Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Воспитатель Олейник Н.М.
Цель: Выявить уровень знаний, умений и навыков по ФЭМП. Задачи:
Упражнять в счёте в пределах 5
Закрепить пространственные отношения слева, справа, вверху, внизу.; раскладывание предметов по возрастанию (убыванию)
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить знания о последовательности суток.
Формировать умение составлять простейшую геометрическую фигуру из палочек на плоскости стола.
Развивать смекалку, зрительную память.
Развивать творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения;
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Воспитывать умение работать в коллективе
Материал:
Демонстрационный: игрушка белка, письмо для детей, 3 елки разной высоты, 5 цветов, 5 бабочек, картинка дома, картинка белки, набор геометрических фигур белка, образцы построения дома и белки, фланелеграф
Раздаточный: 3 елки разной высоты, 5 цветов, 5 бабочек, набор геометрических фигур - белка, счетные палочки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети, к нам сегодня в гости пришла белочка и принесла какое-то письмо. Давайте его прочитаем. В письме говорится о том, что Баба Яга и Кощей Бессмертный украли Весну. А чтобы Весна вернулась необходимо Б.Я. и Кощею подарить весеннюю картину. Но картина должна быть необычная. Дети должны выполнить задания и за каждое задание получить подарок – сюжет к картине. И из этих сюжетов сложить картину. Только после этого Б.Я/ и Кощей отпустят Весну. (назвать расположение частей картины – в верхнем левом углу будет солнце, внизу цветы, слева – белочка, справа елка, посередине -дом)
Основная часть.
Дидактическое упражнение «Назови части суток»
Воспитатель: чтобы получить первый пазл –солнце, давайте вспомним части суток. Когда дети делают зарядку? (утром) Где в это время находится солнце? (внизу)
Когда обедаю все люди? (днем) Где в это время находится солнышко? (вверху)
А когда, возвращаются из детского сада? (Дети возвращаются из детского сада вечером.) где в это время находится солнышко? (снова внизу)
Когда все дети спят до утра? (Дети спят ночью. ) Что в это время светит на небе? (луна)
Награда - солнышко
Дидактическое упражнение «Расставь елочки по высоте»
Воспитатель: в лесу все елочки перемешались давайте их расставим от самой высокой до самой низкой
Елочки расставили, от самой низкой до самой высокой.
Одну елочку берем как награду. Рассуждаем с детьми где можно расположить елку на картине.
Дидактическое упражнение «Найдите белочек»
Воспитатель: У нашей белочки волк напугал ее детей, и они все убежали. Давайте их найдем и вернем маме.
Подарок - белочки.
Физкультминутка. Белка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево -вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Рассуждаем, где посадим белку, возле елочки.
Дидактическое упражнение «Бабочки прилетели»
Воспитатель: На карточке нарисованы бабочки, нужно узнать, всем ли бабочкам хватит цветов? Выложите на карточке цветы под каждой бабочкой и проверьте.
Ребенок выполняя задание у доски уточняет сколько цветов, сколько бабочек. Цветов хватит всем бабочкам. Бабочек и цветов поровну.
Награда-цветы
Рассуждаем, где на картине расположим цветы (внизу)
Как вы думаете, чего на картине еще не хватает? Подвести детей к ответу – дом.
Пальчиковая гимнастика: «Дом»
Целый день тук да тук - раздается звонкий стук.
(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(вращать кисти рук)


Заключительная часть.
Дидактическое упражнение «Дом из счетных палочек»
А теперь давайте из счетных палочек построим дом для Б.я. и Кощею. (обговорить из каких геометрических фигур можно построить дом)
Награда – дом.
Вот мы и нарисовали весеннюю картину. Возьми белочка ее и отнеси Б.Я. и Кощею
Смотрите, Весна передала вам угощения. Значит Б.Я. и Кощей ее отпустили и мы не зря трудились.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилова Е. А. Пальчиковые игры  Издательство: Росмэн-пресс, 2006
2.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – 2-е изд., и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.