разработка урока по музыке: И пусть тогда сольются в единый клич чары поэзии и переливы песен!


Урок музыки в 5классе, 2-четверть.
Тема: И пусть тогда сольются в единый клич чары поэзии и переливы песен!
Цель: 1)раскрыть взаимосвязь музыки и литературы на основе оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
2)воздействовать на чувства и эмоции детей, пробудить их вооб-
ражения , побудить к творчеству на основе совокупного восприятия
художественных и музыкальных образов.
Задача: развивать исполнительско – творческие навыки и умения.
Оборудование: компьютер, фортепиано, аудиозаписи с фрагментами из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», презентация к уроку.
Ход урока.
1.Организация учащихся.
2.Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте, ребята! Как всегда, мы наш урок начнём с распевания.
(распевание по полутонам: ой, дидо-лада, лель)
Мы использовали необычные слова – дидо, лада, лель. Знакомы ли вам эти
слова?
- Лель – это герой оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», а слово «ла-
да» встречается в песне Леля.
- Правильно. Оказывается, это имена древнеславянских языческих божеств.
Лада – богиня любви и красоты, а Лель – божество весны и молодости, сын
богини Лады.
На уроках музыки мы не раз отправлялись с вами в удивительную стра-
ну сказок и говорили, что источник сказок – сама жизнь и мечты человека. В
этом учебном году мы с вами уже познакомились со сказочной оперой Н. А.
Римского – Корсакова «Снегурочка» и с героями этой весенней сказки и даже
пели песни из этого музыкального спектакля.
Сегодня мы глубже проникнем в сказочную страну берендеев, создан-
ную в пьесе «Снегурочка» А.Островским в 1873 г. и в опере «Снегурочка», на-
писанной по сюжету этой пьесы в 1881г. Римским- Корсаковым. Тема нашегоурока называется «И пусть тогда сольются в единый клич чары поэзии и пе-
реливы песен!» (слайд №2)
Знаменитый русский писатель Александр Николаевич Островский создал пьесу «Снегурочка» по мотивам устного народного творчества (песен, сказок,обрядов, игр) в котором отражены быт и труд русского народа. Эта сказка о
человеческих чувствах, о справедливости и красоте , где люди свободны и
счастливы.
(слайд №3, портреты А.Н.Островского иН.А.Римского-Корсакова)
Великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова мы называем «ком-
позитором – сказочником». Вы ещё в начальной школе слушали музыку из его сказочных произведений – это опера «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок», «Садко», симфоническая сюита «Шахерезада». Композитору на-
столько понравилась сказка Островского, что он написал оперу «Снегуро-
чка». Ребята, кто напомнит, что такое опера?
- Опера – это музыкальный спектакль, где объединяются литература, музыка
и ИЗО. В опере все герои выражают свои мысли через пение.
- Правильно. События оперы «Снегурочка» происходят в древние языческие
времена в царстве берендеев. Правил царством берендеев справедливый,
мудрый и добрый царь Берендей. (слайд №4, берендеево царство, царь Бе-
рендей). Название «берендеево» Островский не придумал. Оказывается, подстаринным городом Переславлем – Залесским существовало Берендеево бо-
лото, на месте которого, по народным преданиям, было Берендеево цар-
ство. (слайд №5, берендеево царство и берендеи).
Здесь живёт трудолюбивый народ. Здесь все люди свободны и счастливы. Они не только трудятся, но ещё любят петь и танцевать, радуются праздникам. Композитор Римский – Корсаков показал богатство народных
праздников, обычаев и обрядов. (слайд №6, Кустодиев «Проводы зимы»)
Известный русский художник Борис Кустодиев написал картину к этой сказке.
Называется она «Проводы зимы». Как вы думаете, какой древний праздник,
обряд он изобразил?
- Праздник Масленицы.
- Правильно. Композитор в сцене проводов зимы использовал подлинные
народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни «а мы Масле-
ницу дожидаем», «Каледа – маледа», «Ой, честная масленица».
Исполнение р.н.п. «А мы Масленицу дожидаем»:
1.А мы масленицу дожидаем, дожидаем, душе, дожидаем.
2.Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем, душе, увидаем.
3.Наша Масленица, будь счастливой, будь счастливой, душе, будь
счастливой.
4.Наша горушка, будь катливой, будь катливой, душе, будь катливой!
Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с главным
языческим богом Солнца – Ярило. (слайд №7, изображение бога Солнца –
Ярило). Это день летнего солнцестояния, самый длинный световой день.
Этот календарный праздник отмечали в июне. В этот день берендеи выходили за околицу и разводили костры, прыгали через костёрА ещё пели, плясали, водили хороводы,
делали венки из цветов и трав. Затем,
ждали рассвета, появления Ярилы – Солнца. (слайд №10, изображение
встречи Ярило)
В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня
«А мы просо сеяли». Композитор Н.А.Римский – Корсаков использовал под-
линные старинные русские народные песни именно в том виде, как их пели
в народе и даже сохранил те же слова. Давайте вспомним эту старинную, существующую уже много веков песню « А мы просо сеяли».
