задание 4.  Перепутанная скороговорка.
Логопед:
Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:
Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.
Команда №1                                                                
Шла Саша по шоссе,
несла сушку на шесте.
 Команда №2.
На Ерёму напала дрёма,                                                                    
От дрёмы уснул Ерёма.
Оценка жюри.
Задание 5.
Творческие скороговорки.
Логопед. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:
Команда №1:                                                                    
Розы, берёзы, гриб.    
Ответ: Распустились розы,
Вырос гриб под берёзой.                                                 
Команда №2:
Кошка, матрёшка, машина.
Ответ: Перебежала дорогу кошка,
Сидит в машине матрёшка.
Оценка жюри.
Задание 6. Домашние скороговорки.
Логопед:
К этому конкурсу вам предлагалось проиллюстрировать понравившуюся скороговорку рисунком.
Выступления из команд.
Оценка жюри.
Задание 7. «Продолжи скороговорку»
Логопед:
Части скороговорок читайте, а потом целыми называйте.
Команды поочерёдно продолжают скороговорки.
На дворе трава… (на траве дрова)
Головой кивает слон… (Он слонихе шлет поклон)
От топота копыт… (пыль по полю летит)
Течет речка, … (печет печка)
На горе Арарат… (рвала Варвара виноград)
Задание 8. «Угадай скороговорку по картинке»
(На слайдах картинки со скороговорками. Дети отгадывают и называют скороговорку вслух).
Оценка жюри.
Общие итоги все конкурсов.
Логопед:
Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить , читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.Гадасина Л.Я., Ивановская О.И. Звуки на все руки.50 логопедических игр.С.-П..1999.
2.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.
3.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.
4.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.
5.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Логопед. 2012.№5.