Дети инсценируют и поют р.н.песни «А мы просо сеяли».
Главная героиня оперы, конечно же, Снегурочка.(слайд №11, изобра-
жение Снегурочки). Она – дочка Мороза и Весны. (слайд №12, изображения Мороза и Весны)
Ей уже 15 лет и она тайно от родителей приходит в заречную слободу, где
живут берендеи. Она наблюдает за их жизнью, особенно ей нравится пение
Леля – парня-пастушка, пляски берендеек. (слайд №13, изображение Леля иберендеек).Снегурочка хочет жить с людьми. Мороз и Весна, хоть и с трудом, но согла-
шаются. Ребята, как вы думаете, почему Мороз и Весна не хотят, чтобы Сне-
гурочка жила с людьми?
- Потому что она снежная девочка, от человеческого тепла и любви, от тепла
природы и солнца она может растаять и погибнуть. В этой опере есть очень
красивая ария – ария Снегурочки. Ребята, что такое ария?
- Ария – это сольное пение героя оперы.
Мы сейчас послушаем арию Снегурочки. (слайд №14, изображение Снегу-
рочки) Какие чувства она у вас вызовет, какой женский голос исполняет этуарию?
Прослушивание арии Снегурочки в исполнении А. Нетребко.
-Музыка начинается очень напевно, нежно, певуче, а затем, темп изменяется. Она становится подвижной, лёгкой, танцевальной и грациозной, как сама Снегурочка.
- Как музыка помогла нам узнать характер Снегурочки? Какой она предстала
перед нами?
-Снегурочка предстала жизнерадостной, весёлой девушкой, но холодной, ли-
шённой человеческой души.
Исполняет арию самый высокий женский голос – сопрано.
С появлением Снегурочки спокойная жизнь в царстве берендеев исче-
зает. Снегурочка ослепительно красивая, очаровательная, но сердце её ледя-
ное, она – снежная девушка. Она не умеет любить, но все юноши в царстве
берендеев в неё влюблены, в том числе и пастушок Лель. (слайд №15, Лель)
Снегурочке нравятся песни Леля и вот они встречаются.
Ребята нам подготовили сюрприз и сейчас они сыграют эту сцену встречи.
(Дети в костюмах инсценируют сцену встречи Леля и Снегурочки)
Снегурочка отвергнута Лелем, потому что она холодное существо. В отчаянии
она обращается к матери – Весне, которая дарит ей волшебный венок. В этом
венке заключена великая сила человеческой любви. Снегурочка, ранее не за-
мечавшая красоту окружающего мира, стала её видеть и восторгаться. Она полюбила, хоть и понимала, что из – за человеческой любви она расста-
ет и погибнет. Но, всёравно, Снегурочка готова умереть во имя любви. Она
восторженно благодарит Весну за дар любви и исчезает навсегда.
Но жизнь в стране берендеев продолжается. Бог Солнца Ярило дарит
им тепло. А это значит, что у берендеев будет хороший урожай, а на столе
пышный и вкусный хлеб. Опять наступит мир и покой.
А сейчас, давайте, проверим, хорошо ли мы с вами знаем оперу «Сне-
гурочка». Вы цветными карандашами и красками создали персонажей опе-
ры. Если вы правильно угадаете музыкальные темы, то появятся ваши карти-
ны на экране.
1.(звучит тема Леля)
После ответа детей на экране появляется изображение Леля.
-Тему Леля исполняет самый низкий женский голос – меццо-сопрано.
2. (звучит тема Снегурочки)
После ответа детей на экране появляется изображение Снегурочки.
-Тему Снегурочки исполняет самый высокий женский голос – колоратурноесопрано.
3.(звучит тема царя Берендея)
После ответа детей на экране появляется изображение Берендея.
-Тему царя Берендея исполняет высокий мужской голос – тенор.
4.(звучит дуэт Мороза и Весны)
После ответа детей на экране появляется изображение Мороза и Весны-красны.
-Тему Мороза исполняет низкий мужской голос – бас, а тему Весны исполня-
ет низкий женский голос – мецо- сопрано.
Вот мы с вами и побывали в сказочной стране берендеев, благодарязамечательной весенней сказке «Снегурочка». А теперь, давайте, попробуем
ответить на самый главный вопрос нашего урока. Что стало бы с литературой,
если бы не было музыки? Смог бы написать русский писатель Александр Ос-
тровский такую красивую сказку, если бы не было такого искусства как му-
зыка? Как вы думаете, почему?
- Если бы не было такого искусства как музыка, писатель не смог бы написать
музыкальную сказку, где герои поют чудесные песни.
- Как называется музыкальный спектакль, где объединяются музыка, литера-
тура и ИЗО?
- Опера.
- Как называется сольное выступление героя оперы?
- Ария.
- Наш урок мы закончим песней, потому что она тоже создаётся в содруже-
стве поэзии (литературы) и музыки.
Исполнение песни И.Алексеевой «Сказка детства».